2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация (3 мин.) | - Возьмите учебник окружающего мира и откройте его на странице 41. Прочитайте название раздела. Как наш раздел называется? - Как вы понимаете слово «общение»? Что такое «общение»? - Как вы думаете, без чего невозможна беседа? - Человек может жить без общения? Почему? - А теперь скажите мне, с кем вы общаетесь? - Как вы общаетесь с родителями, друзьями, взрослыми? - Вот мы и вспомнили, что же такое общение, а теперь по цепочке каждый прочитает целевые установки раздела и выделит в них самое главное. - Молодцы. | - Общение. - Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями, способ передачи чувств радости, гнева. - Без слов, речи, букв, языка и т.д. - Человек не может жить без общения, потому что он не сможет развиваться как личность. - С родителями, друзьями и т.д. - Вежливо, дружелюбно, честно и т.д. Читают по цепочке выделяя главную мысль - Взаимоотношения людей, семейные традиции, культурное поведение, взаимопомощь, добро, справедливость. | Читают по цепочке | Словесный метод (ответы на вопросы) Дидактические средства визуальные (презентация)
|
4 | Открытие новых знаний (20 мин.) | - Ребята, а что же такое семья? Человек может жить без семьи? Какова роль семьи в жизни человек? - В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Благодаря этому человек стремится к тому, чтобы быть общественно полезным и уважать себя и окружающий. - Расскажите, как общаются и относятся друг к другу члены вашей семьи? - Рассмотрите рисунок на странице 42 учебника. Назовите членов этой замечательной семьи. Что вы можете рассказать по рисунку о семье Серёжи и Нади? - Переверните учебник на 43 страницу, прочитайте вслух, что написано вверху страницы. - Как вы поняли эти предложения? - Верно. Так называются обязанности каждого члена семьи. А вы знаете, что такое обязанности? Какие обязанности бывают у взрослых и детей? - На 43 странице рассмотрите фотографии и по поднятой руке скажите, что на них изображено. - У каждого на парте есть конверт, откройте его и достаньте се содержимое. У вас есть фишки, которыми вы должны накрыть фотографии, где показано то, что бывает и в ваших семьях. Расскажите, на какие фотографии вы положили фишки? - Молодцы. Сейчас мы поработаем в рабочих тетрадях, но сначала выполним пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали – Так мы маме помогали. - Откройте рабочую тетрадь на странице 24 и посмотрите на задание номер 2. Прочитайте задание. Какое задание мы должны выполнить? - Берем простой карандаш и подчеркиваем обязанности, которые вы выполняете дома. - Что еще нам предлагается выполнить в рабочей тетради? - Теперь берем синюю ручку и записываем обязанности, которые еще вы выполняете по дому. - Кто скажет, какие обязанности он или она выполняют по дому? - Молодцы. Тетрадку можете убрать на край парты. У нас много обязанностей по дому, тем самым мы помогаем нашим родителям. Давайте вспомним, что же такое обязанности? - Я вижу, вы устали сидеть, давайте разомнемся. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. - Вернемся на страницу 42. Как вы думаете, что говорят друг другу Сережа и мама? А Надя и папа? Давай с вами оживим картинку, для игры мне понадобится 4 человека, 2 девочки и 2 мальчика. Теперь распределите себе роли и проиграйте сценку из учебника. А мы с остальными слушаем, обратите внимание, как разговаривают и относятся наши герои друг к другу. - Всем понравилась сценка? - Как разговаривали наши герои? Как они относились друг к другу? - Скажите, мы правильно будем поступать, если будем грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? В можно ли обижать взрослых? Почему? - Верно. Поэтому существует культура общения. Что такое культура общения? - Мы с вами уже узнали, что такое культура общения, и какие обязанности бывают в семье, осталось узнать, какие бывают семейные традиции. - Посмотрите на страницу 44, нам дан текс, я начну читать, а вы следите по тексту пальчиком, потом я прервусь, а вы по цепочке продолжите рассказ. - Что мы узнали из этого текста? Что такое традиции? Какие они бывают и в чем их смысл? - Молодцы. Возьмите рабочую тетрадь и откройте ее на странице 25. Посмотрите на номер 3, какое там дано задание? - Прочитайте из учебника, какое определение мы запишем. Верно, запишите это определение в рабочую тетрадь. - Теперь нам нужно выписать из текста учебника слова и словосочетания, которые раскрывают значение традиций в нашей жизни. - Какие традиции есть в вашей семье? Как они появились? В чем суть этих традиций? Какой вклад вносят старшие поколения вашей семьи в поддержание этих традиций? Что ты делаешь или можешь сделать для сохранения добрых семейных традиций? -Молодцы. | - Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Человек не может жить без семьи, потому что он не сможет развиваться духовно и материально без семьи и жить счастливо. Ответы детей Рассказывают сюжет по рисунку - В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Взрослым и детям нужно помогать. - Обязанности – это совокупность дел, поручений, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения. Выполнять тяжелую работу, стирать, ходить в магазин, прибираться, соблюдать порядок, заботиться, воспитывать. Говорят, что изображено на фотографиях Накладывают фишки на фотографии и рассказывают об обязанностях в своих семьях Повторяют за учителем - Подчеркните, какие домашние обязанности ты выполняешь. Подчеркивают - Написать, что еще делаем по дому. Рассказывают об обязанностях Отвечают на вопрос Проигрывают сценку - Да. - Внимательно и заботливо. - Нет. Это неправильно. - Культура общения – это свод правил, которые нужно всегда соблюдать в общении. Соблюдая эти правила можно легко взаимодействовать с другими людьми. Слушают учителя - Традиции – это то в нашей жизни, что передается от одного поколения к другому, от старших к младшим. Семейное чтение, семейные обеды, семейные походы. - С помощью учебника записать определение традиции. Записывают определение в тетрадь - Память народа, благодаря традициям мудрость старших передается молодым, душевное тепло, великая ценность, духовное богатство. Ответы детей | Рассказывают, что делает каждый член семьи Обводят фотографии с обязанностями по дому | Словесный метод (ответы на вопросы, объяснение) Наглядный метод (презентация, учебник, рабочая тетрадь) Практический метод (выполнение заданий) Коррекционно-развивающие технологии (здоровьесбережение, дифференциация заданий) |
5 | Закрепление изученного на уроке (7 мин.) | - Ребята, я вам буду читать рассказ, а вы должны запомнить основные моменты. Рассказа Валентины Осеевой «Печенье» Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе. — Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки. — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки: — Ровно... Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша. — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба... - Хорошо ли поступили мальчики? Почему? - Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо? - Как вы думаете, как относятся мама, бабушка, Миша и Вова друг к другу? - Какой вывод мы можем сделать? | Слушают учителя - Нет. - Разделить печенье со всеми, а не между собой. Отвечают на вопросы | Слушают учителя Отвечают на вопросы | Словесный метод (ответы на вопросы) |