kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок окружающего мира в 4 классе «По природным зонам России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок окружающего мира в 4 классе «По природным зонам России»»

Урок окружающего мира в 4 классе

Обобщающий урок – игра «По природным зонам России»

Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы. Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой прир зоны

Метапредметные:

П - осуществляют работу с картой, высказывание пред­положений, сравнение лож­ных и истинных высказыва­ний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» инфор­мации, представленной в гра­фическом виде (карта); дают характеристику понятия; со­ставляют рассказ-описание.

Р - осуществляют оценку сво­его участия в совместной групповой деятельности.

К - владеют способами кон­структивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Л - имеют целостную картину окружающего мира в его мно­гообразии и взаимосвязях


  1. Организационный момент.

II Сообщение темы и цели урока :

- На протяжении нескольких уроков о чем мы с вами вели разговор? ( о прир зонах)

С- 1 -сегодня мы продолжим разговор по данной теме. Сформулируйте тему урока…. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, сегодня подведем итог.

- Какую цель поставим перед собой?

  • Систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире природных зон

  • Развивать познавательный интерес и творческую активность

  • Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

С-2, 3 (задачи)

- Нашу работу на уроке я предлагаю вам организовать таким образом, сначала мы прослушаем д/з, а затем отправимся в путешествие по природным зонам.

- Итак, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Природные зоны России”.

Начинается наше занятие.

Будет, думаю, оно увлекательным.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.



III Проверка д/з

- рельеф России

- каменный пояс – Уральские горы

- горы Кавказа

- рельеф ХМАО


IV Актуализация знаний учащихся


Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в группе: С- 4

  • не говорить всем сразу;

  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

  • реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

  • критикуя - предлагай

- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)

– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.

– Расположите природные зоны по порядку их следования с севера на юг.

– Покажите их на карте


Интересная игра сегодня у нас,
к ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь, думать, логически рассуждать.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за вас за всех.


с-5 Познакомьтесь с маршрутным листом и картой успешности:

  • Географическая

  • Зоологическая

  • Ботаническая

  • Игровая

  • Экологическая

  • Тестовая

Маршрутный лист и карту успешности заполнять нужно сразу после выполнения задания.


-

V. Осн часть (обощение знаний учащихся)

Путешествие по природным зонам.

С – 6. 7 1. Начинается вояж со станции «Географическая»

- Найди и исправь ошибки. Самопроверка по эталону и оценивание в листе самооценки

  • Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга (ОБЬ), а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал). Только одна большая река – Енисей (Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 (6) природных зон. Самая северная – субтропики (зона арктических пустынь), самая большая – зона (лесов смешанных)степей, холодная пустыня (тундра) и жаркая тундра (пустыня).



С 8- 13.

2. Следующий этап, я предлагаю вам вспомнить природную зону, узнав по описанию. Командам раздаются карточки (по 2_)дается 2 мин на обсуждение - ответ

  • - Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

  • - Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

  • - Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

  • - Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

  • - Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

  • - Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)


С 14

2. Приблизились к станции «Ботанической»

Узнай растение по описанию:

Блиц-опрос:

  • Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)


  • У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны.( Дуб)

  • Это таежное дерево, имеет не гниющую древесину, раздевается на зиму. (Лиственница)

  • Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)

  • У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул)

  • Это растение растет в тайге, у него очень вкусные орешки (кедр)


С – 15, 16

3.следующая станция «Зоологическая»

Рассели животных по природным зонам.

Животные природная зона

  • Кит, тюлень Арктика

  • Косуля, дельфин Субтропики

  • Лемминг, северный олень Тундра

  • Кобылка, суслик Степи

  • Рысь, глухарь Зона лесов

  • Корсак, ушастый еж пустыни

С – 17 -18

Кто лишний

  • Вам необходимо в каждой строчке представителя природной зоны, который попал в этот список по ошибке. Ответ нужно обосновать.

  • а) кипарис, пальма, джузгун, магнолия;

  • б) тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;

  • в) амурский тигр, тюлень, белый медведь;

  • г) клён, лиственница, дуб;

  • д) тополь, саксаул, берёза;

  • е) ковыль, верблюжья колючка, тюльпан;

  • ё) серая куропатка, кедровка, глухарь.

С – 19.

4. Станция «Игровая» Блиц-опрос.

Загадки:

  • 1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. (.Рачки)

  • 2.Хозяин Арктики. (Белый медведь)

  • 3.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)

  • 4.Что за дерево стоит? Ветра нет - оно дрожит.( Осина)

  • 5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет.( Комар)

  • 6.Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. Сова

  • 7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

  • 8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. Береза

  • 9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава.( Мох)


С – 20

5. станция «Экологическая» (раб в группах с самопроверкой по эталону)

По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.

- О чем я говорю? Что изучает наука экология?

Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах:

  • лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Вырубка

  • 2….земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. Распахивание

  • 3.Сточные воды и мусор , попадающие в моря приводят к их … . Загрязнение

  • 4.Неумеренное…. Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. Орошение

  • 5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы. Поверхность почв





  • *Я думаю, что вы успешно справились с заданием. У вас на столах лежат контурные карты России. Закрасьте нужным цветом природные зоны.

6. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»

- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.

Учащиеся выполняют тест в тестовой оболочке «Экзаменатор» на ноутбуках и компьютерах. Во время выполнения теста учитель осуществляет контроль на учительском ноутбуке по беспроводной связи за всеми учащимися, работающими на ноутбуках.


Графический диктант.

- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"

1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

+

2) В зоне арктических пустынь есть коренное население.

-

3) Растения пустыни тянутся высоко к солнцу.

-



4) Основным занятием населения тундры является оленеводство.

+

5) Экологическими проблемами пустыни являются неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство.

+

6) На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени.



1) В ледяной зоне растут …

  • кедры, березы, черемухи

  • лишайники, мхи, полярные маки

  • бузина, орешник, айва

2) В тундре обитают …

  • песцы, лемминги, волки

  • тюлени, моржи, киты

  • верблюды, лошади, коровы

3) В тайге растут:

  • дубы, сосны, ели

  • березы, липы, лиственницы

  • пихты, ели, кедровая сосна

4) Основным занятием населения степей является …

  • рыболовство

  • земледелие

  • оленеводство

5) В пустыне …

  • чаще всего осадков не бывает

  • выпадает много осадков в виде дождя и снега

  • выпадает малое количество осадков

6) В черном море у побережья обитают

  • киты, черепахи, тюлени

  • крокодилы, анаконды, котики

  • медузы, крабы, морские коньки

7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….

  • с неблагоприятными погодными условиями

  • с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса

  • с участившимися лесными пожарами




итог

оценивание работы в группе и самостоятельно

подсчет количества баллов

рефлексия:

Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?

В чем были ваши трудности?

Что для этого нужно сделать?

Закончите предложения:

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я….

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

-Оцените свою работу на уроке.

д/з

Путешествуя по природным зонам, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне.

Поэтому д/з: подготовить презентацию или сообщение по данной теме.








Приложение

Карта успешности


Актуализация знаний

Определение темы, целеполагание

Обобщение и систематизация знаний

Итог

№ 1

2

3

4

5

6

7

8


Моя оценка
















МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ (ГРУППЫ)

СТАНЦИЯ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ


БОТАНИЧЕСКАЯ


ЗООЛОГИЧЕСКАЯ


ИГРОВАЯ


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ


ИТОГ:

« Знатоки природы»

«Экологи»

«Любители природы»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок окружающего мира в 4 классе «По природным зонам России»

Автор: Милицкая Ольга Николаевна

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Обобщающий урок окружающего мира в 4 классе: «По природным зонам России»"
    ["seo_title"] => string(75) "obobshchaiushchiiurokokruzhaiushchieghomirav4klassiepoprirodnymzonamrossii2"
    ["file_id"] => string(6) "332741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465141489"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «Путешествие по природным зонам России» "
    ["seo_title"] => string(64) "obobshchaiushchii-urok-putieshiestviie-po-prirodnym-zonam-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417440355"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства