kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу "Литературные сказки"»

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по разделу « Литературные сказки».

Развить память, речь, мышление , умение работать в группе; обнаружить склонности к творческой   деятельности.         

 Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность, чувство товарищества, доброту, справедливость.  

Формировать уверенности в себе; учить оценивать свою работу .

Оборудование: Портреты писателей:

- П.П. Бажов

- С.Т. Аксаков

- В. М. Гаршин

- В.Ф. Одоевский

Иллюстрации к сказкам, учебники.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

II . Речевая разминка

а) Дыхательная гимнастика.

На счёт 1,2,3,4 задержка дыхания, на 1,2,3,4 выдох. (3 раза).

 б) Чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

в) Работа над скороговоркой.

На доске:

Мёд медведь в лесу нашёл

Мало мёду много пчёл.

* учитель читает в нормальном темпе,

* чтение вместе с учителем в ускоренном темпе,

* каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза),

* чтение вслух отдельными учениками в темпе скороговорки.



III. Мотивация учебной деятельности.

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,

Они необходимы, как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,

О том, что может было, а, может быть, и нет.

Сегодня у нас итоговый урок по теме ,,Литературные сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий.

III. Актуализация знаний.

- А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, волшебные, бытовые).

-А почему их называют сказками? ( в них присутствует волшебство)

Мы с вами познакомились со сказками. Какие это сказки? ( литературные, авторские)

-Чем отличаются авторские сказки от русских народных?

-Что общего у этих сказок?( в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)

IV. Обобщение по сказкам

1).- И так, добро пожаловать в страну сказок!

Здесь вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.

Ну вот и первое испытание:

Узнай автора (портреты , подобрать имена)

  • Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его предания, сказки и песни родного Урала. Герои его сказов жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

(Павел Петрович Бажов 1879-1950г.)


  • Этот писатель родился в Уфе в семье помещика. Сказку, которую мы прочитали, услышал в детстве от ключницы по Пелагеи. Учился в казанском университете. (Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859г.)


  • Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.)


  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Его дом стал местом где, регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869г.)

2) Игра « Путаница»

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Ну вот пришли к нам сказки и заблудились. Давайте поможем каждой сказке найти своего автора. ( Соедини линией. На листочках напечатаны сказки и авторы).


3) Теперь вспомним содержание сказок. Отгадайте, о каком герое идет речь, и из какой он сказки

  • Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую. ( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)

  • Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну.( Мальчик Миша, Городок в табакерке)

  • Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец , Аленький цветочек)

  • Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)

  • Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)

  • Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)

  • Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)

V. Физминутка

- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,
(приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.
(приседания)
Валиком свободно спинку покрути.
(повороты корпуса вправо-влево)
Теперь, как молоточком, головку наклони
(наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени.
(движения кистями рук)


4) «Вставь слова»

- Вспомни и вставь пропущенные слова (Листочки у каждого на парте). Найти в учебнике отрывок и вставить слова. Из какой сказки отрывок?


Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

Проверка


5) «Восстанови события»

У каждой группы на столах карточки с текстом.

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить , нужно хорошо знать сказку.

- Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д. Как называется сказка, и кто её написал.


Карточка.


Даренка и Кокованя отправляются в лес. (2)
Кокованя забирает к себе Даренку. (1)
Старик рассказывает про козлика. (3)
Даренка и кошка остаются одни. (4)
Кокованя вернулся. (6)
Козлик появился. (5)
Камни драгоценные. (8)

Встреча с серебряным копытцем. (7)


  1. Тест. Будьте внимательны.

1. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:

А. Миша; Б. Петя;

В. Федя.

2. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:

А. равнодушие; Б.ужас;

В. радость.

3. Сколько лет было Дарёнке:

А. 8 лет; Б. 6 лет;

В. 7 лет.

4. Как назвал Кокованя при первой встрече девочку:

  1. Дарья; Б. Дарёнка; В.  Подарёнушка.

5. В какой сказке героине помог цветок:

А. О жабе и розе;  Б. Аленький цветочек;  В. Серебряное Копытце

Проверяем тестовое задание. Правильные ответы на доске. Проверьте сами.

Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки.

VI. Итог урока.

 И так, ребята, а что же самое главное в сказке, для чего они нам нужны? ( каждая сказка чему то учит)

-Да, сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

А чему же нас учит каждая из прочитанных сказок?

(Иллюстрации)

  • «Городок в табакерке» – с помощью фантастических героев мы узнали, как устроена музыкальная табакерка. Это познавательная сказка.

  • «Сказка о жабе и розе» – о доброте и зле. Роза - добрая, нежная, радуется жизни, а жаба – представляет собой зависть.

Люди, которые делают добрые дела – прекрасны, а завистливые и ленивые –          

отвратительны.

  • В сказке «Серебряное копытце»  каждый из героев верил в чудо и хотел это увидеть.

  • «Аленький цветочек»  - сказка, в которой добро побеждает зло.

   -Какой вывод можно сделать из нашего урока? ( Добро лучше, чем зло)

VII. Рефлексия:

- Вот и подошел к концу наш урок.

Ребята, у вас на столе лежат смайлики, если вам было интересно на уроке, то возьмите улыбающийся, а если что-то вам не понравилось, или вызвало затруднение, то возьмите другой. Прикрепите их на экран настроения.

Я хочу закончить наш урок такими словами:

СТИХОТВОРЕНИЕ

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда_

Добро творить трудней.

Рождает зверя - зверь

Рождает птицу - птица

От доброго - добро,

От злого - зло родится

Добро, сколь ни было б мало

Гораздо лучше, чем  большое зло.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Автор: Тихонова Оксана Васильевна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Обобщение по разделу литературные сказки""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuv4klassieobobshchieniieporazdielulitieraturnyieskazki"
    ["file_id"] => string(6) "278953"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453152245"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Обобщение по разделу "Литературные сказки" для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(57) "obobshchenie_po_razdelu_literaturnye_skazki_dlia_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "476324"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1535181361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "С.Т.Аксаков "Аленький цветочек" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-s-t-aksakov-alien-kii-tsvietochiek"
    ["file_id"] => string(6) "240352"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445001221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
    ["seo_title"] => string(45) "obobshchenie_po_razdelu_literaturnye_skazki_1"
    ["file_id"] => string(6) "571687"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611833431"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек""
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-skazka-lozh-da-v-niei-namiek"
    ["file_id"] => string(6) "258823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448565645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства