Основными критериями отбора текстов являются их общечеловеческая значимость и художественно-эстетическая ценность, соответствие психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Все тексты, предлагаемые для изучения, обращены к личности ребенка, к его мироощущению, ориентированы на выработку у него высоких нравственных начал, эстетического вкуса, чувства юмора, доброго отношения ко всему живому в природе. В программе представлены различные жанры и стили литературных произведений.
Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение в стихотворении образов-олицетворений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мир глазами сказочного героя »
Урок литературного чтения
(Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: в 2-х частях. Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008).
Тема урока: «Мир глазами сказочного героя или животного»
Класс: 2 (Программа 1-4)
Дата проведения: 19.02.2014
Место темы в структуре учебного курса:
(УМК «Литературное чтение» 13-й урок в разделе «Вперёд по дороге
открытий»)
Основными критериями отбора текстов являются их общечеловеческая значимость и художественно-эстетическая ценность, соответствие психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Все тексты, предлагаемые для изучения, обращены к личности ребенка, к его мироощущению, ориентированы на выработку у него высоких нравственных начал, эстетического вкуса, чувства юмора, доброго отношения ко всему живому в природе. В программе представлены различные жанры и стили литературных произведений.
Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение
в стихотворении образов-олицетворений.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок творчества
Цель курса: воспитание образного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении, способного вступать в диалог с автором через художественное произведение, углубить литературное образование детей и приобщить их с ранних лет к общечеловеческим, культурным ценностям, к национальной культуре, к классической, современной, зарубежной литературе.
Задачи:
Познавательный аспект
- Формировать осознанный навык чтения на основе воссоздающего
воображения и критического мышления;
Совершенствовать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык
художественного произведения, выразительные средства, создавать
художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
Исследовать поступки героев в нравственном аспекте и подвести
Портреты Р. Сефа, Н. Ламма, В. Друка, Саши Чёрного
Презентации о муравье, зебре, мухе, пауке.
Рабочий лист учащегося (План составления рассказа)
Урок разработан по технологии критического мышления (РКМЧП)
План урока
№
п/п
Этапы урока
Хронометраж
1.
Организационный момент
1 мин
2.
Составление плана урока
2 мин
3.
Проверка домашнего задания
5 мин
4.
Постановка задач урока
1 мин
5.
Введение в тему урока
4 мин
Организационный момент (1 мин)
- Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Поздороваемся, улыбнёмся. Возьмитесь за руки. Давайте пожелаем, друг другу удачи, передадим добрые пожелания через правую руку соседа, чтобы сегодняшний день был позитивным, добрым.
Составление плана урока (2 мин)
- Давайте составим маршрут нашего путешествия.
1) Проверка домашнего задания
2) Постановка целей и задач урока
3) Презентации о животных
4) Знакомство с произведениями и их героями
5) Выполним творческую работу (Страна Вообразилия)
6) Подведём итог
7) Задание на дом.
Проверка домашнего задания (5 мин)
На уроке тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, в коридоры.
Не мешайте сочинять
И заданье проверять.
(Дети читают наизусть стихотворение С. Козлова)
- Композитор Владимир Шаинский написал музыку к этим словам. Хотите послушать песенку. Может быть вы даже её знаете.
- Кто придумал продолжение к этой песенке?
(Вариант продолжения:
Маленькой жемчужиной
Светится роса.
Быстрым самолётиком
Пролетит пчела.
Тоненькой свирелькой
Птичка пропоёт,
Улыбаясь весело,
Солнышко взойдёт.)
Постановка задач урока (1 мин)
Посмотреть на мир глазами животного.
Понять чувства и переживания героев произведений.
Учиться выразительно читать стихи.
Учиться составлять рассказ от лица героя.
Введение в тему урока (4 мин)
Теперь предстоит,
Друзья, отгадать,
О ком из героев
Будем читать.
- Отгадайте загадки.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)
Не птица, а летает,
Лапки потирает. (Муха.)
Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебра.)
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук.)
- Что вы знаете про этих существ: их привычки, повадки и звуки, которые они издают?
(Дети демонстрируют презентации, приготовленные дома о животных)
Презентация Петрова Никиты о муравьях.
Работа над стихами (5 мин)
- Прочитаем стихи, они помогут нам представить, что чувствует каждый
- Пофантазируйте, о чём может думать муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке, лягушка на кочке.
- Сочините рассказ от лица героя по плану:
Кто я.
Где нахожусь и что делаю.
Что вижу вокруг, о чём думаю.
Что чувствую.
Составление рассказа по группам.
Лягушка
Я зелёненький лягушонок, сижу на кочке и ловлю мошек. Какой большой вокруг меня мир, какой он зелёненький, мокрый, вязкий. Как мне хорошо в нём!
Физкультминутка (2 мин) 27 – 30 мин
- Я предлагаю вам поиграть в эмоции. Попробуйте изобразить:
Грусть
Восхищение
Удивление
Страх
Удовольствие
Интерес
Продолжение работы по теме урока (7 мин)
- Презентацию о следующем животном приготовил Ломоносов Никита.
- Прочитайте двустишие В. Друка.
- Кто герой? (Человек.)
- Что поняли? (Человек представил мысли паука о себе.)
- Проведём эксперимент. Представьте, что вы – паучки, посмотрите на потолок. Как будет выглядеть человек в глазах паучка? Пофантазируйте, о чём думает паук?
