Просмотр содержимого документа
«Облака. Атмосферные осадки. »
Т.В.Несветеева, учитель начальных классов
Саумалкольской школы-гимназии №2
Айыртауского района Северо-Казахстанской области
Тема урока: Облака. Атмосферные осадки.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные: - сформировать представление о видах облаков, осадков
-дать знания о причинах образования осадков, их видах
Развивающие: - продолжить формирование умений работы с учебником
Воспитательные: - развивать наблюдательность, внимание, любовь к природе
Оборудование:
- приборы для демонстрации образования дождя
- мультимедийная презентация
- дидактические карточки
Методы и методические приёмы.
- частично поисковый
- демонстрационный
- беседа
- работа с учебником
- наблюдения
Ход урока
1. Организационный момент.
-Я рада сегодня приветствовать вас,
Как в классе светло от сияющих глаз.
Давайте урок поскорее начнем, чтоб исследовать мир, в котором живём.
-Сядем тихо, очень дружно, это в школе очень нужно,
Не болтать и не лениться, мы пришли сюда учиться.
2.Актуализация знаний и умений.
Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадки:
Пушистая вата Плывёт куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе (Облако)
Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь)
Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)
3. Седой дедушка у ворот Все глаза нам заволок. (Туман)
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
-Так о чём пойдёт речь на уроке?
- О дожде, снеге, граде, росе.
- Как можно одним словом назвать все то, что вы перечислили.
- Осадки.
- Молодцы, ребята! Тема сегодняшнего урока: «Облака и атмосферные осадки”. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами облаков, атмосферными осадками и причинами их возникновения.
3. Изучение нового материала
3.1.Работа с листами юного исследователя
-А кто - нибудь знает, как называются люди, которые занимаются исследованием облаков и атмосферных осадков? Ответы детей.
-Хорошо (Если знают).
- Люди, которые занимаются исследованием облаков и атмосферных осадков называются метеорологами. Сегодня мы с вами и будем метеорологами.
Мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию воздушной оболочки нашей земли. У вас есть лист для записи результатов наших исследований.
Лист юного исследователя
1. Какие вы знаете атмосферные осадки? ____________________________________________________________
2. Причины образования осадков:_____________________________
3. Прибор для измерения атмосферных осадков________________________________________________________
4.Что такое облака? __________________________________________________________
5. Виды облаков: _____________________________________________________________
-А что отличает их друг от друга? (вода показана в разных состояниях)
-В каких состояниях вода встречается в природе? ( вода встречается в трёх состояниях : в жидком, твёрдом, газообразном)
-Как же вода участвует в процессе образования атмосферных осадков?
3.2. Демонстрация опыта.
Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха.
Легкий водяной пар поднимается все выше от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.
Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.
Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.
Опыт 1.
В банку налить немного горячей воды. На металлическую поверхность положить несколько кусочков льда и поставить её на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться образуя облако.
Пока капельки воды маленькие, они лёгкие и парят в воздухе. Но, встречаясь, они сливаются, образуя всё более крупные капли, которые уже не могут держаться в воздухе. Вот они и проливаются на землю дождём.
Опыт 2.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
Если вокруг очень холодно, капельки примерзают друг к другу и образуются снежинки. Идёт снег.
Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров .
Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера.
А если капельки одиночные, они настолько лёгкие, что упасть на землю не могут. Они зависают в воздухе и образуют облака.
-Как вы думаете, сколько весят облака?
-Как утверждают метеорологи — люди, составляющие прогноз погоды – средняя туча весит примерно 5-10 тонн. Другие учение подсчитали, что если слон весит около 6 тонн, тогда вода в одном только кучевом облаке будет весить столько же, сколько весят 100 слонов, а в грозовой туче может содержаться столько воды, сколько весили бы 200000 слонов.
3.4. Знакомство с процессом образования облаков.
-Учёные метеорологи, изучающие погоду, различают несколько видов облаков.
