Методика изучения литературоведческих понятий в начальной школе
Методика изучения литературоведческих понятий в начальной школе
Роль литературы неоценима в общем развитии младших школьников. Она способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.
Перед современной школой стоит важнейшая задача – формирование личности ученика. Большое место в её решении отводится литературному образованию школьников. Однако в практике начального обучения сложилось противоречие между устаревшим характером традиционного подхода к процессу обучения литературному чтению и современными задачами развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика изучения литературоведческих понятий в начальной школе»
Методика изучения литературоведческих понятий в начальной школе
Роль литературы неоценима в общем развитии младших школьников. Она способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.
Перед современной школой стоит важнейшая задача – формирование личности ученика. Большое место в её решении отводится литературному образованию школьников. Однако в практике начального обучения сложилось противоречиемежду устаревшим характером традиционного подхода к процессу обучения литературному чтению и современными задачами развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения начального образования выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное – через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности.
В 1–4-х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника. При этом учителю следует помнить, что уровни читательской зрелости учеников 1-2 классов и 3-4 классов существенно различаются.
Ученики 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель 6-8 лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержание и формы.
Ученики 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, и уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщен. В этом возрасте ребенок, с одной стороны, начинает ощущать себя отдельной личностью, с другой, - расстается с детским эгоцентризмом. Он открыт для общения, готов «услышать» собеседника, сочувствовать ему. Как читатель он проявляет себя уже на более высоком уровне:
- способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры;
- может по описанию воссоздавать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства;
- способен сопереживать автору, разграничивает свою собственную читательскую позицию и позицию автора;
- может уяснить формальные признаки произведения, если ранее в 3читательской деятельности уже наблюдал подобные изобразительно-выразительные приемы;
- способен испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.
В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически объяснить читаемое; все, что читается, должно быть обязательно понятно ему.
Однако эта тенденция наряду с положительной стороной имеет и отрицательную: все, что непонятно, просто не читается в тексте. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию «кода произведения», и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем может не стать.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик начальной школы приобретает первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, учится находить и использовать информацию для практической работы.
Одной из задач курса литературного чтения, ориентированной на требования ФГОС НОО, является создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования.
В литературном произведении воссоздается и осмысляется реальная действительность. Однако сам процесс освоения окружающего мира может происходить в чувственно-образной форме (например, в художественной литературе) и в понятийно-логической (в научном тексте). В этом принципиальное отличие литературы как вида искусства науки.
Для художественной литературы свойственны образ и образность. Материальным носителем образности в литературе является слово. Автор пользуется словом как средством воспроизведения своих представлений о единичных предметах и явлениях реальной действительности, а также для выражения своих единичных эмоциональных состояний. Однако такие субъективные представления и состояния не просто воспроизводятся. В художественном произведении они существенно преобразуются, обобщаются и оцениваются авторским сознанием. При этом имеют место две тенденции художественной образности – условность и жизнеподобие, которые проявляются в вымысле. Посредством вымысла автор обобщает отдельные факты реальности.
Обобщенность и единичность становятся главными чертами художественного образа, создаваемого в произведении. Гармония обобщенности и единичности достигается субъективной авторской позицией, присущим автору мировосприятием. Авторские ценности воплощаются в образной системе произведения. Автор из множества самых различных факторов окружающей действительности отбирает только те, которые важны ему для выражения своих взглядов и позиций. Его собственное отношение к изображаемому проявляется и в выборе темы, и в отборе фактов, и в их пространственно-временной взаимосвязанности, и в построении сюжета, и в способе рассказывания, и во множестве других элементов произведения, которые все вместе и составляют структуру произведения.
Содержание художественного произведения, таким образом, проявляется в форме, а читатель погружается в содержание произведения через его формальные компоненты. Особенно заметно воздействие формы на читателя в поэтических текстах, которые, как правило, представляют собой результат художественного преобразования эмоциональных переживаний поэта. Благодаря этому строю, ритму, строфическому членению читатель оказывается вовлеченным в атмосферу произведения, начинает испытывать те же чувства и настроения, которые владеют лирическим героем, и не просто сопереживает последнему, а воспринимает его эмоции как личностные переживания. Квалифицированный читатель видит и понимает все структурные элементы произведения, он воссоздает читаемое по тем же законам, по которым писатель конструировал художественный мир произведения.
Все сказанное позволяет сделать методические выводы о том, что следует понимать под анализом художественного произведения в начальных классах:
1. При анализе художественного произведения в первую очередь в поле зрения нужно держать образы, созданные автором (образ-пейзаж, образ-вещь и образ-персонаж).
2. При анализе эпических произведений внимание читателя акцентируется прежде всего на образе-персонаже (герое произведения, действующем лице).
3. При чтении лирических произведений очень важно, не разрушая зарождающегося эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить созданный живописный образ-пейзаж к ребенку, помочь маленькому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта. Для этого полезно проводить параллели между возникающими воображаемыми представлениями (образами) и словесной тканью (словарем) произведения;
4. Важно донести до учащихся авторскую позицию, отношение автора к изображаемым событиям и героям;
5. При анализе важно обращать внимание на форму произведения и учить учащихся осмысливать формальные компоненты.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учениками должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Например, в программе О. В. Джежелей «Чтение и литература» предусмотрено три периода обучения, одним из которых является период осознания теории литературы в системе и взаимосвязях.
Обобщенными показателями обученности (учебными компетенциями) младших школьников по литературному чтению, подлежащими проверке и оцениванию, являются:
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия для полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, получения информации о мире, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
- знание произведений художественной литературы, рекомендованных для изучения по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях;
- представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
- знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).
Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».
При правильно организованном процессе дети легко, с интересом осваивают методику и технологические приёмы анализа художественного текста. Они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании учащихся. Они приходят в основную школу уже освоившими на уроках литературного чтения основы литературоведения и анализа текста, готовыми к дальнейшему осознанному чтению.