-Презентацию о мухе приготовил Шарипов Эмиль.
- Прочитайте последнее стихотворение Саши Чёрного «Песня мухи».
- Вам понравилось оно? Чем?
- Что видит муха с потолка?
(Пол внизу, «на клеёнке на столе капля сладкого желе», мальчик слизал каплю и мухе ничего не оставил.)
- Каким кажется мухе человек? (Жадным.)
- Какой приём помогает ярче представить образ мухи? (Звукопись, аллитерация.)
- Прочитайте выразительно стихотворение.
Итог урока (4 мин) 40 мин
- Чем похожи все произведения? Какие они по характеру?
(Юмористические, вызывают улыбку.)
- Почему? (Животные нам рассказывают о том, каким они видят окружающий мир.)
- Какую цель преследовали авторы, только ли чтобы мы улыбнулись и посмеялись? (Они хотели, чтобы мы задумались о том, как живётся братьям нашим меньшим рядом с нами и как человек должен к ним относится.)
Рефлексия (4 мин) 44 мин
- При помощи шляп мышления оцените работу группы на уроке.
Выберите шляпу, которую вы хотите примерить.
- Достигли мы цели? Все задачи на уроке рассмотрели?
Домашнее задание (1 мин)
Составить рассказ о том, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами кошки, мышки, собаки, лошади (по выбору).
- Мне хочется всех поблагодарить за участие в уроке! Давайте скажем до
свидания нашим гостям. Мы строимся на прогулку. А гостей просим
перейти в соседний кабинет.
Самоанализ урока:
Урок литературного чтения по теме: «Мир глазами сказочного героя или животного. Стихи Р. Сефа, Н. Ламма, В. Друка, С. Чёрного был проведен 19.02.2009 года. Это 13-ый урок в разделе «Вперёд по дороге открытий» по УМК «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова (система РО Занкова Л.В.) Тип урока: комбинированный, поэтому в ходе урока можно выделить такие структурные этапы:
Организация начала урока.
Постановка цели урока.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, воспроизведение ранее полученных знаний и умений.
Изучение нового.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов и результата урока.
Вид урока: урок творчества, направленный на анализ и
сопоставление представления о нравственном поведении автора
литературного произведения с представлениями учащихся.
Главная цель моего урока – формирование нравственной позиции человека по отношению к миру животных через поэтические произведения. В ходе урока я обращал внимание на развитие речи, обогащение словарного запаса. В течение всего урока проводилась работа над правильностью устной речи. Этапы урока были взаимосвязаны и являлись продолжением друг друга. Такое построение урока позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока.
На уроке были использованы различные формы работы с классом: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, в парах. Была использована дифференциация по степени и характеру помощи. Перед учащимися на каждом этапе урока ставилась учебная задача. Дети старались внимательно слушать вопросы и выполнять задания учителя, логично выражать свои мысли. С помощью учителя учащиеся составляли рассказ о животном по плану.
Помощь требовалась детям, у которых фрагментарное восприятие. Для этого я использовал ассоциативное прогнозирование. Большинство детей обладают сюжетно-логическим уровнем восприятия. Они старались запомнить содержание и логично выразить свою мысль.
Работа показала, что дети умеют анализировать произведение, находить главную мысль. Видно, что дети много читают. Считаю, что временное соотношение этапов урока было выбрано верно. Групповая форма работы на уроке была выбрана не случайно. Это позволило ученикам чувствовать себя уверенно, таким образом, развивались коммуникативные умения. Дети легко справлялись с предложенными заданиями. На эмоциональном уровне удалось вызвать интерес к литературному произведению. У детей проявился интерес к литературному творчеству поэтов: Р. Сефу, Н. Ламму, Саши Чёрного, В. Друку. У них появилось желание познакомиться самостоятельно с литературным творчеством поэтов.
Развивать воображение учащихся, включить ассоциативное мышление детям помог метод активизации учебно-познавательной деятельности «ассоциации». Дети активно вступали в диалог с учителем, активизировали свой словарный запас.
Воспитательные задачи реализуются на протяжении всего урока.
При подведении итогов определяется результативность урока. Я старался, чтобы при подведении итога присутствовала положительная эмоциональная оценка. Не менее важным для меня было узнать оценку детьми проведенного урока. Это помогает найти более близкий контакт с детьми. Отобрать более удачные принципы построения урока в дальнейшем.
Весь урок был построен так, чтобы ребята чувствовали себя на нем комфортно, так чтобы дети захотели активно работать на следующем уроке.
Я считаю, что урок прошел эмоционально, привлек учащихся познавательной деятельностью, игровой ситуацией, вызвал интерес к учению и воспитал потребность в знаниях. Темп и ритм урока был выбран оптимально для данного класса. Действия учителя и учащихся были завершенными. В конце каждого этапа урока подводились итоги. Время было распределено рационально. Все этапы урока имели результат, которые сложились в конце урока в общий.
В общении с детьми пытаюсь создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
Урок получился результативным, носил обучающий, развивающий и исследовательский характер. Урок достиг цели, так как задачи, поставленные на уроке, были решены с учетом особенностей класса. На основе дискуссии в процессе анализа художественного произведения значительно обогатился нравственный опыт каждого ребенка, о чем свидетельствуют результаты диагностики.