kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока: расширить знания учащихся  о творчестве М.М. Пришвина, раскрыть смысловое содержание рассказа, анализировать произведение,  поступки героев и их характер.Даннный урок содержит дополнительный материал, работу над иллюстрацией, составление плана рассказа,творческий пересказ.В конце урока учащимся предлагается написать свою историю из наблюдений за животными. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"»

Урок чтения в 4 классе


Тема: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»

Цели: 1.Расширить знания детей о творчестве М.М.Пришвина. Познакомить детей с рассказом Пришвина «Выскочка».Раскрыть смысл рассказа. Учить анализировать поступки и характер героев.

2. Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение делить текст на части, составлять план.

3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, сострадание, наблюдательность.


Оборудование: Портрет писателя, выставка книг Пришвина, картинки с изображением сороки и лайки, детские иллюстрации к рассказу А. И. Куприна «Барбос и Жулька», физическая карта России, « Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний: Ребята, давайте вспомним название раздела, который мы сейчас изучаем. («Природа и мы»). А вы обратили внимание какого цвета в учебнике страницы этого раздела? (Зелёные). Удивительную Зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу. У нас всё есть для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять. Сегодня мы продолжим знакомиться с её жителями.

  3. Проверка домашнего задания:

    • Выставка иллюстраций к рассказу Куприна «Барбос и Жулька»

  1. О чём хотел сказать Куприн своим читателям?

  1. Постановка цели урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М. М. Пришвина. Я прочту вам отрывки из рассказов Пришвина, а вы попробуете отгадать, как называется этот рассказ и вспомните его содержание.

Краткие сведения о Пришвине:

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Рассказы Пришвина имеют гуманистическое содержание. В них присутствуют герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

  1. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с рассказом:

    • Прочитайте название рассказа «Выскочка». Как вы понимаете значение этого слова? Давайте проверим по словарю, правильно ли мы его понимаем? (Словарь Ожегова с.119).

    • Чтобы познакомиться с главными героями рассказа придётся серьёзно подумать.



    • Отгадайте загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвостик колечком.(собака)


Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)

-Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках? ( После высказываний детей заранее подготовленный ученик рассказывает о сороках.)

Рассказ о сороке.

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это её прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет ещё глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.

Самка откладывает 5-8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит её, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет – к вьюге».

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Она очень любит блестящие предметы, уносит их с собой и прячет в гнезде или ещё где-нибудь.

    • Прочитайте рассказ, подумайте, почему он так назван? (Дети читают рассказ по «цепочке»);

  1. Словарно-лексическая работа:

БДИТЕЛЬНОСТЬ – от бдительный – очень внимательный, неослабно настороженный.

РАДУЖНЫЙ – разноцветный.

-Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

-Подберите синонимы к словам: бдительность (зоркость, неослабное внимание, настороженность), украденный (похищенный, сворованный, стащенный и т.д.)

-Подберите антоним к слову: глупая (умная, мудрая).

  1. Работа над содержанием:

    • Понравился ли вам рассказ? Чем? Что особенно понравилось?

    • Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?

    • Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

    • Что вы узнали о сороке? Почему автор назвал её так?

    • Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

    • Какой момент в рассказе самый напряжённый?

    • Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью; юмором; насмешкой; нежностью; состраданием?

  1. Физкультминутка:

Две сороки-белобоки

Дружно делали уроки

И писали, и считали,

И от этого устали.

Встали по порядку,

Сделали зарядку.

Крылья расправляли,

По комнате летали.

Приседали столько раз,

Сколько пальчиков у нас.

Головою повертели.

Снова за уроки сели.

.

  1. Закрепление нового материала:

  1. Работа над иллюстрацией:

    • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

    • Кто изображен на этой иллюстрации?

    • Какой эпизод рассказа изобразил художник?

    • Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

    • Как вы думаете, что сейчас чувствует Выскочка?

    • Как эти чувства изобразил художник?

  2. Составление плана рассказа:

  • На сколько частей можно поделить этот рассказ?

  • Озаглавьте каждую часть:

  1. Вьюшка получила подарок.

  2. Украденная косточка.

  3. Выскочка.

  4. Хитрость Вьюшки.

  5. Выскочка осталась без хвоста.

  1. Творческий пересказ:

    • Представьте себя в роли Вьюшки. Попробуйте пересказать эту историю от имени собаки.

    • Какие слова будем использовать вместо слов «собака», «Вьюшка» («я»). (3-4 ученика пересказывают рассказ у доски).

  1. Знакомство с рассказом М.Пришвина «Звери»

Маленького слепого лисенка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она любила его, и он ласкался к ней, как к родной матери.

В лукошке окотилась кошка, котят забросили, другая вскоре окатилась в этом же лукошке – оставили одного. Тогда обе кошки одного котенка стали кормить: родная уйдет – лезет в лукошко чужая. И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему вместо матери.

Несправедливо бранятся зверем. Хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». А между тем у зверей этих хранится бездонный запас любви и нежности.

  1. Итог урока:

  • Чему учат нас рассказы М.Пришвина?

  • Почему свой рассказ он назвал «Выскочка»?

  • Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

  1. Рефлексия: Вот и окончен наш урок. Выполнены все задания. Впереди выставление оценок. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  2. Домашнее задание: написать свою историю из наблюдений за животными.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"

Автор: Стрельникова Евгения Николаевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства