kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "География Бурятии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная программа направлена на дальнейшее формирование географической культуры учащихся. В ней на базе национально-регионального компонента предусмотрено изучение природы, населения и хозяйства нашей малой Родины. Рабочая программа рассчитана на   обучение в 9 классе в рамках НРК базисного учебного плана МОУ «Шергинская СОШ», по 1 часу в неделю (всего 34 уч.ч.) на 2010-2011 учебный год.

   Учебный курс данной программы включает в себя изучение особенностей природы Республики Бурятия, где рассматривается географическое положение, административно-территориальное деление, история образования республики, климат, рельеф внутренние воды, растительность, животный мир, природные ресурсы, природные комплексы и особенности проведения природоохранной деятельности в Бурятии. Изучение этих тем позволит учащимся не только усвоить все главные закономерности природных процессов и приобрести необходимые умения и навыки в формировании географической культуры, но и дает учащимся возможность творчески, осмысленно подходить к решению природных, экономических и социальных проблем, возникающих на территории Бурятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "География Бурятии" »

8


МОУ «Шергинская СОШ» учитель Корсаков В.И. 2010-2011 учебный год

Пояснительная записка


Данная программа направлена на дальнейшее формирование географической культуры учащихся. В ней на базе национально-регионального компонента предусмотрено изучение природы, населения и хозяйства нашей малой Родины. Рабочая программа рассчитана на обучение в 9 классе в рамках НРК базисного учебного плана МОУ «Шергинская СОШ», по 1 часу в неделю (всего 34 уч.ч.) на 2010-2011 учебный год.

Учебный курс данной программы включает в себя изучение особенностей природы Республики Бурятия, где рассматривается географическое положение, административно-территориальное деление, история образования республики, климат, рельеф внутренние воды, растительность, животный мир, природные ресурсы, природные комплексы и особенности проведения природоохранной деятельности в Бурятии. Изучение этих тем позволит учащимся не только усвоить все главные закономерности природных процессов и приобрести необходимые умения и навыки в формировании географической культуры, но и дает учащимся возможность творчески, осмысленно подходить к решению природных, экономических и социальных проблем, возникающих на территории Бурятии.

А также в этом курсе учащиеся смогут узнать об особенностях населения и хозяйства своей малой Родины. В данном курсе более подробно изучаются этапы заселения и освоения территории Бурятии и Кабанского района, численность населения и его состав, культурные традиции, религиозные верования народов республики. Но главным аспектом изучения являются особенности хозяйственных комплексов, их проблемы на современном этапе развития экономики.

Изучение в 9 классе особенностей природы и хозяйства Кабанского района помогает школьникам более осознано и с любовью подходить к изучению родного края.

Данная программа направлена на дальнейшее формирование географической культуры учащихся на краеведческих материалах. В ней на базе национально-регионального компонента предусмотрено изучение природы, населения и хозяйства Кабанского района рассчитана на 7 часов обучения и включает в себя изучение особенностей природы, населения и хозяйства Кабанского района.

В программе «География Бурятии» более подробно рассматривается географическое положение, административно-территориальное деление, история образования Республики и Кабанского района, климат, рельеф, внутренние воды, растительность, животный мир, природные ресурсы, природные комплексы и особенности проведения природоохранной деятельности. Изучение этих тем позволит учащимся не только усвоить все главные закономерности природных процессов и приобрести необходимые умения и навыки в формировании географической культуры, но и дает учащимся возможность творчески, осмысленно подходить к решению природных, экономических и социальных проблем, возникающих на территории данного района, на конкретных примерах.

Более подробно изучаются этапы заселения и освоения Республики Бурятия и Кабанского района, численность населения и его состав, культурные традиции, религиозные верования народов и нации населяющих территорию района. Но главным аспектом изучения курса являются особенности хозяйственных комплексов, их проблемы на современном этапе развития экономики.

Программа даёт возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной природы на побережье Байкала, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия республики и района, к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении природы родного края.

Изучение особенностей природы и хозяйства Кабанского района помогает школьникам более осознано и с любовью подходить к изучению родного края, на конкретных примерах местной природной и социальной среды; изучение родного села будет способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, сопричастности и соответственности за происходящие события в окружающей их среде.

Видовой состав окружающей растительности и животного мира, население и его хозяйственная деятельность Республики Бурятия и Кабанского района, характер их взаимоотношения с ноосферой, планировка сельского поселения «Шергинское», в состав которого входят пять сёл – Шергино, Хандала, Фофоново, Быково и Никольск, способ озеленения, уровень загрязнения воздуха, вод и почвы – вот те вопросы, которые рассматриваются в курсе «География Бурятии». Ответы на эти вопросы будут интересны всем жителям и могут быть представлены на суд широкой общественности, повлиять на работу местных муниципалитетов.

Познание природы родного края является одной из важнейших задач современной социально-экономической политики. Такие изучения и исследования требуют серьёзной научной подготовки и специального оборудования. Однако некоторые работы могут выполняться учащимися средних школ, что определяется доступностью объектов изучения и исследования, при использовании стандартных школьных программ и специальной литературы. Результаты подобных изучений и исследований обогащают науку новыми фактами, а учащихся – новыми знаниями и умениями, что делает данных курс по настоящему интересным и увлекательным.

Основу обучения составляет проектный метод, который позволяет учащимся самостоятельно, выполняя практические работы, сопоставлять данные, выделять причинно-следственные связи, планировать свои действия и творчески мыслить.

Практикум по изучению родного села включает в себя описание экосистем, социально-экономического положения села и его окрестностей, изучение и оценку факторов воздействия социальной среды на природную.

Контроль знаний, умений и навыков в данном курсе наиболее целесообразно проводить в виде создания и защиты исследовательских работ на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Программа позволит влиять на развитие гражданской позиции молодёжи, ориентированной на природосберегающее поведение.





Цели и задачи программы


Целью данной программы является расширение географического кругозора и формирование географической культуры учащихся, на базе изучения природы, населения и хозяйства своей малой Родины, краеведческого материала.

Задачи:

  1. образовательные:

- раскрыть перед учащимися особенности природы и природных комплексов Бурятии;

- рассмотреть основные показатели экономического развития республики;

- изучить и проанализировать основные показатели населения Бурятии;

- рассмотреть основные особенности географии Кабанского района и родного села;

- способствовать формированию у учащихся умений и навыков в решении географических задач;


- закрепить умения учащихся выделять основные географические закономерности и причинно-следственные связи на краеведческом материале.


  1. воспитательные:

- формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды в родном краю;

- воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов Забайкалья;

- воспитание нравственного и гуманного отношения к природе;

- пропаганда национального равенства на примере многонациональной Бурятии;

- вовлечение школьников в краеведческую работу в рамках программы “География Бурятии”;

- любовь к родному краю;

- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.


  1. развивающие:

- развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;

- развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

- приобретение умений и навыков в научно-исследовательской работе по географии и краеведению;

- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

- развитие эмоциональной сферы учащихся (умение видеть, ценить и беречь прекрасное вокруг себя – и природу, и человека);

- развитие волевой сферы учащихся (участие в мероприятиях экологического характера, решение конкретных географических проблем);

- развитие интеллектуальных особенностей личности.


  1. Валеологические:

- укрепление здоровья, и повышение психологической устойчивости организма к внешнему миру;

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;

- активное внедрение оздоровительных моментов на уроке;

- наличие на уроках эмоциональных разрядок;

- благоприятный психологический климат на уроке.







