kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Моря, озера и реки России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для урока по окружающему миру в 4 классе, программа "Школа России" В разработку входит конспект урока и презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру _Моря , озёра и реки России _»

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4 класс

Программа: Школа России

Автор: учитель начальных классов Сабурова Елена Сергеевна


Тема: «Моря, озера и реки России».

Тип урока: получение новых знаний.

Цель: познакомить обучающихся с наиболее крупными морями, озерами и реками России и с их местонахождением.

Задачи урока.

1.Образовательные:

- обогатить знания обучающихся о водоемах нашей Родины;

-продолжать учить учащихся работать с картой и наносить объекты на контурную карту.

2.Развивающие:

- развивать познавательную деятельность, умение наблюдать сравнивать, обобщать, анализировать и высказывать собственное мнение;

- расширить представления учащихся о водоемах России.

3.Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

Ожидаемые результаты.

1.Личностные:

-мотивация учебной деятельности;

- проявление целостного взгляда на мир;

-самооценка своей деятельности.

2.Метапредметные:

- стремление к выполнению учебной задачи;

- извлечение информации из источников;

- работать с атласом и контурной картой, подписывать названия географических объектов;

- оформлять текстовую информацию в виде таблицы;

- готовить краткие сообщения о географических объектах с помощью дополнительных источников информации.

3.Предметные:

- находить и показывать на физической карте Росси изучаемые океаны, моря, озера и реки;

- рассказывать о географических объектах по карте;

-различать моря трех океанов Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Методы обучения: - словесные;

- практические;

- наглядные.

Формы познавательной деятельности:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- групповая;

- парная.

Материально-техническое обеспечение:

-«Окружающий мир 4 класс» учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений, 1 часть. Авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, УМК «Школа России»;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- презентация;

- раздаточный материал;

- физическая карта;

-набор для проведения опыта.


Ход урока.

I.Организационный момент.


Звучит песня в исполнении детского коллектива «Дети Земли» «Россия, мы дети твои» слова Осошник Н., музыка Осошник В.

- Вы прослушали песню. О чем она? (на доску вывешивается слово РОССИИ)

- Россия – это наша Родина, Россия – великая страна, которую невозможно не любить. Сегодня мы продолжим путешествовать по необъятным просторам нашей Родины. Любой путешественник, прежде чем отправиться куда-либо должен изучить карту (слайд 2).

- Найдите и покажите на карте нашу Родину – Россию.

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о равнинах и горах России.

Подпишите, пожалуйста, на своих контурных картах горы и равнины.

(Взаимопроверка по карте учебника)

Оцените свою работу в оценочном листе по критериям

II.Актуализация знаний.

Парная работа (каждая пара получает загадку и пишет на листочке отгадку)

  1. - О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.


1. Я больше речки,
Но меньше океана.
И озером меня не зовешь
. (Море)

2.Посреди поля
Лежит зеркало.
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Озеро)


  1. Бежит, журчит, волнуется.
    Все на нее любуются!
    Никак не остановится,
    Назад не поворотится. (Река)

(Учащиеся вывешивают отгадки на доску)

- Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. (Моря, озера и реки России)

-Кто сможет сформулировать цель урока?

- Какие умения и навыки нам пригодятся для ее достижения? (умения рассуждать, наблюдать, обобщать, слушать)

- Что бы вы хотели узнать по теме нашего урока, запишите на листочках? (дети пишу и складывают в сундучок новых знаний).

-Как одним словом назвать реки, озера и моря?

- Сегодня мы будем говорить не просто о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках (слайд 3).

-Что вам известно по нашей сегодняшней теме?


III.Работа по новой теме.


1.МОРЯ.

Беседа.

-Назовите самые большие водоемы? (океаны)

- Сколько океанов на нашей планете? (4) (слайд 4)

(Работа по карте)

- Найдите и покажите океаны, которые омывают берега России. (слайд 5)


Работа в паре

  1. Задание: Прочитайте статью и найдите на карте учебника моря определенного океана и постройте свой ответ по следующему плану:

План:

1.Название океана.

2. Название морей данного океана.

3. Показ на карте у доски.

4. Это интересно.


моря Северно-Ледовитого океана;

моря Тихого океана;

моря Атлантического океана.

Вся наша планета состоит из участков суши – континентов, которые со всех сторон окружены водой. Это океан – огромная масса воды, дающая жизнь всему.  Очень давно ученые разделили эту массу на 4 отдельных океана, каждый из которых имеет свое название: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Море – это часть океана.

Берега России омывают моря трех океанов. На севере – Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в моря соленая.

Моря Северного Ледовитого океана холодные. Это моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Эти моря почти всегда скованы льдами.

Моря Тихого океана тоже холодные, часто над ними дуют суровые ветры и стоят густые туманы. К ним относятся: Охотское, Японское, Берингово моря.

