Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу "Литературные сказки"»
Обобщение по разделу «Литературные сказки».
Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по разделу « Литературные сказки».
Развить память, речь, мышление , умение работать в группе; обнаружить склонности к творческой деятельности.
Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность, чувство товарищества, доброту, справедливость.
Формировать уверенности в себе; учить оценивать свою работу .
Оборудование: Портреты писателей:
- П.П. Бажов
- С.Т. Аксаков
- В. М. Гаршин
- В.Ф. Одоевский
Иллюстрации к сказкам, учебники.
Ход урока
Организационный момент.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
II . Речевая разминка
а) Дыхательная гимнастика.
На счёт 1,2,3,4 задержка дыхания, на 1,2,3,4 выдох. (3 раза).
б) Чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
в) Работа над скороговоркой.
На доске:
Мёд медведь в лесу нашёл
Мало мёду много пчёл.
* учитель читает в нормальном темпе,
* чтение вместе с учителем в ускоренном темпе,
* каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза),
* чтение вслух отдельными учениками в темпе скороговорки.
III. Мотивация учебной деятельности.
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,
Они необходимы, как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,
О том, что может было, а, может быть, и нет.
Сегодня у нас итоговый урок по теме ,,Литературные сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий.
III. Актуализация знаний.
- А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, волшебные, бытовые).
-А почему их называют сказками? ( в них присутствует волшебство)
Мы с вами познакомились со сказками. Какие это сказки? ( литературные, авторские)
-Чем отличаются авторские сказки от русских народных?
-Что общего у этих сказок?( в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)
IV. Обобщение по сказкам
1).- И так, добро пожаловать в страну сказок!
Здесь вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.
Ну вот и первое испытание:
Узнай автора (портреты , подобрать имена)
Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его предания, сказки и песни родного Урала. Герои его сказов жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
(Павел Петрович Бажов 1879-1950г.)
Этот писатель родился в Уфе в семье помещика. Сказку, которую мы прочитали, услышал в детстве от ключницы по Пелагеи. Учился в казанском университете. (Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859г.)
Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.)
Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Его дом стал местом где, регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869г.)
2) Игра « Путаница»
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Ну вот пришли к нам сказки и заблудились. Давайте поможем каждой сказке найти своего автора. ( Соедини линией. На листочках напечатаны сказки и авторы).
3) Теперь вспомним содержание сказок. Отгадайте, о каком герое идет речь, и из какой он сказки
Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую. ( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)
Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну.( Мальчик Миша, Городок в табакерке)
Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец , Аленький цветочек)
Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)
Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)
Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)
Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)
V. Физминутка
- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания) Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда. (приседания) Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево) Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны) И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)
4) «Вставь слова»
- Вспомни и вставь пропущенные слова (Листочки у каждого на парте). Найти в учебнике отрывок и вставить слова. Из какой сказки отрывок?
Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
Проверка
5) «Восстанови события»
У каждой группы на столах карточки с текстом.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить , нужно хорошо знать сказку.
- Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д. Как называется сказка, и кто её написал.
Карточка.
Даренка и Кокованя отправляются в лес. (2) Кокованя забирает к себе Даренку. (1) Старик рассказывает про козлика. (3) Даренка и кошка остаются одни. (4) Кокованя вернулся. (6) Козлик появился. (5) Камни драгоценные. (8)
Встреча с серебряным копытцем. (7)
Тест. Будьте внимательны.
1. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:
А. Миша;Б. Петя;
В. Федя.
2. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:
А. равнодушие; Б.ужас;
В. радость.
3. Сколько лет было Дарёнке:
А. 8 лет; Б. 6 лет;
В. 7 лет.
4. Как назвал Кокованя при первой встрече девочку:
Дарья; Б. Дарёнка; В. Подарёнушка.
5. В какой сказке героине помог цветок:
А. О жабе и розе; Б. Аленький цветочек; В. Серебряное Копытце
Проверяем тестовое задание. Правильные ответы на доске. Проверьте сами.
Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки.
VI. Итог урока.
И так, ребята, а что же самое главное в сказке, для чего они нам нужны? ( каждая сказка чему то учит)
-Да, сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
А чему же нас учит каждая из прочитанных сказок?
(Иллюстрации)
«Городок в табакерке» – с помощью фантастических героев мы узнали, как устроена музыкальная табакерка. Это познавательная сказка.
«Сказка о жабе и розе» – о доброте и зле. Роза - добрая, нежная, радуется жизни, а жаба – представляет собой зависть.
Люди, которые делают добрые дела – прекрасны, а завистливые и ленивые –
отвратительны.
В сказке «Серебряное копытце» каждый из героев верил в чудо и хотел это увидеть.
«Аленький цветочек» - сказка, в которой добро побеждает зло.
-Какой вывод можно сделать из нашего урока? ( Добро лучше, чем зло)
VII. Рефлексия:
- Вот и подошел к концу наш урок.
Ребята, у вас на столе лежат смайлики, если вам было интересно на уроке, то возьмите улыбающийся, а если что-то вам не понравилось, или вызвало затруднение, то возьмите другой. Прикрепите их на экран настроения.