Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Мой край, моя планета"»
Казенное учреждение Омской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Гармония»
Конспект занятия
«Мой край, моя планета»
Подготовила:
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
Осипова О.С.
г. Омск - 2017
Цель: приобщить к культурным и историческим ценностям родного края, развивать умение видеть в окружающей природе прекрасное.
Задачи:
- расширять знания детей о родном городе и области;
- учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города;
- расширить активный словарь.
Оборудование: легенды об Омске; вопросы викторины «Знаешь ли ты…»;
Герб Омска (большой) и маленькие разрезанные; фотографии театров, музеев, домов культуры, вокзал, церкви; фотографии животных и птиц.
Музыкальное оформление: песня «Омские улицы».
Ход занятия
Воспитатель: В начале нашего занятия я предлагаю вам послушать загадку:
Рыжая девчонка
В заплатках вся юбчонка.
Чулочки разноцветные,
Дела всегда секретные.
Носит чемодан с собой
И обезьянка под рукой.
Кто это?
Дети: Пеппи!
(Стук в дверь, под музыку входит Пеппи)
Пеппи: Здравствуйте, мои друзья. Куда я попала? Я у себя в чемоданчике нашла какую-то книжку и даже переписала название. Хотите, я вам покажу буквы, которые там увидела?
Дети: Да.
Пеппи: Я их аккуратно сложила. Смотрите, какие замечательные буквы у меня есть.
(Пеппи выкладывает буквы на ковре и роняет их: (М, С, О, К )
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти буквы. Пеппи, а ты правильно выложила свое слово?
Пеппи: Да!
Воспитатель: Ребята, слово получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Наверное, ты опять Пеппи что-нибудь перепутала. Ребята, давайте поможем. Пеппи составить ее слово.
(Составляют слово Омск)
Воспитатель: Давайте прочитаем это слово вместе.
Пеппи: Точно! Вот такое слово и написано на моей книжке. Вот и книга, посмотрите (Пеппи показывает книгу). А вы знаете, что это такое "ОМСК"?
Дети: Это город, в котором мы живем.
Пеппи: Как интересно, а расскажите мне об этом городе.
Воспитатель: Садись Пеппи и слушай, а ребята тебе расскажут о нашем городе.
(Дети рассказывают краткий рассказ о городе Омске)
Воспитатель: А кто, ребята из вас знает, что обозначает слово «ОМСК»?
Дети дают ответы.
Воспитатель: Правильно, ребята, хорошо подготовились к сегодняшнему занятию.
«Омск» — это краткое прилагательное, обозначающее принадлежность к «Ом», таким коротким словечком именовалась река, впадающая в Иртыш, на берегу которой и была когда-то построена крепость, переросшая впоследствии в целый город.
Воспитатель: На берегу, какой реки был основан наш город?
Дети: На реке Омь. Также в нашем городе протекает река Иртыш.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, какие достопримечательности есть у нас в городе?
Дети: В нашем городе много памятников. Есть Драматический театр, кинотеатры, парки, скверы, краеведческий музей, дома культуры, вокзалы, церкви.
Воспитатель: Много знаменитых людей посетили наш город, в честь них названы некоторые улицы. Все мы знаем улицу, на которой живем, но далеко не всегда знаем, почему она так называется. Какие вы знаете улицы?
Дети: Улица Достаевского, Жукова, Карбышева, Ленина, Ермолаева и т.д.
Воспитатель: Правильно. Какие еще вы знаете улицы?
(Дети называют улицы города)
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: В названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа. А теперь давайте погуляем по нашим улицам.
Физкультминутка.
"Мы по улице гуляем"
Мы по улице гуляем,
(Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево-вправо.)
Это - "эс", а это - "ка",
(Повороты туловища влево-вправо.)
"Ж" похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
"Воды".
(4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
"Моды".
(4 хлопка в ладоши.)
"Воды" - "моды" - "лимонад"!
(Приседания.)
Мы читаем все подряд.
(Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега,
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека.
(Повороты туловища влево - вправо.)
Рядом сладкие слова:
(Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва.
(Шагаем на месте.)
(Дети садятся за парты)
Пеппи: Молодцы, я много узнала о вашем городе из ответов. А, что это у вас за картина такая красивая. На синем фоне жёлтые и красные треугольники? (Ребята отвечают, что это герб Омска). Герб Омска! Мне надо обязательно его зарисовать. Так... (объясняет символику)
Воспитатель: Не спеши. Тебе помогут ребята. У нас есть еще такой герб, мы его тебе подарим. Только его нужно сначала собрать.
(детям раздают разрезанный герб, который нужно собрать)
Воспитатель: Вы много трудились и наверно устали. У меня для вас и нашего гостя есть музыкальный подарок. Видеосюжет под песню «Омские улицы» автор слов Михаил Сильванович. (просмотр видеосюжета)
Воспитатель: Земля Омская богата не только историческими памятниками, но и в омских лесах обитает множество животных и птиц. На столе лежат вперемешку животные, птицы. Ребята вам нужно выбрать и прикрепить иголками на стенд только тех, которые водятся в Омской области.
Воспитатель: Ребята, а если вы попадете в лес, как вы себя будете там вести?
Дети:
Нельзя мусорить, нужно собрать с собой мусор.
Нельзя бросать мусор в речку.
Нельзя разрушать муравейники, муравьи могу погибнуть, не успев до морозов отремонтировать свой дом.
Нельзя ломать ветки и рвать цветы.
Шуметь и кричать в лесу.
Нельзя ловить стрекоз и бабочек, они приносят пользу. Стрекозы ловят мух и комаров, а бабочки, шмели и пчелы опыляют цветы.
Пеппи: Вы такие умные, все знаете, на все вопросы отвечаете. Спасибо вам ребята! Мне пора возвращаться домой к своим друзьям. До свидания!
Воспитатель: У каждого из вас ребята сложилось свое личное мнение о городе, о его природе, о его слове. Чтобы вам легче было вспомнить, о чем мы с вами говорили, я написала начало фраз, а вам нужно продолжить.
• Сегодня я узнал…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Мне захотелось…
Литература:
1.Б. Гвоздев «Ключи от прошлого».
2.Сборник стихов об Омске «Город на Иртыше».
3.Сборник «Мы –омичи»/материалы краеведческих конкурсов и т.д./ ПимкинаС.Н., АлексеевЛ.В..