Моря Атлантического океана особенно глубоко впадают в сушу. Это моря: Черное, Балтийское, Азовское. Черное море очень теплое, большая его часть никогда не замерзает. О Балтийском море прохладнее, но в нем тоже можно купаться (слайд 6)

Оцените свою работу в оценочном листе по критериям

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА

-Ребята, что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах?

- Правильно. Вода в морях и океанах соленая. Также она содержит йод и другие минералы. Пить такую воду нельзя. Зато можно попробовать приготовить, чтобы попробовать ее на вкус.

Нам понадобится литровая банка или бутылка, вода и обычная соль. Одну столовую ложку соли размешиваем в литре воды. Наша «морская вода» готова.  Конечно же, в разных морях  и океанах концентрация соли и веществ разная, но наш небольшой эксперимент вполне дает представление о том, какая она, эта загадочная «морская вода».



IV.Физминутка. Музыкальная физкультминутка «Я акула»


2.ОЗЕРА.

Рассказ учителя.

Россия является страной с богатыми и уникальными природными ресурсами, ей есть чем удивить и поразить: и лесами, и реками, и полями, ну и конечно своими озерами тоже, которые еще называют «голубыми глазами нашей планеты». На её территории Российской Федерации расположено около двух миллионов озер.

Наиболее крупные озера: Байкал, Каспийское море-озеро, Ладожское и Онежское озера.

(показ учителем на карте крупных озер: Байкал, Каспийское море, Ладожское озеро, Онежское озеро).


Задание №2 Самостоятельная работа

- Прочитайте самостоятельно статью в учебнике и заполните таблицу.


Название озера

Чем отличаются друг от друга?

Природа

1.Озеро Байкал



2.Каспийское море-озеро



3.Ладожское и Онежское



(проверка сопровождается слайдами 7-9)

Оцените свою работу в оценочном листе по критериям


3.РЕКИ.

- Реки, как и озера – богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500км). На берегах рек издавна строились деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая так и называется – Москва-река (слайд 10).

-Как вы думаете сколько рек протекает на территории Удмуртской Республики?

- На территории Удмуртской Республики протекает 2000 рек и речушек. Самая крупная из них – Кама (слайд 11). Где она берет свое начало, назовите населенный пункт (слайд 12)?


Работа в группах.


Задание: Найти и показать крупные реки России.

1 группа – реки Восточно-Европейской равнины;

2 группа – реки Западно-Сибирской равнины;

Учитель показывает реки Среднесибирского плоскогорья.

(После подготовки дети выходят и показывают на карте)


V.Отработка знаний.


Задание №3 Работа по контурной карте.


1.Обведите синим карандашом реки: Обь, Енисей, Амур, Волга.

2.Закрасьте голубым карандашом озеро Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское.


Беседа.

- С какими крупнейшими водоемами России мы познакомились? (моря, озера, реки).

- Наше путешествие показало, как удивительно разнообразна и красива природа нашей страны. Интересны и неповторимы ее равнины и горы, моря, озера и реки. К сожалению, очень многие реки, озера страдают от загрязнения.

- Что мы можем сделать для сохранения водоемов?

-Что нового узнали на уроке?

- В сундучок мы в начале урока положили записки, давайте посмотрим, на все ли ваши вопросы получены ответы?

-Мы не ответили на несколько вопросов, но мы можем изучить их самостоятельно. Где мы можем найти ответы?

Оценка за урок

В листах оценки посчитайте количество баллов и переведите в оценку по критериям.


VI. Домашнее задание.

Подготовить дополнительную информацию по теме урока, уметь показать на карте моря, океаны, озера и реки России.

Дополнить таблицу в задании №2


VII. Рефлексия

Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Мне было интересно…

Мне было удивительно узнать…

Я хочу еще узнать…













Просмотр содержимого презентации
«презентация урока»

Презентация к уроку окружающего мира «Моря, озера и реки России» 4 класс   Составитель: Сабурова Елена Сергеевна

Презентация к уроку

окружающего мира

«Моря, озера и реки России»

4 класс

Составитель: Сабурова Елена Сергеевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Моря, озера и реки России"

Автор: Елена Сергеевна Сабурова

Дата: 09.10.2023

Номер свидетельства: 637770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Модульный урок по географии России 8 класс по теме "Реки России". "
    ["seo_title"] => string(68) "modul-nyi-urok-po-ghieoghrafii-rossii-8-klass-po-tiemie-rieki-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "126872"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415218324"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Проверочная работа по окружающему миру. Тема: «Равнины, горы, моря, озера и реки России» (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_okruzhaiushchemu_miru_tema_ravniny_gory_moria_ozera_i_re"
    ["file_id"] => string(6) "572339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612549519"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Тема: «Моря, озера и реки России»"
    ["seo_title"] => string(30) "tema_moria_ozera_i_reki_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "577136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617111476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Моря, озера и реки России"
    ["seo_title"] => string(25) "moria_ozera_i_reki_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "563240"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605240581"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "«Моря, озёра, реки России»"
    ["seo_title"] => string(26) "moria_oziora_reki_rossii_1"
    ["file_id"] => string(6) "614517"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1665079241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства