Просмотр содержимого документа
«Н. Сладков «Бюро лесных услуг».»
Конспект занятия по художественной
Организации совместной непосредственной образовательной деятельности детей
Тема: «Чтение рассказа Н. Сладкова «Бюро лесных услуг».
Возрастная группа: 5-6 лет
Вид деятельности: восприятие художественной литературы
Форма организации: групповая.
Средства:
Материал и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.
Цель: формировать представления детей о природе, зверях и птицах в лесу; продолжать развивать умение детей слушать и понимать текст; создание его читательской деятельности интерпретации.
Задачи
Образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные:
- продолжать развивать речь как средство общения;
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
- уточнять и расширять знания детей о зверях и птицах зимой в лесу
Развивающие:
- развивать умение воспринимать текст на слух, его понимать (извлечение смысла содержания) ;
- развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развивать психические процессы (мышление, воображение, память, внимание)
Воспитательные:
- продолжать знакомиться с художественными произведениями детских писателей;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- воспитывать уважение к творчеству писателей;
- воспитывать любовь, заботливое отношение к зверям, птицам в зимнее время года. 1. Включать в беседу детей, используя личностно-ориентированный подход;
2. Мотивировать потребность детей к читательской деятельности, формулирование целей действия (узнать конкретное, понять о чем говориться) ;
3. Развивать умения антицировать на основе предварительного просмотра текста иллюстраций, обдумывание заголовка, имени автора;
4. Развивать элементы анализа, смысловое восприятие и личностное отношение к героям и событиям.
Этапы (последовательность) действий Содержание деятельности Деятельность, действие педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к запланированными результатам Планируемые результаты
1 этап
(проблемная ситуация) - Сейчас какое время года?
- А зима это холодное или теплое время года?
- Как вы думаете, а как живется зимой в лесу зверям и птицам?
- А могут ли выжить в таких холодных условиях звери и птицы в лесу?
- А одному в лесу зимой можно выжит? А как вы думаете, звери и птицы помогают друг другу в лесу зимой? Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Дети слушают, отвечают на вопросы, решают проблемную ситуацию Дети активно принимают участие в беседе, эмоционально отзывчивые. Делают вывод, что нужно помогать друг другу, без помощи друг другу не прожить в лесу зимой. Проявляют сопереживание
2 этап
(игровая ситуация) - Сегодня мы с вами об этом узнаем, как живут звери и птицы в зимнем лесу, прочитав рассказ знакомого вам уже автора Николая Сладкова, рассказ называется «Бюро лесных услуг».
- А что такое «Бюро лесных услуг»? (оказание помощи жителям леса)
- Как вы понимаете слово «нагрянул»? (наступил)
- «Сугробы намел»? (нападало, насыпало много снега)
- «Деревья инеем опушил»? (осыпал инеем)
- Как это предложение понимаете: «Всяк сам за себя»? (каждый сам за себя)
- А что значит «сообща против общей беды»? (всем вместе объединиться или сплотиться, против общей беды)
- А как вы думаете что такое «клюемся да грыземся» (ругаемся и злимся, деремся друг с другом)
- А как понять «стрекочет»? (говорить очень быстро)
- Что такое заяц сказал «один в поле не воин»? (одному тяжело, не справиться, а когда все вместе, то и беда не беда)
- А кто такие куропатки? (зимующие птицы)
- Как объяснить предложение «снег на озимых каждый день до земли разрываю»? (растения, которые садят под снег)
- А кто такие клесты? (птицы)
- А что значит «шелушим» (очищаем от шелухи)
- А кто такие «полевки»? (это полевые мыши, которые живут в поле)
- А как понять выражение «заяц – копатель, клесты - бросатели» (заяц землю расчищает от снега, чтобы хоть что-нибудь там найти, а клесты шишки бросают с сосны, елок, кедра на землю)
- Как понять «осин навалили»? (подгрызли стволы у осин и они упали)
- А кто такие лоси, косули?
(звери, которые живут в лесу)
- А что значит «глодать»? (грызть зубами)
- А кто такие дятлы? (это птицы их еще называют лесными докторами, так как они деревья лечат)
- Что значит «вороны свалки показать обещают»? (на свалки люди выбрасывают испорченные продукты, которыми вороны питаются)
- А как понять «притрусил на шум и волк» (мелким бегом прибежал)
- Что значит «сторожем буду служить»? (сторожить будет, от врагов охранять, защищать)
- Кто такие бобры и хатки? (бобры – животные, они живут в воде, а хатки их домики)
- Что за выражение «сторожем буду служить»? (охранять, защищать от врагов)
- Как понять «опытный»? (знающий)
- Что такое «овчарня»? (где живут овцы) «курятник»? (где живут куры)
- Как понять выражение «разбойник ты с лесной дороги»? (совершать плохие поступки)
- А что значит «проходимец»? (хитрый обманщик)
- А как понять «пух да перья летят»? (спорят, не умеют договариваться между собой)
- А как думаете, что означает «выручают друг друга»? (помогают, умеют подружиться)
- А сейчас мы с вами еще раз послушаем рассказ.
- Понравился вам рассказ?
- Ребята, что же вы узнали из рассказа о жизни птиц и зверей в зимнем лесу?
- Да, они могут и спорить, и драться между собой, но потом снова мирятся и помогают друг другу, выручают, не оставляют в беде, т. е. «один в поле не воин» как сказал заяц. Только дружба может помочь выжить в лесу зимой птицам и зверям. Чтение рассказа. Задает вопросы по затрудненным словам из рассказа. Поощряет детей к высказыванию; комментирует высказывания; направляет на правильные рассуждения
Повторное чтение рассказа
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Обращается к детям и организует динамическую паузу
Слушают, объясняет смысл затруднительных слов; выражают собственные суждения
Выполняют движения Развивают психические процессы, слуховое восприятие, речь
Снятие усталости, мышечного напряжения
3 этап
(продуктивная деятельность) - Дети скажите, какой сказочный герой вам понравился в этом рассказе?
- Чем он тебе понравился?
- А сейчас возьмите цветные карандаши и нарисуйте понравившегося вам героя из рассказа. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Вовлечение в изобразительную деятельность Предлагают свой выбор. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Умение правильно держать карандаш, делать нажим. Знание цветов. Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности.
4 этап
(анализ, подведение итогов деятельности) - Давайте рассмотрим зверей, птиц, которые вы нарисовали.
- Что нового вы для себя узнали? Рассматривает детские рисунки, привлекает детей к подведению итогов. Делятся впечатлениями, выражают чувства Умение оценивать результат своей деятельности. Умение делать выводы. Умение выражать свои чувста.