Литература


  1. М.О.Эрдынеева, Б.А.Чернов География Бурятии. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Улан-Удэ:, 1994

  2. Э.М.Раковская География: природа России . учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2002

  3. В.Я.Ром, В.П.Дронов. География России: население и хозяйство 9 класс. М.: Дрофа 2006

  4. И.И.Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. М.: «Просвещение» 1990

  5. И.С.Дубанов. Игры на уроках географии. Чебоксары.: «Клио» 1999

  6. В.Е.Гулгонов. Состояние окружающей природной среды и природоохранная деятельность в Республике Бурятия. Улан-Удэ 1998

  7. Красная книга

  8. Историко-культурный атлас Бурятии. М.: «Дизайн. Информация. Картография.». 2001

  9. Материалы лекций профессора Викулова В.Е. по курсу «Байкаловедение»

  10. Материалы лекций доктора г.н. Гончикова Ц.Д-Ц по курсу «Социальняя и экономическая география Байкальского региона»

  11. Младаева О.К., Бабиков В.А., Природа Родного края, БГУ, У-У 2006.

  12. Шагжиев К.Ш., Бурятия: Природные ресурсы – У-У, БГУ 1997.

  13. Рабочая тетрадь «География Бурятии, Раднаева Т.Х, 2007.



Содержание программы


Раздел 1. Природа Бурятии (17 уч.ч.)


1. Становление республики Бурятия (3 ч.)

Республика Бурятия в составе Российской Федерации, государственная символика, история формирования территории Бурятии, географическое положение и административное деление республики.

Тема 1. Природа Бурятии ( 8 ч)

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат и внутренние воды, особенности природы оз. Байкал, минеральные воды, природные комплексы Бурятии.

Тема 2. Проблемы природопользования в республике Бурятия (2 ч)

Экологические проблемы оз.Байкал и Байкальского региона, загрязнение и деградация природных комплексов, редкие и исчезающие виды животных и растений, природоохранная политика, особо охраняемые природные территории республики.

Тема 3. Природа Кабанского района (3ч)

Географическое положение района, рельеф, климатические показатели, поверхностные воды и природные комплексы Кабанского района


Раздел 2. Население и хозяйство Бурятии (17 уч.ч.) 1ч. резерв


Введение (1ч)

Место Бурятии в составе РФ, экономико-географическое положение, административное деление территории, государственная символика.


Раздел 1. Население Республики Бурятия (6 ч)

Тема 1. Население Бурятии (4ч.)

Заселение территории, численность населения, естественный прирост, внешние и внутренние миграции, половозрастная структура населения, национальный состав, трудовые ресурсы.

Тема 2. Духовный мир народов Забайкалья (2ч)

Культура, традиции и верования народов, проживающих в Бурятии


Раздел 2. Народное хозяйство Республики Бурятия (10ч)

Тема 1. Хозяйство Бурятии (8 ч)

Промышленность республики, топливно-энергетический, горнодобывающий, лесопромышленный и агропромышленный комплексы Бурятии, транспорт, экологические затраты производств, экономические связи, природно-хозяйственные районы РБ.

Тема 2. Население и хозяйство Кабанского района (2 ч)

Население и хозяйство района, главные экономические, социальные и экологические проблемы, перспективы развития.


Планируемые результаты учебной деятельности


Учащиеся должны знать:

- основные параметры и характеристики природы Бурятии

- особенности формирования и функционирования природных сообществ Бурятии

- географическую номенклатуру краеведческого характера

- главные особенности природы и хозяйства Кабанского района

- этапы заселения и динамику основныхпоказателей численности населения республики, района и села

- особенности развития и формирования промышленных комплексов и экономических связей Бурятии

- особенности размещения крупных населенных пунктов и промышленных объектов по территории республики

- проблемы природопользования и охраны природы в республике

- особенности функционирования экосистемы озера Байкал


Учащиеся должны уметь:

- работать с тематическими и контурными картами Республики Бурятия и Кабанского района

- выполнять практические работы с выполнением графиков, схем, таблиц и диаграмм

- извлекать необходимую географическую информацию из всех доступных источников

- определять и прогнозировать влияние человеческой деятельности на природу родного края

- выделять природные и хозяйственные системы родного края

- определять закономерности природных и техногенных явлений

Методические рекомендации

Освоение курса «География Бурятии» предполагает для школьников не только посещение занятий, но и ведение самостоятельной работы по подготовке к семинарским занятиям, выполнение контрольной работы по установленной тематике, а также сдачу устного недифференцированного итогового зачета.

