Цели:
Образовательные.
-Формировать представление о роли и месте семьи в жизни человека, сознательного отношения к распределению семейных обязанностей.
Развивающие.
-развивать навыки внутрисемейного общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, культуру общения и речи.
Воспитательные.
-воспитывать уважительное отношение к старшим в семье, родственникам, стремление прийти на помощь близким, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оборудование к уроку: шкала «0-10»;
лист самооценивания;
слоненок (слайды);
«Чаша конфликтов» (слайд).
Ход урока
Мотивация.
Оргмомент (2м.)
Уч. Начинаем мы с разминки,
Отвечаем без заминки.
- «Старик» от индоевропейского….. (стоять)
- Антоним «смелый»……… (трусливый)
-Чтобы узнать человека, надо съесть….(пуд соли) -Влюбленного в себя человека называют…(нарцисс)
-В каком случае папа, мама, 2 детей и 1 собака не промокнут, забравшись под 1 зонт……………………. ( если не будет дождя).
Уч. Я вижу, что вы внимательны, собраны и готовы к уроку.
Представление темы и ожидаемых результатов (2м.)
Уч. Не за синими морями,
Не за дальними морями.
В школе №33
О семье поговорим.
Сегодня мы
-продолжим разговор о семье;
-посмотрим домашнее задание, которое вы приготовили по группам;
-будем учиться общаться в семье, чтобы избежать конфликтов;
-работать по шкале «0-10»
3. Передача необходимой информации, презентация выполнения домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся объединены в группы-семьи. Необходимо придумать и показать сценку-диалог, как родители учили своего ребёнка.
Семья муравьишек.
Семья медвежат.
Семья пчёлок.
-Обсудить, как семья обучала и что получилось.
-Чья семья понравилось больше и почему?
-Что такое семья? Зачем она человеку?
-Что даёт семья? (Ответы детей)
Физкультминутка 1.»Медвежата»
Интерактивные упражнения (24м.)
Уч. Жил на свете старый слон,
Захотел жениться он.
Плохо ведь жилось ему,
Одинокому слону.
Но подумал мудрый слон:
Что же ждёт его потом?
Жена-слониха упрекнёт,
Что денег мало он несёт.
Слонёнок «2» принесёт,
Учитель в школу позовёт.
И на диване целый день
Уже не полежишь, как пень.
В семье конфликты, ссоры,
Взаимные укоры.
Зачем жениться?- думал слон.
И , кажется, что прав был он.
(Г.Дерюгина)
-Почему слон боялся жениться? (Ответы учащихся)
-А можно ли прожить без ссор, конфликтов? Как их избежать?
-Работа по шкале «0-10»
В семье можно прожить без конфликтов.
0-----1-----2-----3----4----5-----6----7-----8-----9------10
Дети вывешивают карточки с именами, в зависимости от своего мнения.
Уч. В жизни каждой семьи бывают проблемы и нужно научиться с достоинством из них выходить.
-Вспомнить басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
-Главная мысль басни? (Ответы детей).
-Рассмотрим разные жизненные ситуации.
Представим, как будут вести себя члены семьи, чтобы о них можно было сказать Лебедь, Рак и Щука.
Затем, эти же ситуации так, чтобы о героях нельзя было сказать, что они похожи на героев басни.
Время на подготовку -3м.
Ситуации:
Дети стали плохо учиться.
Тяжело заболела бабушка.
Закончились деньги, а до зарплаты родителей далеко.
Обсудить: что помогло выходу из сложной ситуации.
Физкультминутка 2.
Интерактивное упражнение «Шаг навстречу». Дети объеди-
няются в пары «Солнышко-Тучка». «Тучки» сжали кулачки, а «Сол-
нышко», не применяя физической силы, должно найти способ раз-
жать этот кулачок. (Продемонстрировать выход из проблемной ситуации, не применяя физической силы.)
Через 1 минуту остановить упражнение.
-Кто разжал кулачки? Как это удалось?
-Что почувствовали?
-Что почувствовал тот, кто не разжал кулачок?
5. Подведение итогов, оценивание результатов урока.
-Что узнали нового?
-Что может пригодиться в жизни?
-Закончи предложение:
Я так и не понял как…..
Вернуться к шкале «0-10».
Учащиеся оставляют лист с именем на прежнем месте или перемещают, если мнение изменилось.
Заполняют лист самооценивания .
Домашнее задание
-По группам выработать правила поведения в семье.
-Нарисовать «Чашу конфликтов», «наполнить» её вместе с родителями.
Вспомните:
-из-за чего конфликт;
-причины ссор надпишите над стрелочками;
- что нужно изменить, чтобы «Чаша конфликтов» была пустой?