kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Природные зоны России". Нестандартная форма урока, работа в группах, путешествие по разделам темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Природные зоны России"»


УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

«Природные зоны России»

в 4 классе







Соболева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением английского языка,

высшая категория

















г. Озёрск (Челябинская обл.)

2019г.

 Ни жить, ни творить «за других» нельзя.

Жить и творить должен каждый сам…




Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

-познавательный интерес;

-творческую активность;

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-умение работать с картой.

Воспитывать:

-бережное отношение к природе;

-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы самооценки для учащихся, листы мониторинга верных ответов групп «Дорожка знаний».

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.




Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Ребята, у нас в классе сегодня присутствуют гости: учителя школы и ваши родители. Поздоровайтесь.

Учитель: Интересный урок сегодня у нас

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждет успех,

Душою болею за вас за всех.

(Экран.Слайд с названиями природных зон)

2. Вхождение в тему урока, формулирование целей урока

- Ребята, с каким большим разделом в курсе окружающего мира мы знакомились с вами в течение месяца? (Природные зоны России)

- После изучения большого раздела следует всегда… (обобщающий урок).

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, а также об экологических проблемах.

- Какова же наша задача на этом уроке? (Наша задача – проверить и обобщить знания по теме Природные зоны Росси).

– А вы любите путешествовать?

– Сегодня у нас есть возможность  отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны и полюбоваться на неповторимые картины природы, а также закрепить знания по этой теме, которые вы получили ранее. Согласны?

 Кроме того, я предлагаю организовать соревнования между командами за звание «Знатоки родной страны». На каждой остановке нашей экспедиции вам предстоит выполнить различные задания и заработать баллы,  чем больше вы их наберете, тем выше вероятность стать победителями. 


– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

И в любое время года
Хороша у нас природа.
Хоть всю землю обойдёшь -
Лучше Родины любимой,

Краше места не найдёшь.

- Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего уральского края, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».

3. Представление команд.

- Для того, чтобы удобно было работать, мы разделились на команды. Самое время с ними познакомиться.

1 команда “Исследователи”

Нам лучше мокнуть под дождем,

Чем в душной комнате томиться,

Так пусть вперед зовет нас гром,

И путь наш солнышком светится.

2 команда “Защитники природы”

Мы с края уральского – судьба у нас такая,

Вырасти скорее мы мечтаем.

Тебя, родной наш край,

Надеемся, – спасем.

И славу краю нашему, друзья, мы принесем. 

3 команда “Озёрики”

На юг подайся – степь обильная,

На север – все кругом тайга.

Наш край   – земля суровая,

Таков любимый наш уральский край.

Во время нашего путешествия - Вы сами сможете проверить себя на «дорожке знаний» (показываю). Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества. А какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

Я желаю вам сохранить хорошее и деловое настроение на весь урок.


4. Разминка

- Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны и перед путешествием предлагаю немного размяться. Слушайте внимательно и думайте!

Вам предлагается выполнить графический диктант. У вас на партах лежат листочки. Подпишите ФИ. Пишите ответы вниз, указывая номер вопроса и определяя верные и неверные утверждения.

- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-".

  1. В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи  (да)

  2. У растений тундры длинные корни (нет ) короткие – мерзлота

  3. В тундре добывают нефть и газ (да)

  4. Экологической проблемой леса является вырубка лесов? (да)

  5. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)

  6. В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).

  7. Главнейшее богатство тайги – древесина (да).

  8. Фитонциды - это особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий (нет).

  9. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).

  10. В зоне арктических пустынь есть коренное население (нет).

Молодцы, ребята! Вы хорошо готовились и справились с вопросами разминки очень быстро. После урока я проверю вашу самостоятельную работу. Надеюсь, что вы ответили правильно.

- Подумайте и назовите условия, которые необходимы для жизни на земле? (Свет, тепло, вода, питание и почва).

- Сколько природных зон мы изучили? (6).

- Скажите, одинаков ли климат, растительный и животный мир в этих зонах?

- А от чего это зависит? Если затрудняетесь, дать ответ вспомните, с чего мы начинали знакомство с каждой природной зоной.

Вывод. Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.(климатические условия)

5.Станция первая: «Угадай природную зону»

Каждой команде выдается листок с описанием двух зон. Команды читают текст, обсуждают, вписывают ответ, называют и показывают эту зону на карте.