Библиотека образовательных учреждений не располагает необходимым объемом специальной литературы, поэтому школьникам предоставляется список вопросов к зачету, проводимому в устной форме, а также темы контрольных работ по курсу, доводятся требования к сдаче зачета.

Особое внимание обращается на написание и оформление творческих работ, выполняемых с целью углубленного изучения теоретико-методологических основ и эмпирического материала. Кроме этого, творческая работа служит одной из основных форм контроля освоения курсового материала. Разнообразие тем контрольных работ позволяет индивидуализировать процесс обучения, учитывая интересы и уровень подготовки учащихся.

После выбора темы творческой работы школьник должен подобрать необходимую для ее написания научную и учебную литературу либо в библиотечном фонде школы, либо в фонде других библиотек. Освещение вопросов и проблем в теме творческой работы производится параллельно по нескольким источникам. Допускается использование рекомендованных Интернет-ресурсов. Далее следует приступить к составлению плана творческой работы, в котором должно присутствовать введение, несколько пунктов основного содержания, заключение и список использованной литературы. Текст работы должен логически и последовательно раскрывать выбранную тему, быть достаточно полным и непротиворечивым.

К структуре и оформлению творческой работы предъявляются следующие требования. Работа представляемая на листах формата А4, имеет титульный лист, план, введение, основное содержание, заключение и список использованной литературы. Объем работы не должен превышать 15 печатных страниц.

Цитирование авторов текстов или использование их высказываний должно сопровождаться ссылками на использованный источник, что производится в подстраничном или же внутри текстовом виде. Выходные данные работ оформляются в соответствии с требованиями последних библиографических стандартов. Список использованных источников производится в алфавитном порядке.

Контрольные задания

Контрольные вопросы:

  1. Характеристика физико-географического положения Бурятии. Положительные и отрицательные стороны. Бурятия на карте мира.

  2. Геологическое строение и история становления рельефа республики Бурятия.

  3. Основные месторождения полезных ископаемых Бурятии.

  4. Речные системы Бурятии и их характер.

  5. Типология озер Бурятии. Показать на физической карте расположение крупных озер республики.

  6. Особенности размещения растительного мира Бурятии.

  7. Особенности и характер поведения представителей животного мира республики.

  8. Что такое «охраняемые природные территории». Их значение.

История образования ОПТ Бурятии.

Приложение 10

Творческие работы

1. Россия на карте мира

По топонимам (географическим названиям) республики Бурятия определите, как шло освоение ее территории.

2. Человек и природа

Подготовьте сообщение об ученых, проводивших в разное время на территории Бурятии исследования географических объектов, природных ресурсов и условий.

3. Население России

Разработайте проект на тему: «Каким я вижу мой город в будущем».

4. Хозяйство России

А) Опираясь на материал учебника «География: природа России», заполните таблицу «Экологические проблемы топливно-энергетического комплекса» и сделайте выводы

Истоки экологических проблем

Сущность экологической проблемы

Пути решения





Б) Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в Восточной Сибири сосредоточена большая часть топливно-энергетических ресурсов России, а основное потребление осуществляется в европейской части страны, что создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на перевозку. Предложите свой проект решения данной проблемы.

В) Какие экологические проблемы характерны для металлургического комплекса? Дайте свои рекомендации по их решению.

Металлургический комплекс

Экологические проблемы

Рекомендации по решению экологических проблем




Г) Используя дополнительные источники информации напишите доклад (реферат) о внедрении в нашей стране малоотходных технологий в химической промышленности.

Д) Используя материалы СМИ и Интернета напишите доклад о деятельности

Байкальского ЦБК и внедрении на нем технологии замкнутого оборота воды.

Е) Напишите реферат на тему: «Влияние транспорта на состояние окружающей среды»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "География Бурятии"

Автор: Корсаков Вячеслав Иванович

Дата: 29.06.2014

Номер свидетельства: 108997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по географии Бурятии "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-buriatii"
    ["file_id"] => string(6) "131028"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416060364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства