- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- регулятивные
– действовать по плану,
- контролировать процесс и результаты деятельности,
- вносить необходимые коррективы,
- адекватно оценивать свои достижения;
- личностные
- проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
1.Введение в тему урока.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!
- Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом,
который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по
необъятным просторам нашей Родины. А поможет нам в этом наша
незаменимая помощница – карта.
- Найдите и покажите на карте нашу Родину – Россию
2.Проверка домашнего задания.
На доске карточки:
Ладожское Волга Кавказ Азовское Урал
Саяны Енисей Байкал Чёрное Алтай Каспийское
-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы) Покажите их на карте
-Что такое «каменный пояс» земли русской?
3.Актуализация знаний.
- О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное.
А с виду — зеленое, серое, синее,
Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То. (река).
— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы
4. Физминутка
5. Открытие нового знания.
Найдите на карте Тихий океан.
- Какие моря омывают берега России со стороны Тихого океана?
(К морям Тихого океана, омывающим берега России, относят Японское, Охотское, Берингово море). Работа с картой.
- Давайте повторим. К морям Тихого океана, омывающим берега России, относят Японское, Охотское, Берингово море.
- Мы будем двигаться дальше по территории России.
- Найдите на карте Северный Ледовитый океан.
- Какие моря омывают берега России со стороны Северного Ледовитого океана?
(Моря Северного Ледовитого океана –Чукотское море, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море)
- Давайте повторим (по очереди).К морям Северного Ледовитого океана, омывающим берега России, относят Чукотское море, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.
- А теперь найдите те моря, которые находятся внутри материка.
-Какие эти моря? Найдите их на карте и назовите.
(Балтийское море, Черное и Азовское море)
Давайте повторим. Внутри материка находятся Балтийское море, Черное море, Азовское море.
- Черное и Азовское моря связаны проливами (Босфор и Дарданеллы) со Средиземным морем, а вот Средиземное море проливом (Гибралтар) связано с Атлантическим океаном.
- Мы все моря назвали?
(Дети могут по ошибке назвать Каспийское море)
Моря – это водоемы, обязательно связанные с океаном.
- С каким океаном связано Каспийское море?
(Ни с одним из океанов)
- Давайте сделаем вывод, все моря, находящиеся на территории России соединяются с мировым океаном.
Каспийское море — самое большое на Земле озеро.
- Россия богата не только морями, но и крупными озёрами.
- Кто знает, что такое озеро?
Озеро- это естественно возникший водоём, окруженный сушей и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).
Кто знает, какие существуют озёра на территории России?
(Ответ: Каспийское море (озеро) -самое крупное на планете бессточное озеро, Ладожское озеро, Онежское озеро).
- Байкал (озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете)
- Самая крупная река в европейской части – это Волга. Работа с картой.
Давайте повторим, какие крупнейшие реки протекают по территории России?
(Ответы:Волга и её притоки Ока, Кама; Дон, Лена, Обь, Амур, Енисей и его приток Ангара и.д.)
- Россия богата реками, их очень много. Но люди не всегда бережно относятся к рекам. Ведь реки, это наше богатство и надо это богатство беречь.
6. Первичное закрепление.
Практическая работа в контурных картах
Сейчас вы будете работать в парах, пользуясь подсказкой в учебнике. Найдите и укажите названия объектов, указанных под определенными номерами на контурной карте.
- Ребята, которые сидят на 1 варианте, надписывают объекты под нечетными номерами (1,3,5,7,9,11,13,15,17,19,21,23), второй вариант надписывает четные объекты (2, 4, 6, 8, 10. 12, 14,16, 18, 20, 22).
Работаем прямо в карте, надписи делаем аккуратно, соблюдая нормы русского языка (Географические названия объектов (морей, озёр, рек) пишутся с заглавной буквы)
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Зоркий глаз»
ф
к
б
а
л
т
и
й
д
с
а
э
е
ф
п
с
ч
т
й
у
н
у
ы
к
ё
х
к
в
а
с
е
о
р
в
а
л
м
щ
н
е
н
о
е
ж
б
з
и
о
ц
л
а
д
о
ж
с
к
к
г
а
ф
ю
й
е
х
- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время урока. (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)
8. Рефлексия.
- Что узнали?
- Чему научились?
- В чём затруднялись?
- Оцените свою работу на уроке (капельками из бумаги)
Голубой – Было легко, интересно, всё понятно.
Синий – Небольшие затруднения, надо ещё поработать.
Фиолетовый – Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.
9. Итог: Мы - россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.