Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"
Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"
Цели данного урока: расширить знания учащихся о творчестве М.М. Пришвина, раскрыть смысловое содержание рассказа, анализировать произведение, поступки героев и их характер.Даннный урок содержит дополнительный материал, работу над иллюстрацией, составление плана рассказа,творческий пересказ.В конце урока учащимся предлагается написать свою историю из наблюдений за животными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"»
Урок чтения в 4 классе
Тема: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»
Цели: 1.Расширить знания детей о творчестве М.М.Пришвина. Познакомить детей с рассказом Пришвина «Выскочка».Раскрыть смысл рассказа. Учить анализировать поступки и характер героев.
2. Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение делить текст на части, составлять план.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, сострадание, наблюдательность.
Оборудование: Портрет писателя, выставка книг Пришвина, картинки с изображением сороки и лайки, детские иллюстрации к рассказу А. И. Куприна «Барбос и Жулька», физическая карта России, « Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний: Ребята, давайте вспомним название раздела, который мы сейчас изучаем. («Природа и мы»). А вы обратили внимание какого цвета в учебнике страницы этого раздела? (Зелёные). Удивительную Зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу. У нас всё есть для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять. Сегодня мы продолжим знакомиться с её жителями.
Проверка домашнего задания:
Выставка иллюстраций к рассказу Куприна «Барбос и Жулька»
О чём хотел сказать Куприн своим читателям?
Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М. М. Пришвина. Я прочту вам отрывки из рассказов Пришвина, а вы попробуете отгадать, как называется этот рассказ и вспомните его содержание.
Краткие сведения о Пришвине:
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Рассказы Пришвина имеют гуманистическое содержание. В них присутствуют герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Изучение нового материала.
Знакомство с рассказом:
Прочитайте название рассказа «Выскочка». Как вы понимаете значение этого слова? Давайте проверим по словарю, правильно ли мы его понимаем? (Словарь Ожегова с.119).
Чтобы познакомиться с главными героями рассказа придётся серьёзно подумать.
Отгадайте загадки:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвостик колечком.(собака)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…(сорока)
-Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках? ( После высказываний детей заранее подготовленный ученик рассказывает о сороках.)
Рассказ о сороке.
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это её прозвали лесным оповещателем.
Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.
Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет ещё глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.
Самка откладывает 5-8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит её, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет – к вьюге».
Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Она очень любит блестящие предметы, уносит их с собой и прячет в гнезде или ещё где-нибудь.
Прочитайте рассказ, подумайте, почему он так назван? (Дети читают рассказ по «цепочке»);
Словарно-лексическая работа:
БДИТЕЛЬНОСТЬ – от бдительный – очень внимательный, неослабно настороженный.
РАДУЖНЫЙ – разноцветный.
-Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
-Подберите синонимы к словам: бдительность (зоркость, неослабное внимание,настороженность), украденный (похищенный, сворованный, стащенный и т.д.)
-Подберите антоним к слову: глупая (умная, мудрая).
Работа над содержанием:
Понравился ли вам рассказ? Чем? Что особенно понравилось?
Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?
Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
Что вы узнали о сороке? Почему автор назвал её так?
Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
Какой момент в рассказе самый напряжённый?
Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью; юмором; насмешкой; нежностью; состраданием?
Физкультминутка:
Две сороки-белобоки
Дружно делали уроки
И писали, и считали,
И от этого устали.
Встали по порядку,
Сделали зарядку.
Крылья расправляли,
По комнате летали.
Приседали столько раз,
Сколько пальчиков у нас.
Головою повертели.
Снова за уроки сели.
.
Закрепление нового материала:
Работа над иллюстрацией:
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
Кто изображен на этой иллюстрации?
Какой эпизод рассказа изобразил художник?
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
Как вы думаете, что сейчас чувствует Выскочка?
Как эти чувства изобразил художник?
Составление плана рассказа:
На сколько частей можно поделить этот рассказ?
Озаглавьте каждую часть:
Вьюшка получила подарок.
Украденная косточка.
Выскочка.
Хитрость Вьюшки.
Выскочка осталась без хвоста.
Творческий пересказ:
Представьте себя в роли Вьюшки. Попробуйте пересказать эту историю от имени собаки.
Какие слова будем использовать вместо слов «собака», «Вьюшка» («я»). (3-4 ученика пересказывают рассказ у доски).
Знакомство с рассказом М.Пришвина «Звери»
Маленького слепого лисенка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она любила его, и он ласкался к ней, как к родной матери.
В лукошке окотилась кошка, котят забросили, другая вскоре окатилась в этом же лукошке – оставили одного. Тогда обе кошки одного котенка стали кормить: родная уйдет – лезет в лукошко чужая. И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему вместо матери.
Несправедливо бранятся зверем. Хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». А между тем у зверей этих хранится бездонный запас любви и нежности.
Итог урока:
Чему учат нас рассказы М.Пришвина?
Почему свой рассказ он назвал «Выскочка»?
Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
Рефлексия: Вот и окончен наш урок. Выполнены все задания. Впереди выставление оценок.Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: написать свою историю из наблюдений за животными.