-Какие бывают облака, вы узнаете, прочитав научную статью на карточках.
Небесные странники
Часто можно наблюдать слоистые облака, напоминающие слоённый пирог. Это самые низкие облака. Они затягивают небо на высоте 1-2 км. Это облака плохой погоды. Летом из них идут дожди, а зимой - снег. Именно слоистые облака несут затяжные дожди.
Кучевые облака образуются в результате подъёма тёплого воздуха вверх и появляются на высоте 5-8 км.
Эти облака появляются лишь в тёплое время года. Кучевые облака-облака хорошей погоды. Лишь иногда , когда по их краям образуются «площадки», кучевые облака несут дождь с градом или грозой.
Перистые облака - самые высокие. Они летят над землёй на высоте 8-10 км. Перистые облака состоят из мельчайших капелек льда и не дают осадков. Тонкие и прозрачные, они не закрывают Солнце, а во время восхода и заката окрашиваются в разные цвета.
-Какие бывают облака?
Составьте классификацию облаков и занесите в таблицу их характеристику.
-Какие виды облаков встречаются в природе?
-На какой высоте располагается каждый вид облаков?
-Какой вид осадков несут эти облака?
Перистые облака самые высокие и тонкие. Они плывут очень высоко над землей, где всегда холодно. Капельки пара в них превратились в кристаллики льда. Это красивые холодные облака. Сквозь них просвечивает голубое небо. Они имеют самые различные формы: в виде тонких полупрозрачных полос, завитков, узловатых точек, языков пламени, похожи на длинные перья сказочных птиц. Поэтому их называют перистыми. Располагаются они на высоте 8-10 километров.
Иногда вершины облаков достигают высоты 20-125 километров над Землёй. На большой высоте формируются перламутровые и серебристые облака, состоящие только из кристалликов льда.
Слоистые облака – сплошные, бледно-серые. Они застилают небо однообразным серым покрывалом. Такие облака приносят ненастье: снег, моросящий дождь на несколько дней. Располагаются на высоте от 50 до 2000м
.
Дождевые кучевые облака – большие и тёмные. Они мчатся друг за другом, словно наперегонки. Иногда ветер несет их так низко, что, кажется – облака задевают крыши.
Кучевые облака – самые красивые. Эти облака располагаются на высоте 5-8 км. Они напоминают крутые горы с ослепительно белыми вершинами, освещенными солнцем. За ними интересно наблюдать: бегут по небу веселые кучевые облака, постоянно изменяются. Они похожи на зверей, на людей на каких-то сказочных существ – на все, что подскажет твоя фантазия.
Облачность играет роль одеяла над землей: ночью она препятствует понижению температуры воздуха, а днем ослабляет нагревание поверхности Земли Солнцем.
4. Закрепление изученного материала
Определить по фотографии вид облака. (Учащиеся определяют вид облака и называют его. Обосновывая ответ.)
Природа потрудилась над созданием облаков, они бывают причудливой формы. Теперь вы уже знаете, разные виды облаков, но кроме этого нужно представлять их форму. Попробуйте в парах из материала на вашем столе изобразить модель облака. (Используется вата, клей, лис картона голубого цвета).
1 ряд – кучевые
2 ряд – слоистые
3 ряд – перистые
Демонстрация лучших моделей.
Бегут по небу разные зверушки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
Плывут по небу снежные утёсы
И даже корабли, на них – матросы.
Оказывается, облака есть не только на нашей планете. Оказывается, что везде, где есть газовая оболочка, есть и облака. Но состоят они не из воды, а, например, из серной кислоты.
Существуют типы облаков, которые относятся к довольно редким явлениям природы. Они имеют очень необычные формы, цвета.
Грибовидные облака Облака-завитки Облака-лошадки
Глядя на эти причудливой формы облака на ум приходит всем известная песенка «Облака - белогривые лошадки»
5. Рефлексия
-Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Текст учебника с. 39-41
- Подберите к следующему уроку народные приметы об облаках.