Просмотр содержимого документа
«Приёмы обучения выразительному чтению учащихся с нарушениями интеллекта»
Приемы обучения выразительному чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:
Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России.
Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей.
С 5-го класса учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов.
Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают следующие ошибки: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении.
Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.
"Методика работы в период "разминки"
1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,
2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.
3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.
4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища.
"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи.
Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.
С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:
1) С каким чувством надо читать это стихотворение: с грустным, радостным, тревожным? (стихотворение И.Сурикова "...Ярко солнце светит")
2) Научитесь читать басню выразительно: при чтении слов автора покажите, что он размышляет, удивляется; речь Кота - живая, поучающая, а Щуки - хвастливая (басня И.Крылова "Щука и Кот").
3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")
4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")
5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")
6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")
7) После первичного чтения учителем стихотворения С.Михалкова "Будь человеком"были заданы вопросы по первичному восприятию.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Мне грустно, больно. Жалость по отношению к муравью.
- А по отношению к тому, кто поджёг муравейник? (Мы сердимся, злимся на него, осуждаем).
Пройдет зима холодная, Настанут дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые, Листами изумрудными Леса зазеленеются, И вместе с травкой бархатной Взойдут цветы душистые.
Для чего, певунья птичка, И тростник сухой и желтый Птичка резвая моя, Клонит ветер до земли. Ты так рано прилетела Вот и дождик, посмотри-ка, В наши дальние края? Хлынул словно из ведра, Заслонили солнце тучи, Скучно, холодно, как будто Небо все заволокли; Не весенняя пора!
Я сегодня лягу раньше, Ты поставь на стол варенье, Раньше лампу погашу, - Я проснусь в одно мгновенье, Но зато тебя пораньше Я проснусь в одно мгновенье, Разбудить меня прошу. Чтобы чай с вареньем пить. Это просто удивленье, Как легко меня будить.
"Речевые разминки" необходимы для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного.
В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. Одной из образовательных задач урока чтения является
Учить применять на практике «драматизацию», выразительноечтение, чтение про себя с выполнением заданий.
В 5-ом классе учащиеся инсценируют сказку
Учащиеся вступают в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.
Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.
При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.
1) Э.Шим "Белка и Енот"
- Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!
- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.
- А для чего?
- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?
2) "Заяц и Ежик"
- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...
- Не бойся... Это я, Ежик.
- Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!
- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!
3) "Сорока и Медвежонок"
- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?
- Не-а.
-Ты ее в дугу сгибаешь?
- Не-а.
- Ты ее ободрать хочешь?
- Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!
4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"
- Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!
- Удирай, квакушка, пока цела.
- А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!
- Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.
- А я от тебя в воду - и была такова!
- И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.
- А чего же ты тогда играть не хочешь?
- Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!
5) "Разговор Большой Ели и Мушки"
- Ты кому, большая елка, - Что ты, глупенькая Мушка, В небе пасмурном киваешь? Я не шью и не тачаю, И не ты ли втихомолку Я тихонько на верхушке Тучи с тучами сшиваешь? Ветер маленький качаю.
Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.
Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:
Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.
А кто задумался, о чём будет написано в этом произведении? (О муравейнике, который подожгли).
2) Рассмотрите иллюстрации к тексту.
3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.
Таким образом, целенаправленное действие словом дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.