  1. Эта природная зона в России занимает небольшую площадь. Лето в этой природной зоне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 С, местами жара доходит до + 40… +50 С в тени. Ночи прохладные. Часто за лето не выпадает ни капли дождя. (Зоны пустынь)

2) Эта зона занимает больше половины территории России. Нельзя подумать, что вся эта территория покрыта лесами. Здесь много водоемов и лугов. (Зона лесов)

3) Зима здесь долгая, температура достигает – 50 С. Снег, а затем мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров. Но за зимой приходит весна, а затем лето. Днем температура в летний день бывает от 10 до 25 С тепла. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. талые воды не просачиваются, а потому здесь много болот. (Зона тундры)

4) Эта зона в нашей стране занимает очень небольшую площадь и располагается на побережье Чёрного и Каспийского морей. Лето очень долгое и довольно жаркое, зима короткая и не холодная. Крайне редко бывают кратковременные заморозки. (Зона субтропиков)

5) Эта зона расположена южнее зоны лесов. Она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской. Лето более продолжительное, чем в лесной полосе. Зима короче и теплее. Снеговой покров маленький. Почвы в этой зоне очень плодородные. Здесь нет деревьев, растения травянистые: тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. В траве живут множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Разные птицы: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Живут суслики, хомяки, мыши-полёвки; многочисленные хищники. (Зона степей)

6) Эта природная зона, в которой лед никогда не тает. Почему? Да потому что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега, как от зеркала. Растопить лед здешнее солнце не может. (Зона Арктики)

После проверки работы дети закрашивают столько клеточек в «Дорожке знаний», сколько верно угадали зон.(карта убирается).

(Экран. Слайды с картинками природных зон).

А сейчас распределите природные зоны с севера на юг по порядку

(карточки с названием зон). Кто готов пойти поработать у доски (2 человека).

Молодцы! Справились и с этим заданием.


6.Физминутка.

7. - Следующая остановка «Узнай растение по описанию»

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить задание.

На листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Слайд.На листе для групп:

лишайник

дуб

ягель

лиственница

каштан

ковыль

- Работайте дружно, обсуждайте, мнение должно быть коллективным. (Учитель читает поочередно вопросы. Дети проставляют номера угаданных растений).

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.

  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.

  3. Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму

  4. Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.

  5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.

  6. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

Правильный ответ:

1-лишайник

2 -дуб

3-лиственница

4-каштан

5- ковыль

6- ягель.

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием. Закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

8.Фронтальная работа:

- А сейчас давайте, расселим эти растения по природным зонам.

Лишайник- арктическая пустыня (ледяная зона)

Дуб- лесная зона - уточните(широколиственные леса)

Ягель - тундра

Лиственница – лесная зона (тайга)

Каштан - субтропики

Ковыль – степь.

- Сейчас мы сделаем привал и немного отдохнем. Послушайте стихотворение.

- Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

- К чему призывает нас автор этого стихотворения? (любить и беречь природу).


9. «Зоологический лес».

Учитель: - Ребята, нас ждет следующее испытание в «Зоологическом лесу». Как вы думаете, о чём пойдет сейчас речь на уроке? Правильно о животных.

Вам предлагается набор названий животных. Каждая группа расселяет только тех животных, которые обитают в их 2 природных зонах.

Названия животных на доске: богомол, лемминг, кобылка, северный олень, кайра, рысь, суслик, дельфин, корсак, глухарь, ушастый ёж, тюлень.

О т в е т:

1 группа: Пустыни – корсак, ушастый ёж.

Зона лесов – рысь, глухарь;


2 группа: Субтропики – богомол, дельфин;

      Тундра – лемминг, северный олень;


3 группа: Арктическая пустыня –тюлень, кайра;


Степи – кобылка, суслик;

      

Проверка. Закрасьте клеточки в «Дорожке знаний» по количеству верно заселенных животных.

10. «Реши задачу»

-А сейчас мы немного сменим вид нашей деятельности и займемся математическими вычислениями. Да, да, не удивляйтесь. Вам предлагается решить задачи о животных. Готовы?

1 группа: Верблюд развивает скорость до 16 км/ч. Сколько километров может пройти верблюд за 5 часов? (80 км)

2. группа: Скорость белки 4 км/ч. За сколько часов она преодолеет расстояние в 200 км? (за 5 ч)

3. группа: За 2ч гепард пробежал 120 км, пробегая  за каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью бежал гепард?

- Молодцы команды. Верно справились с задачами, а заодно и повторили тему по математике, которую мы сейчас изучаем. Закрасьте по одной клеточке в «Дорожке знаний».

11.«Блиц-опрос»

- Мы рассмотрели все компоненты природной зоны необходимо поговорить об их взаимосвязи. Поработаем с цепочками питания.

Продолжает наш урок «Блиц-опрос. Команда, первой давшая правильный ответ, получает в копилку 1 очко. Думайте, не торопитесь с неверными ответами.

     Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) ива ® белая куропатка – кречет (тундра);

б) дуб ® сойка ® сова (лесная зона);

в) растения ® тушканчик – змея (пустыни);

г) рыба ® тюлень ® белый медведь (Арктика);

д) растения ® косуля ® барс (субтропики);

е) растения ® суслик ® орел-беркут (степи).

После каждого верного ответа я даю очко той или иной группе.

12. Заключительная остановка нашего путешествия. "Земля - наш общий дом".

- А знаете ли вы, что такое Красная книга?

- Что можете рассказать о ней?

- Полное её название "Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений"

- Я буду называть представителей разных природных зон, которые занесены в Красную книгу, а ваша задача правильно определять природную зону.

  • Дрофа - степь

  • Белый медведь - Арктика

  • Дельфин - субтропики

  • Овцебык - Арктика

  • Пион тонколистный - степь

  • Краснозобая казарка – тундра

- Трудно себе представить, что вокруг ничего не было бы из того, о чём мы сегодня говорили. Живя на планете Земля, мы всегда должны помнить:

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам её частица,
Она всегда щедра к тебе.
Всё, что несёшь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди!

  • Экологические проблемы

- Находясь в экспедициях по природным зонам, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне. Назовите их.

Что значит браконьерствовать? (Охотиться или ловить рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также заниматься недозволенной вырубкой леса)

Послушайте 3 стихотворения и догадайтесь, о каких экологических проблемах идёт речь?

Итак, 3 группа слушает внимательно:

1) Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

Н.Некрасов. (вырубка леса)

Теперь стихотворение для 1 группы:

2) Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной полянке

Загорали, жгли костёр,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!» (загрязнение территории)

Для 2 группы задание:

3)Ты слышал, как стонут деревья,

Как птицы  над ними  кричат,

Зайчиха, не зная страха,

Спасает своих зайчат?

Ты видел, как плачут деревья,

Роняя смолу на траву,

Как корчатся ветки от боли,

Подвластные злому огню?

Как земля почернела от горя:

Нет зеленой травы, нет грибов,

Не цветет здесь ландыш душистый,

Лес уже не  «волшебный дом» (лесной пожар).



Учитель: Но  ты разумный, Человек!

В твоих руках судьба Планеты!

Будь добр  и мудр, спасая от огня,

Леса и степи для грядущих поколений.

Пусть в рощах не смолкают соловьи,

«Огнем горят» лишь ягоды рябины,

Ведь в наших силах сохранить леса

И сделать   мир  зеленым и  красивым!


13. Дома вы выполняли творческую работу. Вы подбирали материал о животном той природной зоны, которая больше вам пришлась по душе и красиво его оформили. Покажите, пожалуйста, ваши работы. Молодцы! Обязательно оформим в классе выставку и познакомимся с содержанием работ.

 - Ребята, наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Вы отлично потрудились, были внимательны, быстры, сообразительны! Мне было очень приятно с вами путешествовать! Спасибо!

К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам России? Какая наша страна? Какова её природа? (варианты ответов: огромная территория, разнообразная по природе, богатая и красивая природа).

Как мы должны относится к природе?

-Пришло время подвести итоги соревнования. Давайте посчитаем баллы. Победила команда №… Вам присуждается звание «Знатоки родной страны».  Поздравляем!

 14. Рефлексия.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо – эмоционального состояния.

Учитель предлагает заполнить листы самооценки по формуле Я... Мы... Мне...

Слайд. Экран)

Я:      

научился(лась)  новому, работал в группе хорошо и предлагал версии;

хорошо работал(а) в группе, узнала много нового;

работал(а) хорошо;

работал(а) не очень активно, но помогал своей группе;

узнал(а) много нового и интересного.

Слайд. Экран)

Мы: 

 обобщили знания о природных зонах;

работали слаженно и каждому давали нарисовать или что-нибудь предложить;

высказали свои версии;

работали превосходно;

мы поработали очень хорошо в группе;

в группе работали отлично;

в группе многое узнали;

мы работали слаженно, как сообщества;

мы поработали всей группой сообща;

работали дружно.

Слайд. Экран)

Мне: 

понравился урок, понравилось работать с этой темой;

понравилась эта тема;

все очень понравилось;

понравился сегодняшний урок;

понравилось работать в группе.

10. Домашнее задание:

Тетрадь с. 65 №1 мини-сочинение «Что ты зовешь родным краем»

Учитель: Закончить мне наш урок хочется следующими стихотворными строками:

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света,

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек – он зима. Или лето.

Или осень с грозой и дождем.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств? И встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь!



17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие "Природные зоны России"

Автор: Соболева Елена Анатольевна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства