А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.
А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.
А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.
Цель: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям; развивать внимание, устную речь, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.»
Предмет: русская литературы
Класс: 7.
Дата:
Тема: А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.
Цель:отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям; развивать внимание, устную речь, воображение.
Ожидаемый результат: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Приветствие в парах, деление на 2 группы
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
А.С.Пушкин – страницы биографии.
1. Стадия вызова.
Угадай первую строку синквейна.
……………..
Русский величайший.
Сочинял, влюблялся, погиб.
Сказки знает каждый ребенок.
Гений.
- Как вы думаете, о ком этот синквейн? Почему вы так решили?
2. Стадия осмысления.
- Что знаете об А.С.Пушкине?
Слово учителя: Работа над поэмой
Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став единоличным царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате АзовРоссия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, котоодерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
задание «Верные и неверные утверждения».
Основной причиной начала Северной войны для России – борьба за выход к Балтийскому морю. (верно)
Первое поражение в ходе Северной войны русские понесли под Нарвой. (верно)
Нарва взята была русскими летом 1704 года и в этом же году Россия подписала с Речью Посполитой союзный договор: стороны обязались вести войну со Швецией, не заключать с ней сепаратного мира. (верно)
Генеральное сражение, Полтавская битва, началась 28 сентября 1708 года (неверно), ( это дата сражения у деревни Лесной).
Карл вместе с Мазепой, гетманом Украины, бежал в Турцию (верно)
КарлХII, находившийся в Турции, сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против ослабленной войной России. (верно)
В морских сражениях (у мыса Гангут и о. Гренгам) русский флот был разгромлен шведскими эскадрами. (неверно), ( 27 июля 1714г русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. 27 июля 1720г у острова Гренгам русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом)
В 1721г в Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (верно)
Определите, о ком идет речь. Работаем в группах.
«Готово все: в переговорах Со мною оба короля; И скоро в смутах, в бранных спорах, Быть может, трон воздвигну я…» (Мазепа И.)
«…очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волненья появлялись безобразившие его судороги…» (ПетрI)
Он мальчик бойкий и отважный; Два-три сраженья разыграть, Конечно, может он с успехом, К врагу на ужин прискакать, Ответствовать на бомбу с мехом, Не хуже русского стрелка Прокрасться в ночь ко вражью стану…» (КарлХII)
Его глаза Сияют. Лик его ужасен Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как Божия гроза. (ПетрI)
И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, … явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. (КарлХII)
«…Петру я послан в наказанье; Я терн в листах его венца: Он дал бы грады родовые
И жизни лучшие часы, Чтоб снова, как во дни былые, Держать… за усы…» (Мазепа)
Историк Г. А. Леер в описании генерального сражения дал характеристики русскому царю и шведскому королю, определите, о ком были сказаны слова: «Какая бесконечная разница в распоряжениях обоих полководцев, у одного строгий расчет, гармоничное сочетание решительности с осторожностью; у другого игра, самая отважная игра – все представлено на авось, все поставлено на карту»
«Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость…» Кому дал А. С. Пушкин такую характеристику? (Мазепа)
Рассмотрите репродукцию с картины М.В. Ломоносова «Полтавская битва».
- Какие впечатления остались у вас от этой картины?
Чтение отрывка из поэмы «Полтава»
Беседа по вопросам.
- Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый круга«рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку-«навислихладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «рокосолдат, страны.
Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит ...», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)
- Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (Наступает заготовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь - труженик и воин – труженик. Идет перегруппировтребование жертв.)
- Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись вдыму», «под градом раскаленным»- пули, ядра; стена наступаю падает, следующая стена смыкаетштыки - вступает в рукопашный бой, «летучая» конница - быновых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепакрови. Жестокость боя и его стреми–«колет, рубит,режет», азатем только существительных –«бой», «клики»,«скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)
- Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жес(Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
- Какими мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним?
- (Автор влюблен в своего героя, в ПетраI. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужаГлаголы передают волнелик его ужасен, «он весь, как божия гроза» - сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своегополководца. Даже верный конь гордится седоком.
Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских,наткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжелоранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке ... несомый верными слугами». «Слабым манием руки»-неуверенное, слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происнего нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно – воодушевить свои войска.)
- Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает... вождей чуиспытывает Петр за силу русскою оружия, смеего воинов («сквозь огнь окопоёрвутся шведы») - великая честь. Петр великодушен к побежденнымшведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)
В ы в о д. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он присудьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.