Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок окружающего мира в 4 классе «По природным зонам России»»
Урок окружающего мира в 4 классе
Обобщающий урок – игра «По природным зонам России»
Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы. Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой прир зоны
Метапредметные:
П - осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта); дают характеристику понятия; составляют рассказ-описание.
Р - осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности.
К - владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.
Л - имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях
Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока :
- На протяжении нескольких уроков о чем мы с вами вели разговор? ( о прир зонах)
С- 1 -сегодня мы продолжим разговор по данной теме. Сформулируйте тему урока…. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, сегодня подведем итог.
- Какую цель поставим перед собой?
Систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире природных зон
Развивать познавательный интерес и творческую активность
Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
С-2, 3 (задачи)
- Нашу работу на уроке я предлагаю вам организовать таким образом, сначала мы прослушаем д/з, а затем отправимся в путешествие по природным зонам.
- Итак, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Природные зоны России”.
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
III Проверка д/з
- рельеф России
- каменный пояс – Уральские горы
- горы Кавказа
- рельеф ХМАО
IV Актуализация знаний учащихся
Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в группе: С- 4
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
критикуя - предлагай
- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)
– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.
– Расположите природные зоны по порядку их следования с севера на юг.
– Покажите их на карте
Интересная игра сегодня у нас, к ней готовился каждый из вас. Чтоб победить, надо много знать, Уметь, думать, логически рассуждать. И верю, что каждого ждет свой успех, Душою болею за вас за всех.
с-5 Познакомьтесь с маршрутным листом и картой успешности:
Географическая
Зоологическая
Ботаническая
Игровая
Экологическая
Тестовая
Маршрутный лист и карту успешности заполнять нужно сразу после выполнения задания.
-
V. Осн часть (обощение знаний учащихся)
Путешествие по природным зонам.
С – 6. 7 1. Начинается вояж со станции «Географическая»
- Найди и исправь ошибки. Самопроверка по эталону и оценивание в листе самооценки
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга (ОБЬ), а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал). Только одна большая река – Енисей (Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 (6) природных зон. Самая северная – субтропики (зона арктических пустынь), самая большая – зона (лесов смешанных)степей, холодная пустыня (тундра) и жаркая тундра (пустыня).
С 8- 13.
2. Следующий этап, я предлагаю вам вспомнить природную зону, узнав по описанию. Командам раздаются карточки (по 2_)дается 2 мин на обсуждение - ответ
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
С 14
2. Приблизились к станции «Ботанической»
Узнай растение по описанию:
Блиц-опрос:
Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны.( Дуб)
Это таежное дерево, имеет не гниющую древесину, раздевается на зиму. (Лиственница)
Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул)
Это растение растет в тайге, у него очень вкусные орешки (кедр)
С – 15, 16
3.следующая станция «Зоологическая»
Рассели животных по природным зонам.
Животные природная зона
Кит, тюлень Арктика
Косуля, дельфин Субтропики
Лемминг, северный олень Тундра
Кобылка, суслик Степи
Рысь, глухарь Зона лесов
Корсак, ушастый еж пустыни
С – 17 -18
Кто лишний
Вам необходимо в каждой строчке представителя природной зоны, который попал в этот список по ошибке. Ответ нужно обосновать.
а) кипарис, пальма, джузгун, магнолия;
б) тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;
в) амурский тигр, тюлень, белый медведь;
г) клён, лиственница, дуб;
д) тополь, саксаул, берёза;
е) ковыль, верблюжья колючка, тюльпан;
ё) серая куропатка, кедровка, глухарь.
С – 19.
4. Станция «Игровая» Блиц-опрос.
Загадки:
1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. (.Рачки)
2.Хозяин Арктики. (Белый медведь)
3.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
4.Что за дерево стоит? Ветра нет - оно дрожит.( Осина)
5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет.( Комар)
6.Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. Сова
7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. Береза
9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава.( Мох)
С – 20
5. станция «Экологическая» (раб в группах с самопроверкой по эталону)
По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.
- О чем я говорю? Что изучает наука экология?
Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах:
лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Вырубка
2….земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. Распахивание
3.Сточные воды и мусор , попадающие в моря приводят к их … . Загрязнение
4.Неумеренное…. Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. Орошение
5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы. Поверхность почв
*Я думаю, что вы успешно справились с заданием. У вас на столах лежат контурные карты России. Закрасьте нужным цветом природные зоны.
6. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»
- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.
Учащиеся выполняют тест в тестовой оболочке «Экзаменатор» на ноутбуках и компьютерах. Во время выполнения теста учитель осуществляет контроль на учительском ноутбуке по беспроводной связи за всеми учащимися, работающими на ноутбуках.
Графический диктант.
- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"
1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
+
2) В зоне арктических пустынь есть коренное население.
-
3) Растения пустыни тянутся высоко к солнцу.
-
4) Основным занятием населения тундры является оленеводство.