kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги     русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

Цель: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям; развивать внимание, устную речь, воображение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.»

Предмет: русская литературы

Класс: 7.

 Дата:

Тема: А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги     русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

Цель: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям; развивать внимание, устную речь, воображение.

Ожидаемый результат: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Приветствие в парах, деление на 2 группы

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.     

 

А.С.Пушкин – страницы биографии.

1. Стадия вызова.

Угадай первую строку синквейна.

……………..

Русский величайший.

Сочинял, влюблялся, погиб.

Сказки знает каждый ребенок.

Гений.

- Как вы думаете, о ком этот синквейн? Почему вы так решили?

2. Стадия осмысления.

  - Что знаете об А.С.Пушкине?

 

Слово учителя: Работа над поэмой

              Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став единоличным царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате АзовРоссия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, котоодерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.



 задание «Верные и неверные утверждения».

  1.  Основной причиной начала Северной войны для России – борьба за выход к Балтийскому морю. (верно)

  2. Первое поражение в ходе Северной войны русские понесли под Нарвой. (верно)

  3. Нарва взята была русскими летом 1704 года и в этом же году Россия подписала с Речью Посполитой союзный договор: стороны обязались вести войну со Швецией, не заключать с ней сепаратного мира. (верно)

  4. Генеральное сражение, Полтавская битва, началась 28 сентября 1708 года (неверно), ( это дата сражения у деревни Лесной).

  5. Карл вместе с Мазепой, гетманом Украины, бежал в Турцию (верно)

  6. КарлХII, находившийся в Турции, сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против ослабленной войной России. (верно)

  7. В морских сражениях (у мыса Гангут и о. Гренгам) русский флот был разгромлен шведскими эскадрами. (неверно), ( 27 июля 1714г русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. 27 июля 1720г у острова Гренгам русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом)

  8. В 1721г в Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (верно)

Определите, о ком идет речь. Работаем в группах.

  1. «Готово все: в переговорах
    Со мною оба короля;
    И скоро в смутах, в бранных спорах,
    Быть может, трон воздвигну я…» (Мазепа И.)

  2. «…очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волненья появлялись безобразившие его судороги…» (ПетрI)

  3. Он мальчик бойкий и отважный;
    Два-три сраженья разыграть, 
    Конечно, может он с успехом,
    К врагу на ужин прискакать,
    Ответствовать на бомбу с мехом,
    Не хуже русского стрелка
    Прокрасться в ночь ко вражью стану…» (КарлХII)

  4. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь как Божия гроза. (ПетрI)

  5. И перед синими рядами
    Своих воинственных дружин,
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, … явился.
    Вожди героя шли за ним.
    Он в думу тихо погрузился. (КарлХII)

  6. «…Петру я послан в наказанье;
    Я терн в листах его венца:
    Он дал бы грады родовые

  7. И жизни лучшие часы, 
    Чтоб снова, как во дни былые,
    Держать… за усы…» (Мазепа)

  8. Историк Г. А. Леер в описании генерального сражения дал характеристики русскому царю и шведскому королю, определите, о ком были сказаны слова: «Какая бесконечная разница в распоряжениях обоих полководцев, у одного строгий расчет, гармоничное сочетание решительности с осторожностью; у другого игра, самая отважная игра – все представлено на авось, все поставлено на карту»

  9. «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость…» Кому дал А. С. Пушкин такую характеристику? (Мазепа)

Рассмотрите репродукцию с картины М.В. Ломоносова «Полтавская битва».

- Какие впечатления остались у вас от этой картины?

  Чтение отрывка из поэмы «Полтава»

             Беседа по вопросам.

- Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый круга«рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку - «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «рокосолдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит ...», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

-   Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (Наступает заготовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь - труженик и воин – труженик. Идет перегруппировтребование жертв.)

-   Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» пули, ядра; стена наступаю падает, следующая стена смыкает штыки - вступает в рукопашный бой, «летучая» конница - быновых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепакрови. Жестокость боя и его стреми «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики»,«скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

-   Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жес(Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

-   Какими мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним?

-   (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужаГлаголы передают волнелик его ужасен, «он весь, как божия гроза» - сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.

Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских, наткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке ... несомый верными слугами». «Слабым манием руки» -неуверенное, слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происнего нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно – воодушевить свои войска.)

- Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает... вождей чуиспытывает Петр за силу русскою оружия, смеего воинов («сквозь огнь окопоё рвутся шведы») - великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)

В ы в о д. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он присудьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

 

Пётр I

 

Карл XII

 

Поведение перед боем

 

 

Изобразительно - выразительные средства

 

 

Отношение автора

 

 

 

3. Стадия рефлексии. Проверка работ.

 Итог урока.

    Домашнее задание: отрывок выучить наизусть; 

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства