Просмотр содержимого документа
«"Мир глазами эколога"»
мир глазами эколога
Цели: дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и неживой природы; развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; схемы-опоры «Экологические связи» (с. 25).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Каково значение человека на Земле?
– Сколько народов живет на Земле?
– Сколько государств на Земле?
– Какую символику имеет каждое государство?
II. Введение в тему урока.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Почему необходимо беречь Землю?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом.
III. Изучение нового материала.
1. Ч т о и з у ч а е т э к о л о г и я?
– Как вы понимаете слово «экология»?
– Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.
Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Прочитать и подумать, какая история произошла с комарами и кошками (с. 22).
– Очень показателен пример Китая, где решили избавиться от воробьев, но не учли, что птицы в разные периоды могут приносить пользу и вред человеку. Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают огромное количество насекомых: жука-долгоносика, гусениц. Но после вывода птенцов они собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение насекомых-вредителей, которые стали наносить большой ущерб урожаю зерновых.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по рабочей тетради.
1. З а д а н и е 1 (с. 10) – по схеме рассказать о влиянии человека на природу.
2. З а д а н и е 6 (с. 5) – по схеме рассказать о роли природы в жизни человека.
IV. Итог урока.
– Какое значение для живых организмов имеет экология?