Просмотр содержимого документа
«Мир природы Бурятии»
Образовательное событие «Мир природы родного края»
Участники события: учащиеся 4 «Б» класса МАОУ СОШ №32
Учитель: Артемьева О.И.
Место проведения: МАОУ СОШ №32
Предметы: окружающий мир (география, биология, зоология), математика, изобразительное искусство.
Цель: познакомиться с разнообразием природы родного края и её классификацией; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
Работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Продуктивная деятельность: создание книги «Мир природы Бурятии»
Формы работы: групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная.
Ход занятия
Организационный этап.
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня у нас образовательное событие, которое называется «Мир природы родного края». Скажите, а что мы называем родным краем?
На нашем занятии родным краем для нас будет республика, где мы живем, наша Бурятия.
Сегодня на занятии мы начнем изготавливать книгу «Мир природы Бурятии»
Постановка цели и задач:
Ребята, как вы думаете богата ли своим разнообразием наша природа?
(Мы предположим, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, поля, реки – то мир природы Бурятии богат и разнообразен.)
-Для создания страниц книги и подтверждения нашей гипотезы, что мир природы Бурятии богат и разнообразен, давайте продолжим работу в группах. Я предлагаю вам поработать географами, зоологами, ботаниками, микологами и экологами.
Определение плана работы.
План работы в группах:
чтение заданий
Распределение обязанностей
Выполнение заданий
Взаимопроверка
Подготовка презентации
Выступление
Рефлексия
Работа в группах:
географы: (Страница География Бурятии, реки Бурятии)
Задание
1) Соберите кластер «Природа»
2)По карте определите, где расположена Бурятия и с кем граничит. Вставьте пропущенные слова в текст:
Республика Бурятия расположена на юге центральной части Восточной Сибири, вдоль восточного берега озера ________________ и граничит:
• на востоке, западе и севере с Республикой __________ , _________________ краем и ________________ областью;
• на юге с _________________.
Посмотрите на карту.
Напишите крупные реки Бурятии: ____________, __________, ______________, ______________
Составь предложения из словосочетаний:
Река Уда впадает в Байкал
Река Селенга река Иркут
впадает в Байкал впадает в Селенгу
впадает в Ангару река Баргузин
Вытекают из озера Байкал реки Ангара и Лена
Вырежьте из задания получившийся текст и карты к нему оформите страницы: География Бурятии, Реки Бурятии.
Зоологи
(Страницы: Звери Бурятии, Пресмыкающиеся Бурятии, Птицы Бурятии, Рыбы Бурятии, Насекомые Бурятии, общее название животные Бурятии)
Задание
Подобрать к каждой картинке название животного и текст. Классифицировать по группам.
1)Рассмотрите картинки
2)Прочитайте названия животных
3)К каждой картинке приклейте название животного.
4)Подберите каждому животному соответствующие описание.
5)Классифицируйте животных по группам, наклейте картинки животных и их описание на соответсвующие страницы раздела Животные Бурятии.
(У детей: картинки их названия и описания отдельно: нерпа, соболь, красный волк, тушканчик-прыгун, гадюка обыкновенная, Большой баклан, дрофа, омуль, голомянка, павлиноглазка-бабочка)
Нерпа
достигающий длины 120-150 см и до 100-120 кг веса, долгожитель. Среди охотничьей добычи встречаются экземпляры в возрасте 50 и более летВ спокойной обстановке скорость движения под водой не превосходит 7-8 км/ч. С большей скоростью она плавает, когда уходит от опасности. По твёрдой поверхности передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. Питается кормом в виде голомянок и пелагических бычков (справка: пелагических – обитающих в толще или на поверхности воды). Зиму они проводят подо льдом. У нее прекрасный мех, целебный жир и нежное мясо.
Соболь
Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник, «царь дикой пушнины». Чем он темнее, тем дороже ценится его шкурка. Баргузинский самый ценный из встречающихся в Сибири. Ведёт наземный образ жизни. Передвигается прыжками. Хорошо лазает по деревьям. Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение слабее. Голос – урчание , вроде кошачьего. Длина тела – 56 см, хвоста – до 20 см. Обитает в кедровых лесах, в верховьях горных рек.
Красный волк
небольшого размера. Общий тон окраски красноватый. Встречается в гористых местах байкальского бассейна, питается копытными. Относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу России, Бурятии и МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Охота и лов его строго запрещается.
Тушканчик-прыгун (Алаг дааган)
занесен в Красную книгу Бурятии как редкий вид. Длина тела составляет 130-160 мм, длина хвоста 172-220 мм. На конечностях имеет по 5 пальцев, длина задних ног в 3-4 раза превышает длину передних. При медленном движении передвигается на всех четырех лапах, а при беге - только на двух задних. Имеет крупные глаза и длинные уши, а также длинный хвост, который оканчивается кисточкой. Имеет мягкую и густую шерсть. Цвет спины песчаный или тёмно-жёлтый, брюшная сторона чуть светлее. Встречается в степной части байкальского бассейна. Зимой впадает в спячку. Питается растительным кормом, насекомыми и их личинками.
Гадюка обыкновенная
Обитает в горах среди каменистых россыпей, на равнине – в сырых оврагах, лугах, приручьевых лесах, по краю болот. На зимовку прячется в заброшенных норах сусликов, тарбаганов, в глубоких расщелинах скал. Имеет длину до 1 м. Основная пища – яйца и птенцы мелких птиц, гнездящихся на земле. Встречается на территории Тункинского, Баргузинского и Курумканского районов.
Большой баклан
Селится у водоемов большими колониями. Добывает рыбу, ныряя под воду. Общая окраска оперения черная, с бронзово-зеленым отливом сверху» по краям желтого голого горла и щек беловатая. Клюв буровато-черный, с желтым пятном. Ноги очень короткие, черные, все пальцы соединены плавательной перепонкой. Ходит плохо, взлетает с трудом, с разбегу или с возвышения. При посадке держится вертикально, часто с расправленными крыльями, на воде сидит глубоко, несколько вздернув клюв и опустив хвост на воду. С воды поднимается тяжело, с разбегу. Полет с виду тяжелый, но прямой, быстрый, с частыми взмахами крыльев.
Дрофа
Вес может достигать до 16 кг. Её можно отличить от других по ее крупным размерам, сильным ногам, пестрому оперению. Она обитает в лесостепных и степных зонах. Перелетная, на зиму улетает в Монголию и Китай. Полет её легкий и быстрый, но взлетает тяжело, с разбегу. Имеет хорошее зрение. Гнезда строит на земле, роя ямку, откладывает 2-3 яйца. Питается молодыми побегами трав, семенами диких и культурных злаков, насекомыми, грызунами, ящерицами, лягушками.
Омуль
Символ Байкала. Для размножения он поднимается в притоки Байкала – Верхнюю Ангару, Кичеру, Селенгу, небольшие речки, впадающие в Посольский и Чивыркуйский заливы. Весной из икры выклевываются личинки и водой рек сносятся в Байкал. Многомесячную зиму проводит на глубине до 300 м, у дна. Летом в погоне за богатой и обильной едой поднимается в верхние слои воды и мчится на мелководья, кишащие эпишурой.
Голомянка
живородящее чудо Байкала. Бледно-розового цвета, легко и грациозно порхающая в родной стихии, она словно покрыта перламутром, отливающим всеми цветами радуги. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Тело настолько прозрачно, что при освещении почти не дает тени, а сквозь хвостовую часть можно читать текст, напечатанный крупными черными буквами.
Сибирская лягушка
Длина тела 38-84 мм. Морда умеренно заостренная. Сверху сероватая или серо-коричневая с темными пятнами. Брюхо белое или желтовато-белое с крупными, частично сливающимися пятнами неправильной формы. Держатся по сырым побережьям рек, топким берегам болот, озер, далеко от водоемов не уходят. Питаются насекомыми: комарами, мошками, мухами, жуками. На зимовку уходят во второй половине сентября — в октябре. Зиму проводят в неглубоких водоемах на дне вблизи берега.
Павлиноглазка-бабочка
семейство, в рядах которого «состоит» почти 2300 видов. Название получили, благодаря удивительному сходству с рисунком на перьях павлина. На крылышках их чешуйки «нарисовали» пятнышки, напоминающие глазчатый узор на павлиньем хвосте. предпочитают жить в широколиственных, а также смешанных лесах. Кроме того, встречаются в горной местности и на лугу, но только там, где поблизости есть деревья.
Ботаники.
(Страницы: Деревья Бурятии, Кустарники Бурятии, Травы Бурятии, общее название растения Бурятии)
(У детей загадки, картинки растений отдельно)
Задание
1)Отгадайте загадки, запишите отгадки, подберите к ним картинки.
2)Выберите из отгадок растения родного края.
3)Классифицируйте эти растения по группам:
Дерево - многолетнее растение, имеющее твердый ствол и выходящие из него ветви, образующие крону.
Кустарники - это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли.
Травы — это растение, у которого нет одревесневающих стеблей.
4)Наклейте загадки с картинками на страницы раздела «Растения Бурятии»: деревья, кустарники, травы.
Он цветёт. В нём можно жить.
Может долго он не пить.
Десять метров он в обхват-
Африканский…
(баобаб)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Все лицом похожи,
Все они сестрички:
Желтые глазенки.
Белые реснички. (ромашка)
Он кладезь сахарного сока,
Неброский, скромный, невысокий.
Рождается всегда под снегом,
Согретый солнечною негой.
(подснежник)
На солнце похожий цветочек стоит,
Лишь ветер подует – и он улетит…
(одуванчик)
Он красивой розе брат, Если ты не виноват, Все равно имей в виду, Может уколоть в саду. (Шиповник)
У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки - только на макушке. (сосна)
Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки.
Ответ: Лиственница
У забора я гуляла босиком И ошпарилась зеленым кипятком. (Крапива)
Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черемуха)
К условно-съедобным причисляют такие грибы, которые в обычном сыром виде являются ядовитыми или обладают едким неприятным вкусом и запахом, но в процессе обработки (вымачивание и вываривание) становятся съедобными для людей.
(У детей картинки, презентация «грибы Бурятии)
Задание
1)Рассмотреть картинки
2)В презентации «Грибы Бурятии» найти грибы, изображенные на картинках, определить название гриба, подписать картинки.
3)Написать краткую характеристику каждому грибу. (внешний вид, к какой группе относится: съедобный, несъедобный, условно-съедобный)
4) Классифицировать грибы: съедобные, несъедобные, условно-съедобные. (справка: К условно-съедобным причисляют такие грибы, которые в обычном сыром виде являются ядовитыми или обладают едким неприятным вкусом и запахом, но в процессе обработки (вымачивание и вываривание) становятся съедобными для людей)
5)Наклейте картинки грибов с названием и характеристикой на страницы раздела «Грибы Бурятии»: съедобные, несъедобные, условно-съедобные.
Экологи
Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?
Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их, люди создают заповедники, заказники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.
1)Найди и покажи на карте заповедники Бурятии
2)Найди и покажи на карте национальные парки Бурятии
3 )Решите задачу: В Бурятии на территории заповедников и национальных парков в 2014 году пожарами был уничтожен лес площадью 3 тысячи гектаров; в 2015 году – 12 тысяч гектаров, в 2016 году - 2 тысячи гектаров. Какова общая площадь, уничтоженного леса за эти три года? (Справка 1 га= 10 000 квадратных метров)
4)Напиши обращение от имени природы к владельцам заводов, рыбакам, туристам.
5) Создайте презентацию «экологические проблемы Бурятии»
6)Нарисуйте условные знаки «Берегите леса от пожаров!»
Выступление групп
Есть ли вопросы к выступающим?
Итог урока: Теперь мы соберем всю нашу работу в одну книгу «Мир природы Бурятии».
Рефлексия деятельности
“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравилось занятие, и вы довольны своей работой, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. В конце занятия собрать цветы в корзинку или вазочку.