Просмотр содержимого документа
««Многогранный мир чувств»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 86
г.о. Тольятти
(МБУ СОШ № 86)
Тема:
«Многогранный мир чувств»
(Урок по программе «Школа 2100»;
автор программы Вахрушев А.А.)
Учитель: Мамай А.А.
2013/14 учебный год
Цели урока:
Знать о строении и роли органов чувств: слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса.
Уметь соблюдать правила гигиены органов слуха.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Ход урока:
I Орг. Момент
– Доброе утро, ребята. У нас сегодня в школе День открытых дверей. Давайте с вами поздороваемся с нашими гостями.
Слайд 1
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Садитесь.
II. Актуализация знаний
Слайд 2
- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? (Человек и его строение)
- Благодаря каким органам происходит движение организма? (скелету и мышцам, опорно-двигательной системе)
- При помощи каких органов происходит дыхание? (при помощи органов дыхания)
- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизни вещества? (благодаря органам пищеварения)
- Какую функцию выполняют органы кровообращения? (они доставляют необходимые вещества к клеткам нашего организма)
- Какие органы удаляют из организма ненужные вещества? (органы выделительной системы)
- А знаете ли вы, какие органы исполняют роль информаторов, помогают нам познавать окружающий мир?
Слайд 3
Есть у меня пятёрка слуг
Проворных, удалых.
Всё, что случается вокруг
Всё знаю я от них.
- Какие слуги есть у нас? (глаза, уши, язык, кожа, нос)
Слайд 4
- Какой орган чувств мы изучили на прошлом уроке? (глаза, орган зрения)
- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, место нахождения)
- Как по вашему, что мы сегодня будем изучать?
- Вы совершенно правы. Мы с вами будемизучать, какие еще органы чувств есть у человека и как при их помощи мы получаем информацию об окружающем мире.
II Знакомство с новым материалом
А) ОРГАН СЛУХА
- Ребята, у каждого на столе лежит карточка. Сейчас мы прослушаем 5 звуковых дорожек. И вы запишите, где вы находитесь, судя по этим звукам.
Давайте сравним свои ответы.
Слайды 5-9. Эталон проверки
Дети прослушивают разные звуки и определяют местонахождение по ним.
1.Лес
2.Шоссе
3. Дождь
4. Школа
5.Море
- Что нам помогло узнать наше местоположение? (органы слуха)
- Что относится к органам слуха?
Слайд 10
- На доске вы видите неоконченные фразы, которые вы должны будете закончить сами. Прочитайте самостоятельно статью из учебника на стр. 46. Она вам поможет.
1)Ухо по-другому называется…
2)Ухо состоит из…
3) Ушная раковина направляет звук…
4) Внутреннее ухо заполнено…
5) Сообщение в мозг о звуке передается…
Слайд 11
- Итак, проверим ваши ответы по готовому шаблону.
Слайд 12
Как работает ухо?
Ушная раковина направляет звук в слуховой канал. Барабанная перепонка начинает колебаться из-за звукового колебания воздуха. Эти колебания усиливаются слуховыми косточками. Далее эти колебания попадают во внутреннее ухо, наполненное специальной жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву передается сообщение в головной мозг о высоте и силе звука.
Б) ОРГАН РАВНОВЕСИЯ
- А знаете ребята, что ухо выполняет еще одну важную функцию. Мы с помощью него держим равновесие.
- Давайте почитаем об этом в учебнике на стр. 47.
Слайд 13
Чувство равновесия – это способность определить положение тела в пространстве, т.е. различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если долгое время находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникают головокружение, тошнота. Такое состояние называется морской болезнью. Похожие ощущения бывают, если долго качаться на качелях.
- Ребята, скажите, а людям каких профессий очень необходимо хорошо тренированный
орган равновесия? ( Это лётчики, космонавты, спортсмены)
Физкультурная минутка для тренировки органа равновесия.
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
- Так как без органа слуха мы не можем получить полной картины окружающего мира, то, конечно же, этот орган нужно беречь. Открываем стр. 19 в рабочей тетради и попробуем составить правила, как беречь свой орган слуха. (Работа в парах)
Слайд 14
В) ОРГАН ВКУСА
- Ребята, наверное, вы проголодались, давайте с вами немного перекусим
Слайд 15
- Перед вами разная по вкусу еда. Сможете ли вы определить ее на вкус? (сладкая, соленая, кислая)
- А с помощью чего мы чувствуем вкус? (с помощью языка)
- Да, у нас есть еще один орган чувств. Это наш язык.
Слайд 16
- Наш язык имеет вкусовые сосочки, с помощью который мы чувствуем разный вкус.
- Сколько основных оттенков вкуса чувствует наш язык? Посмотрите на слайд.
- Наш язык всей поверхностью чувствует вкус или только частью? (Эти оттенки наш язык распознает разными участками, а не всей поверхностью)
- Ребята, а куда нужно положить таблетку, чтобы не почувствовать ее вкуса?
Г) ОРГАН ОБОНЯНИЯ
- Итак, давайте с вами проведем эксперимент. Мне нужен помощник.
- Завяжем ему глаза. Попробуй угадать, что у меня в руках?
(Апельсин, яблоко, чеснок) угадывает только по запаху.
- Какой орган чувств помог выполнить задание?
- Где он расположен?
- Как же мы распознаем запах?
- Давайте посмотрим на следующий слайд.
Слайд 17
- Ребята, а почему у животных обоняние развито лучше, чем у человека?
- А зачем нам нужно чувствовать разные запахи? Мы чувствуем только приятные запахи?
Д) ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
- Давайте проведем еще один научный опыт. У меня есть волшебный мешок с разными вещами. Сейчас я буду подходить к вам, а вы будете угадывать на ощупь, что же там лежит.
- Что помогло вам выполнить эту задачу? (наши руки, пальцы)
Слайд 18
- Давайте посмотрим на следующий слайд.
- Что является органом осязания? (наша кожа)
- А что мы можем чувствовать, используя кожу? (какой предмет на ощупь, холодный или горячий)
- Как вы думаете, где именно сильно развито чувство осязания? (в ладонях, на подушечках пальцев). Смогли ли мы, например, писать, лепить, есть, если бы не чувствовали руками предметы?
- Как информация о чувствительном раздражении кожи поступает в головной мозг? (по нервам)
- Итак, кто сможет перечислить, с какими органами чувств мы с вами познакомились?
- Как, по-вашему, какой орган чувств самый важный? (у каждого органа чувств своя роль, именно с помощью них мы можем изучать этот мир, чувствовать все, что нас окружает)
- А как мозг различает сигналы органов чувств? Сигналы разные или одинаковые? Почему мы не путаем эти сигналы? (Дети рассуждают)
Мнения разделились. Аргументированное мнение.
- Давайте проверим наши предположения, прочитав текст учебника на стр. 49.
Слайд 19
- Все органы чувств связаны с головным мозгом. Какой вывод мы можем сделать с вами? (голову надо беречь, не болеть, тепло одеваться, травмы головы очень опасны, надо быть осторожными, избегать травм)
- Давайте сравним свой вывод с авторским.
Слайд 20
V. Рефлексия. (Работа в парах)
- Для закрепления нового материала, я предлагаю вам заполнить на карточках шутливый разговор органов чувств и вписать названия тех, чьи слова вы сейчас прочитаете.
На карточке:
Напиши, какие органы чувства рассказали Серёже о том, кто находится в комнате (впиши в текст названия чувств).
«Серый, маленький, с четырьмя лапками и хвостиком»,- сказало ____________________.