На данном уроке дети познакомятся со свойствами нефти и природного газа: со способами добычи и их применении. Подготовлена презентация, где дети увидят слайды, как устанавливается буравая вышка, схемы добычи нефти и газа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- содействовать воспитанию бережного отношения к природным ресурсам.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты: -знать о горных породах, о роли полезных ископаемых в
жизни человека;
-уметь различать полезные ископаемые;
- уметь собирать и систематизировать информацию.
Виды работ: работа с картой, эксперимент.
Оборудование: учебник, карта полезных ископаемых Казахстана, стакан, нефть, вода, использование интерактивной доски, образцы полезных ископаемых, тетрадь. Оценочная карта с фишками.
Ход урока
Оргмомент
– Психологический настрой
-Есть у нас девиз такой:
Все , что нужно под рукой
Книжка, ручка и тетрадка
Все у нас лежит в порядке.
2. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Расскажите, о том, что вы узнали о песке, соли, глине. (ответы учащихся сопровождаются показом полезных ископаемых).(ответы детей оцениваются фишкам: синий – «5», зеленый – «4», желтый – «3», дети задают отвечающему дополнительные вопросы по пройденным темам и оценивают сами, в конце урока подводится итог по количеству и цвету фишек, итоговая оценка выставляется в журнал)
3. Актуализация знаний
- Прочитайте. Отгадайте загадки
-Это топливо, сырье - На кухне у мамы помощник отличный,
Из земли качают. Он синим цветком расцветает от спичек. (природный
«Черным золотом» его газ)
Люди величают. (нефть)
4. Постановка цели и задач урока
-Правильно вы отгадали загадки!. Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем на уроке?(о нефти и природном газе)
-Тема урока . Нефть и природный газ-(слайд) Мы познакомимся еще с одной группой полезных ископаемых.
- К какой группе относятся нефть и природный газ? (горючие ) Почему их так называют? (обладают свойством гореть)
5. Усвоение новых знаний.
1. Работа с картой.
-Какими знаками отмечены на карте полезных ископаемых нефть и природный газ?
-В каких областях Казахстана добывают эти полезные ископаемые?
2. Проведем эксперимент.(слайд)
-Нам понадобится четверть стакана воды и немного нефти. Нальем нефть в воду.
Понаблюдайте , растворится ли нефть в воде? (нет) осядет ли нефть на дне воды или останется на поверхности? (останется на поверхности) нефть тяжелее или легче воды?
(Нефть легче воды.)
Вывод: Нефть масляничная жидкость коричневого цвета, не растворяется в воде, она легче воды, имеет специфический запах, горит.(слайд)
Рассказ учителя о добыче нефти и природного газа.(показ слайдов: установка буровой вышки, схема добычи нефти и газа, нефтяная вышка на Каспийском море, применение нефти и газа)
Работа с учебником .( Работа в паре. Дети читают текст, а затем задают друг другу вопросы)
Ответы на вопросы
-Назовите основные свойства нефти.
-Как добывают нефть?
-Что получают из нефти?
- Какие свойства природного газа тебе удалось наблюдать в жизни?
-Чем отличается газовое месторождение от нефтегазового?
- О правилах пользования природным газом в домашних условиях рассказывают учащиеся.(дополнительные сведения подготовлены учащимися, каждый ученик получает памятку))
Физминутка. « У нас в гостях СЭМ» ( музыкальное сопровождение на интерактивной доске)
Закрепление знаний
Работа в группах. Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает карточку с вопросами.(вопросы на закрепление темы урока) На подготовку 2- 3 минуты. Затем дети отвечают на вопросы.(ответы оцениваются фишками)
Учитель: - Теперь вы знаете, что люди используют полезные ископаемые в строительстве, производстве машин и бытовой техники, отапливают помещения, изготавливают посуду и другие предметы.
-Поэтому люди постоянно добывают полезные ископаемые, но при этом они помнят, что залежи полезных ископаемых могут закончиться. В нашей стране разработана программа по охране полезных ископаемых. Об этом мы узнаем на следующем уроке.
6. Дома: стр.72-74 подготовить сообщение о нефти и природном газе.+узнать :почему человек должен охранять и бережно относиться к полезным ископаемым?
7.Подведение итога урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
-Что вам было известно?
- О чем вы хотели бы еще узнать?
8. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
- Доволен ли ты собой, своей работой на уроке? (покажи соответствующийсмайлик: доволен – улыбается, недоволен – грустный))