Литературная викторина для учащихся 3-4-х классов, посвященная творчеству Николая Ивановича Сладкова.
Цели: приобщить учащихся к чтению; привлечь внимание учащихся к творчеству Н. И. Сладкова; систематизировать знания о прочитанных произведениях; развивать навыки вдумчивого чтения, развивать интерес к природе.
Ход мероприятия:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОРТРЕТ И ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ
"В лес пойдешь — кого- нибудь да увидишь.
А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь.
А полюбишь — в обиду не дашь.
Уж так человек устроен — что любит, то и защищает".
Н. И. Сладков
Сладков Николай Иванович (1920-1996) — детский писатель, родился в Москве. Написал более 60 книг, в которых с искренней любовью рассказал о лесных жителях, поведав о них что-то своё, не ведомое другим. Наиболее популярные книги Н. Сладкова: «Лесные сказки», «Бюро лесных услуг», «Как медведь сам себя напугал», «Загадочный зверь», «Мишка- башка», «В лесах счастливой охоты» и др. Николай Иванович Сладков был переводчиком с разных языков бессловесного мира на человеческий язык. Все свое творчество он посвятил природе. Как каждый талантливый писатель, Н. И. Сладков открыл в ней что-то свое и написал о ней по-своему, не похоже на других. "Каждая полянка в лесу, - говорил он, - каждая низинка и каждый бугорок - не просто полянка, низинка и бугорок, а места согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг на друга...".
ВОПРОСЫ К ПРОЧИТАННЫМ РАССКАЗАМ, ТРЕБУЮЩИЕ КРАТКОГО ОТВЕТА
- Охотники говорят:
- про волка — умный и злой;
- про зайца — труслив косой;
- про лису — хитра;
- а про медведя — ...?
Ответ: про медведя говорят все по-разному (кто — умный и злой, как волк; кто — хитрый, как лиса; кто — трусоват, как заяц. По мнению автора: «Кто его разберет!.. Но одно бесспорно: интересный зверь!»)
- В рассказе «Как медведя переворачивали» звери и птицы пошли зимой медведя будить. Зачем?
Ответ: есть лесная примета: как медведь перевернется на другой бок, так солнце повернет на лето. Натерпелись животные от зимы, лета захотели.
- Кому удалось разбудить медведя?
Ответ: мышке. Она начала медведя щекотать, коготками царапать.
- «На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок... Делал он что-то очень странное. То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю. То переваливался через задок и скреб когтишками землю. Он явно что-то ловил и не мог поймать... понюхает ... — не пахнет. Наклонит ухо к земле — не шуршит. Стукнет лапой — сдачи не дает». Что же ловил медвежонок? Ответить на этот вопрос поможет детская загадка:
На свету к нам льнёт,
Без нас и шагу не шагнёт,
Но лишь настанет тёмный час —
И сразу покидает нас.
Ответ: тень.
- В рассказе «Сушеные камни» Н. И. Сладков утверждает: «Нет, ни одному камню в лесу не пролежать тысячу лет без движения!». Кто двигает камни?
Ответ: медведи их переворачивают: «поживу» под ними ищут — жуков, слизняков, мышей.
6. Один из рассказов Н. И. Сладкова называется «Медведи кидают камни». Зачем кидали?
Ответ: медведица с медвежонком сталкивали камни со скалы — видимо, пытались прогнать охотника с ружьем.
7.Дети зимой любят кататься с горки. А каким животным тоже нравится с горки кататься: на боку, на спине, через голову? «Визжат, и сладко, и страшно».
Ответ: медвежатам.
8.Как называется рассказ Н. И. Сладкова, где речь идет о такой игре животных?
а) Собачья горка
б) Лисья горка
в) Медвежья горка
г) Заячья горка
Ответ: в.
9. Как отличить в лесу дикую яблоню со сладкими яблоками от яблони с кислыми яблоками?
Ответ: надо искать помеченную когтями медведя яблоню — медвежью яблоню.
Вопросы, требующие быстрого ответа
1. Когда у лисы хвост становится серебряным?
Ответ: Зимой (на морозе каждая волосинка льдом покрывается).
2. Зачем лиса пляшет на поле?
Ответ: мышей из норок выгоняет.
3. Как медведица учила «уму да осторожности» любопытного медвежонка?
Ответ: шлепком.
- С кем в лесу подрались сойки?
Ответ: с крабом.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАГОЛОВКОВ
- О чём пела сорока?
Ответ: о том, что весна пришла, зима закончилась.
- Отчего у лисы длинный хвост?
Ответ: от любопытства, по мнению автора. Страшно лисятам оторваться от обжитой норки, высовываются только на длину хвоста, а белый свет манит, вот, чтобы больше увидели лисята, хвост и растет.
- Кому помочь? Кто ищет в лесу того, кому надо помочь?
Ответ: кукушка кукует: ку-ку, ку-ку, кому помочь.
- Почему ноябрь пегий?
Ответ: зайцу и медведю нужен снег: одному — чтобы охотники не заметили, так как он уже белый, другому — берлогу надо прикрыть от чужих глаз; куропатке и волку снег не нужен — без снега кормиться легче. Вот они и гоняют снеговую тучу: одни в лес, другие из лесу, то снег пойдет, то земля оголится черная: ни зима, ни осень.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Почему Кукушка помогла только Лесному коньку, а отказала в помощи Дрозду, Иволге и Синице.
Ответ:
Дрозд попросил помочь построить гнездо — работа грязная, да Кукушка и своего гнезда не вьет.
Иволга попросила посидеть на яйцах, пока она покормится, но Кукушка и на своих-то яйцах не сидит, подкладывает к другим птицам в гнезда, то же предложила сделать и Иволге.
Синичка попросила помочь кормить птенцов, но Кукушка и своих не кормит.
Лесной конек петь помочь попросил — это не месить да носить, не сидеть, не ловить да кормить, вот и стала Кукушка помогать Лесному коньку.
Ребята! Вы большие молодцы! Очень хорошо знаете произведения Николая
Сладкова. Сладков учит своих читателей бережному отношению к братьям нашим меньшим: птицам, зверям. Мы с вами знаем, что всё больше животных становятся редкими. Нетронутые уголки природы встречается всё реже, становятся воспоминанием. Каждый из нас может внести свой вклад в дело сохранения окружающей среды. Покормить птиц зимой, не позволить мальчишкам-хулиганам стрелять из рогатки в беззащитных птиц, не ловить и не держать в неволе ящериц, майских жуков, не поджигать сухую траву весной. Пока не поздно, мы должны повернуться лицом к природе, к её тайнам. Пока не поздно.
ЛИТЕРАТУРА
Сладков Н. И. Рассказы: 3 кл. / Н. И. Сладков. — М. : Жизнь и мысль :
Моск, учеб., 2009. — 95 с.