Сегодня у нас с вами будет «нравственный урок», впервые мы собрались с вами вместе, родители и дети за одной партой. Но в начале, мне хотелось бы сформулировать для вас определение нравственности для того, чтобы мы с вами имели представление, о чём будем говорить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственный урок в начальной школе»
Конспект
«Нравственный урок»
Тема: «Нравственный урок»
СЛАЙД 2
Цель: расширить знания в области духовно-нравственного развития личности, способствовать включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
1. Образовательная:
- подвести детей к пониманию проявления «нравственности»;
- ознакомить родителей с особенностями духовно-нравственного развития детей в процессе практической деятельности.
2. Воспитательная:
- формирование общечеловеческих ценностей: нравственный, духовный;
- формирование ценностных оценок себя и окружающих;
- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения.
3. Развивающая:
- развить коммуникативную культуру;
- развить мировоззрение;
- развить способности четко формулировать свои мысли;
- развивать способность к совместной деятельности детей и взрослых.
Тип урока: усвоение нового материала и первичного закрепления.
Виды деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, обсуждение, самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока.
Участники: родители и дети.
Продолжительность: 45 минут.
1. Организационный момент.
Определение темы занятия, целей и задач.
2. Основная часть.
Сегодня у нас с вами будет «нравственный урок», впервые мы собрались с вами вместе, родители и дети за одной партой. Но в начале, мне хотелось бы сформулировать для вас определение нравственности для того, чтобы мы с вами имели представление, о чём будем говорить.
СЛАЙД 3
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.
Нравственное – то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное – нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.
В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
СЛАЙД 4
Нравственность – это общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно, тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным.
Близкое к нравственности понятие – духовность.
СЛАЙД 5
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.
К примеру, в словаре С.И. Ожегова, духовность определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовность – понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. Духовность обнаруживается в обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремлённости человека к совершенству; соответственно, одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу (Педагогическая энциклопедия).
Сегодня речь пойдёт том, какого человека можно считать нравственным, а какого нет.
Участники делятся на пять групп: по две группы - родители и дети и одна группы экспертов - сборная из родителей и детей с одинаковым количеством представителей.
Каждая группа получает задание: «Составьте портрет нравственного (хорошего) человека, каковы его личностные качества, какой он нравственный человек. Каждое качество, внесённое Вами в список, обосновывается, вы должны сказать, почему Вы считаете, что это признак нравственного человека?».
Если дети затрудняются обосновать свой ответ, то они приглашают из группы поддержки взрослого. Группа экспертов подтверждает обоснование.
По итогам работы составляется портрет нравственного человека.
Для закрепления предлагается разобрать ситуацию с нравственной дилеммой, для каждой группы своя ситуация.
СЛАЙД 6
Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?
СЛАЙД 7
Ситуация 2.
Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?
Решение дилеммы озвучивается.
Подведение итогов.
Сегодня мы с Вами узнали, какого человека можно назвать нравственным, а какого нет. Теперь каждый из Вас может работать над тем, чтобы развивать у себя эти качества.
До новых встреч.
СЛАЙД 8
Родители домой получают домашнее задание разобрать нравственные дилеммы.
Ситуация 1.
Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримете?
Ситуация 2.
Вы заметили, что ребёнок связался с «дурной» компанией, избегает общения с вами. А недавно вы почувствовали запах табака. Ваша реакция?
СЛАЙД 9
Ситуация 3.
Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Наташи «двойка». Что вы ответите?
Ситуация 4.
Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Индюком. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Индюк пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?