Мы сегодня снова будем писать, Делать выводы и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Сегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном, поговорим об изменениях в природе весной. Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну называют «утром года». Поэты посвятили ей немало стихотворных строк. | | Слайд 1 Слайд 2 |
Вставьте в стихотворение пропущенные буквы, объясните орфограммы. …тшумела злая вьюга, Стала ноч… к…роче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли пад…ют, звеня. Ул…глись в п…лях м…тели В св…и белые постели, И в…сна идёт повсюду, Гонит зиму со дв…ра. (Г.Ладонщиков) Не только поэты, но и художники воспевали весну. Иногда её изображали в виде девушки. Опишите её. | Учащиеся выписывают в тетрадь нужные слова, объясняют выбор орфограммы на доске, вписывая маркером буквы (самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.) Учащиеся записывают в тетрадь слова, которые помогают описать эту девушку (например, молодая, яркая, цветущая и т.д), затем зачитывают их вслух. | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Слова, какой части речи помогли вам передать своеобразие весны? Что вы знаете об имени прилагательном? Какова роль прилагательных в речи? Перед вами текст. Я люблю край. Наступила весна. Пригрело солнышко, растопило лед. Появились цветы. Вот виднеются головки мать - и – мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти вестники весны. Можно ли его назвать текстом – описанием? Добавим в текст имена прилагательные. Я люблю (родная) край. Наступила (ранний) весна. Пригрело (ласковый) солнышко, растопило (хрупкая) лед. Появились (весенний) цветы. Вот виднеются (золотистый) головки мать - и –мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти (прелестные) вестники весны. Прочитайте текст. Добавив имена прилагательные, наш текст стал красивым? Как нужно изменить имена прилагательные, чтобы текст стал созвучным? Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они согласуются, изменив окончания имен прилагательных. Объясните выбор окончаний имен прилагательных. Мы согласовали имена прилагательные с существительными, прочитаем, что у нас получилось. Выпишите из текста 2 предложение. Выполните синтаксический разбор данного предложения. Допишите еще 2-3 предложения, чтобы у вас получился связный текст. Назовите имена прилагательные, которые были использованы в вашем тексте. | Имена прилагательные. Учащиеся формулируют правило, которое последовательно появляется на доске. Много прилагательных в текстах описаниях. Дети делают выводы, которые сводятся к тому, что в тексте не хватает имен прилагательных. Учащиеся делают вывод, что нужно согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Дети по цепочке с комментированием работают у доски и в тетради. родной край ( м.р., ед.ч.) ранняя весна (ж.р., ед.ч.) ласковое солнышко (ср.р., ед.ч.) хрупкий лед (м.р., ед.ч.) весенние цветы (мн.ч.) золотистые головки (мн.ч.) прелестные вестники (мн.ч.) Учащиеся записывают предложение в тетрадь и выполняют синтаксический разбор, 1 ученик комментирует разбор у доски. Наступила ранняя весна. Учащиеся самостоятельно записывают предложения, затем зачитывают вслух. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 10 Слайд 11 |
Ребята, а о каком вестнике весны говорилось в нашем тексте? Как вы думаете, почему растение получило свое название? Мать – и – мачеха – такое название растение получило из-за своеобразия листьев. Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи. Назовите имена прилагательные, которые помогли нам описать данное растение. | О цветке мать – и – мачеха. Учащиеся делают выводы. Учащиеся называют имена прилагательные: пушистые, мягкие, холодные. | Слайд 12 |
А ещё одного вестника весны вы сможете отгадать, если правильно выполните тест. Какое слово у вас получилось? А что такое или кто такой хохлатка? Хохлатка – это растение – первоцвет с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься – у каждого цветочка длинный вырост, словно хохолок. Отсюда и название растения. | Самостоятельное выполнение теста. Учащиеся называют слово, которое получилось в рамочке в результате выполнения теста. Учащиеся высказывают свое мнение. | Приложение к уроку Слайд 14 Слайд 15 |
Вот и подошел к концу наш урок. И мне хотелось бы знать, как вами усвоена тема «Имя прилагательное». Для этого я попрошу вас оценить себя и поднять смайлик красного цвета, если вами тема понята настолько, что вы уже сможете помочь другим, зеленого цвета – если вы хорошо поняли тему, желтого цвета – если вы еще нуждаетесь в закреплении. | Учащиеся оценивают свои знания по теме и поднимают смайлики красного, зеленого или желтого цвета. | Слайд 17 |