- воспитывать стремление к получению новых знаний.
Наглядность: рисунки филина и филинёнка, фонарики со слогами, снежинки с буквами, карточки с изображением птиц, цветные квадратики для звукового состава слов, сигнальные карточки - светофорики.
Ход урока.
Ι. Психологический настрой.
- Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёки.(учащиеся пощипывают слегка себя за щёки). У вас замёрз носик, ушки. Слегка потрите носик, ушки. Вот вам уже стало тепло и радостно. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь соседу. Постарайтесь передать вашу радость и тепло окружающим. Я желаю, чтобы это тепло и радость сопровождали вас весь урок.
ΙΙ. Актуализация знаний.
- С помощью улыбок вы передали друг другу тепло и радость, а Зимушка- зима подарила лесу красивые пушистые снежинки, чтобы и растениям и животным не страшен был зимний холод. Но снежинки не простые. Повторение изученного о звуках и буквах.
- Назовите буквы, записанные на снежинках.
Б Д О Р К З П С
- Найдите среди них лишнюю букву. (О)
- Объясните свой выбор. (это гласная, а остальные – согласные)
- Скажите, а чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Давайте проверим: произнесите звуки б, к, о, и.
- На какие группы можно разделить согласные звуки?
-Молодцы, ребята. Вот уже не только у нас в классе, но и в лесу стало теплее. Один из жителей леса хочет поблагодарить вас за это. А кто это, вы ответите, если внимательно послушаете и отгадаете загадку:
Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Всех пугает. (ФИЛИН)
- А кто это филин?
- Да, ребята, филин лесная птица. У него большая голова, выпученные круглые глаза и очень мягкий пух. Летает филин совершенно беззвучно. Охотится на грызунов.
У казахского народа филин - священная птица. Считалось, что узоры на перьях филина – это зашифрованный фрагмент Корана. Перьями украшали колыбели и головные уборы.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением филина.
ΙΙΙ. Работа над новым материалом.
1. Постановка темы и цели урока.
- Какой новый звук вы слышите в этом слове?
- Может уже кто-то догадался, какая тема нашего урока?
Сформулируйте её.
- А какие цели мы поставим перед собой на урок?
2. Выделение нового звука из слова ФИЛИН.
- Произнесите это слово.
- Сколько слогов в слове филин?
- Какой первый звук в слове ФИЛИН?
-Дайте характеристику этому звуку.
Это глухой парный согласный звук, он может быть твёрдым и мягким.
3. Игра «Узнай звук».
- Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых есть новый звук.
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Глаза-фонарики горят.
- Кто такой филинёнок? (Детёныш филина)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением филинёнка.
- С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами)
- Почему? (Они как фары светятся в темноте).
- Что дал филин филинёнку? (Флажок).
- Чем похожи слова филин, фары, фонарик? (Звуком ф)
4. Составление звуковой схемы слова.
- Составьте схемы к этим словам по рядам:
3 ряд – фонарик, 2 ряд – филин, 1 ряд – фары.
(3 ученика работают у доски)
- Сравните свою работу с работой ребят на доске.
5. Обобщение.
- С какими звуками мы познакомились? (Звуки [ф,], [ф]).
IV. Физминутка. «Совушка - сова».
Совушка - сова, дети ладошками обнимают лицо и
большая голова, плавно поворачивают его влево- вправо.
На суку сидит,
Во все стороны глядит –
Да вдруг как полетит! Выполняют взмахи руками вверх-вниз.
6. «Найди букву Ф»
- Ребята, маленький Филинёнок тоже хочет научиться писать букву эф, но он не может никак её найти. Поможем ему?
а л р ф у п и к ф т о л ш ф ж г ф т и м э д ф ч с я ф ш н п у ц ф й х щ к ц в ф о г н ф с е к у ф т ь ф з ш ъ ф ю л и о
- Ваша задача – на жёлтых карточках найти букву Ф и зачеркнуть её, потом поменяться карточками и проверить работу товарища.
(у каждого ребёнка своя карточка, работают самостоятельно, взаимопроверка)
7. Чтение слогов с буквой эф.
- Ребята, чтобы в лесу было светло и красиво, Филин с Филинёнком развесили волшебные фонарики. Давайте, прочитаем слоги, написанные на фонариках.
8. Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.
- Прочитайте слоги:
- «про себя»,
- шёпотом,
- громко,
- вопросительно.
- На какие группы можно разделить эти слоги?
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?
9. Пальчиковая гимнастика.
Ах, ты, совушка-сова, Складываем руки шариком.
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела, Растопырив пальцы, показываем
дерево.
Головою всё вертела. Складываем руки шариком и
вращаем.
Во траву свалилася, Покрутить кистями рук.
В яму покатилася!
9. Письмо буквы ф в прописи. (после объяснения и показа учителя)
- А сейчас мы маленькому Филинёнку покажем, как пишется маленькая, строчная и большая, заглавная буква эф.
- Обведите по точкам 5 маленьких букв, подчеркните самую красивую из них.
- Обведите по точкам 5 больших букв, подчеркните самую красивую из них.
10. Работа с книгой.
- Ребята, давайте прочитаем рассказ в Букваре на странице 89, и ответим на вопрос: Почему рассказ называется «Лесной фонарик»?
11. Рефлексия.
Работа по карточкам №1.
- Среди птиц, изображённых на рисунке, найдите и раскрасьте филина.
- Ребята, а как вы считаете, филин приносит людям пользу или вред?
(пользу, так как уничтожает грызунов)
- Ребята, мы научились читать слоги и слова с буквой эф? А писать?
-Мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока?
- У вас на столах два смайлика. Если вы узнали на уроке для себя что-то новое и полезное и вам понравился урок, поднимите весёлого смайлика, а если нет, то грустного.