Конспект урока по окружающему миру
Класс: 4 класс
Программа: Школа России
Автор: учитель начальных классов Сабурова Елена Сергеевна
Тема: «Моря, озера и реки России».
Тип урока: получение новых знаний.
Цель: познакомить обучающихся с наиболее крупными морями, озерами и реками России и с их местонахождением.
Задачи урока.
1.Образовательные:
- обогатить знания обучающихся о водоемах нашей Родины;
-продолжать учить учащихся работать с картой и наносить объекты на контурную карту.
2.Развивающие:
- развивать познавательную деятельность, умение наблюдать сравнивать, обобщать, анализировать и высказывать собственное мнение;
- расширить представления учащихся о водоемах России.
3.Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Ожидаемые результаты.
1.Личностные:
-мотивация учебной деятельности;
- проявление целостного взгляда на мир;
-самооценка своей деятельности.
2.Метапредметные:
- стремление к выполнению учебной задачи;
- извлечение информации из источников;
- работать с атласом и контурной картой, подписывать названия географических объектов;
- оформлять текстовую информацию в виде таблицы;
- готовить краткие сообщения о географических объектах с помощью дополнительных источников информации.
3.Предметные:
- находить и показывать на физической карте Росси изучаемые океаны, моря, озера и реки;
- рассказывать о географических объектах по карте;
-различать моря трех океанов Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
Методы обучения: - словесные;
- практические;
- наглядные.
Формы познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая;
- парная.
Материально-техническое обеспечение:
-«Окружающий мир 4 класс» учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений, 1 часть. Авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, УМК «Школа России»;
- компьютер;
- интерактивная доска;
- презентация;
- раздаточный материал;
- физическая карта;
-набор для проведения опыта.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Звучит песня в исполнении детского коллектива «Дети Земли» «Россия, мы дети твои» слова Осошник Н., музыка Осошник В.
- Вы прослушали песню. О чем она? (на доску вывешивается слово РОССИИ)
- Россия – это наша Родина, Россия – великая страна, которую невозможно не любить. Сегодня мы продолжим путешествовать по необъятным просторам нашей Родины. Любой путешественник, прежде чем отправиться куда-либо должен изучить карту (слайд 2).
- Найдите и покажите на карте нашу Родину – Россию.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили о равнинах и горах России.
Подпишите, пожалуйста, на своих контурных картах горы и равнины.
(Взаимопроверка по карте учебника)
Оцените свою работу в оценочном листе по критериям
II.Актуализация знаний.
Парная работа (каждая пара получает загадку и пишет на листочке отгадку)
- О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
1. Я больше речки,
Но меньше океана.
И озером меня не зовешь. (Море)
2.Посреди поля
Лежит зеркало.
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Озеро)
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (Река)
(Учащиеся вывешивают отгадки на доску)
- Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. (Моря, озера и реки России)
-Кто сможет сформулировать цель урока?
- Какие умения и навыки нам пригодятся для ее достижения? (умения рассуждать, наблюдать, обобщать, слушать)
- Что бы вы хотели узнать по теме нашего урока, запишите на листочках? (дети пишу и складывают в сундучок новых знаний).
-Как одним словом назвать реки, озера и моря?
- Сегодня мы будем говорить не просто о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках (слайд 3).
-Что вам известно по нашей сегодняшней теме?
III.Работа по новой теме.
1.МОРЯ.
Беседа.
-Назовите самые большие водоемы? (океаны)
- Сколько океанов на нашей планете? (4) (слайд 4)
(Работа по карте)
- Найдите и покажите океаны, которые омывают берега России. (слайд 5)
Работа в паре
Задание: Прочитайте статью и найдите на карте учебника моря определенного океана и постройте свой ответ по следующему плану:
План:
1.Название океана.
2. Название морей данного океана.
3. Показ на карте у доски.
4. Это интересно.
моря Северно-Ледовитого океана;
моря Тихого океана;
моря Атлантического океана.
Вся наша планета состоит из участков суши – континентов, которые со всех сторон окружены водой. Это океан – огромная масса воды, дающая жизнь всему. Очень давно ученые разделили эту массу на 4 отдельных океана, каждый из которых имеет свое название: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Море – это часть океана.
Берега России омывают моря трех океанов. На севере – Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в моря соленая.
Моря Северного Ледовитого океана холодные. Это моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Эти моря почти всегда скованы льдами.
Моря Тихого океана тоже холодные, часто над ними дуют суровые ветры и стоят густые туманы. К ним относятся: Охотское, Японское, Берингово моря.
Моря Атлантического океана особенно глубоко впадают в сушу. Это моря: Черное, Балтийское, Азовское. Черное море очень теплое, большая его часть никогда не замерзает. О Балтийском море прохладнее, но в нем тоже можно купаться (слайд 6)
Оцените свою работу в оценочном листе по критериям
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА
-Ребята, что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах?
- Правильно. Вода в морях и океанах соленая. Также она содержит йод и другие минералы. Пить такую воду нельзя. Зато можно попробовать приготовить, чтобы попробовать ее на вкус.
Нам понадобится литровая банка или бутылка, вода и обычная соль. Одну столовую ложку соли размешиваем в литре воды. Наша «морская вода» готова. Конечно же, в разных морях и океанах концентрация соли и веществ разная, но наш небольшой эксперимент вполне дает представление о том, какая она, эта загадочная «морская вода».
IV.Физминутка. Музыкальная физкультминутка «Я акула»
2.ОЗЕРА.
Рассказ учителя.
Россия является страной с богатыми и уникальными природными ресурсами, ей есть чем удивить и поразить: и лесами, и реками, и полями, ну и конечно своими озерами тоже, которые еще называют «голубыми глазами нашей планеты». На её территории Российской Федерации расположено около двух миллионов озер.
Наиболее крупные озера: Байкал, Каспийское море-озеро, Ладожское и Онежское озера.
(показ учителем на карте крупных озер: Байкал, Каспийское море, Ладожское озеро, Онежское озеро).
Задание №2 Самостоятельная работа
- Прочитайте самостоятельно статью в учебнике и заполните таблицу.
Название озера | Чем отличаются друг от друга? | Природа |
1.Озеро Байкал | | |
2.Каспийское море-озеро | | |
3.Ладожское и Онежское | | |
(проверка сопровождается слайдами 7-9)
Оцените свою работу в оценочном листе по критериям
3.РЕКИ.
- Реки, как и озера – богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500км). На берегах рек издавна строились деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая так и называется – Москва-река (слайд 10).
-Как вы думаете сколько рек протекает на территории Удмуртской Республики?
- На территории Удмуртской Республики протекает 2000 рек и речушек. Самая крупная из них – Кама (слайд 11). Где она берет свое начало, назовите населенный пункт (слайд 12)?
Работа в группах.
Задание: Найти и показать крупные реки России.
1 группа – реки Восточно-Европейской равнины;
2 группа – реки Западно-Сибирской равнины;
Учитель показывает реки Среднесибирского плоскогорья.
(После подготовки дети выходят и показывают на карте)
V.Отработка знаний.
Задание №3 Работа по контурной карте.
1.Обведите синим карандашом реки: Обь, Енисей, Амур, Волга.
2.Закрасьте голубым карандашом озеро Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское.
Беседа.
- С какими крупнейшими водоемами России мы познакомились? (моря, озера, реки).
- Наше путешествие показало, как удивительно разнообразна и красива природа нашей страны. Интересны и неповторимы ее равнины и горы, моря, озера и реки. К сожалению, очень многие реки, озера страдают от загрязнения.
- Что мы можем сделать для сохранения водоемов?
-Что нового узнали на уроке?
- В сундучок мы в начале урока положили записки, давайте посмотрим, на все ли ваши вопросы получены ответы?
-Мы не ответили на несколько вопросов, но мы можем изучить их самостоятельно. Где мы можем найти ответы?
Оценка за урок
В листах оценки посчитайте количество баллов и переведите в оценку по критериям.
VI. Домашнее задание.
Подготовить дополнительную информацию по теме урока, уметь показать на карте моря, океаны, озера и реки России.
Дополнить таблицу в задании №2
VII. Рефлексия
Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Мне было интересно…
Мне было удивительно узнать…
Я хочу еще узнать…