Дата:27.09.2017
Урок окружающего мира во 2 «а» классе
Тема: Правильное питание
Цель: способствовать формированию представления о рациональном , правильном питании.
Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в условиях решения учебных задач.
Задачи урока:
1. учить детей выбирать полезные продукты с целью организации правильного питания(здорового, рационального питания);
2. формировать знания о составе пищи; обучать методам исследовательской деятельности.
3. формировать представление о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
4. развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
5. развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление; выработку активной жизненной позиции; коммуникативные умения;
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- умение строить рассуждение, четко высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
- умение психологически настроить себя на работу;
- умение определять цель деятельности на уроке, прогнозировать результат,
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение оценивать результаты своей деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- умение делать выводы из наблюдений;
- извлекать нужную информацию из учебника, из презентации;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
- развитие умения высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, определять и высказывать самые простые, общие для всех правила.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Основной метод: проблемный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап
Начинается урок, и я хочу начать работу с вами! Но мне нужна ваша помощь. Вы мне поможете? Тогда дружно скажем:
Мы умные,
Мы дружные,
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся,
Все у нас получится!
Урок сегодня необычный. Сегодня мы попробуем себя в роли исследователей. Отгадайте, что будет объектом нашего исследования? «Оно нам нужно для повышения выносливости и активности. Для роста и развития. Для хорошего самочувствия. Для борьбы с болезнями». (Могут ответить: здоровье) Непосредственно связано с нашим здоровьем, является одним из составляющих ЗОЖ. Да, это.............. ПИТАНИЕ
Что бы вы хотели узнать на уроке о питании?
Как питание связано со здоровьем?
Что такое правильное питание?
Как правильно питаться?
Тема: ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ(такое питание называется РАЦИОНАЛЬНЫМ, что в переводе с латинского означает «разумное», «правильное»)
Ориентировочный этап
Мне очень интересно узнать, с каким высказыванием вы согласитесь: «Человек живёт для того, чтобы есть» или «Человек ест для того, чтобы жить»
У нас появились два мнения. Изменится ли ваше мнение к концу урока?
2. Повторение пройденного материала.
Одним из правил здорового образа жизни является, как мы выяснили на прошлом уроке, выполнение режима дня.
– Что такое режим дня?
Ученики. Режим дня – это распорядок дел, действий, которые мы совершаем в течение дня.
– Что необходимо учитывать, составляя свой распорядок дня?
Ученики. Ложиться спать не позднее 21 часа.
– Утром отвести время для гимнастики, водных процедур.
– Обязательно правильно и вовремя питаться, отвести время на завтрак, обед, ужин.
– Не забывать об уроках, но и найти время для прогулки.
– Правильно. А зачем нужно соблюдать режим дня?
Ученики. Режим дня необходимо соблюдать, чтобы сохранять правильный ритм работы. Быть здоровыми.
– Верно. И главное, что режим дня надо соблюдать с раннего детства. Ведь «к чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь».
- Ребята, к нам на урок сегодня прилетел Карлсон. Он хочет, чтобы мы посмотрели на его режим дня, который он составил.(слайд )
10:00 – 10: 30 просыпаюсь
10: 30 – 11:00 ем варенье
11:00 – 14:00 в гостях у Малыша
14:00 – 14:30 ем варенье
14:30 – 17:00 сплю
17:00 – 17:30 ем варенье
17:30 – 20:00 гуляю с Малышом на крыше
20:00 – 20:30 ем варенье
20:30 – 10:00 сплю
- Ребята, рассмотрите внимательно режим дня нашего гостя. Как вы думаете, правильно ли Карлсон проводит время? Почему?
- Чего не хватает в его режиме дня?
( не умывается, не делает зарядку )
- А вы заметили, что чаще всего делает Карлсон?
( ест варенье и спит )
- Ребята, скажите, а можно ли всегда питаться только один вареньем или только сладким?
( нет )
- Почему?( портятся зубы, снижается аппетит, набирается вес )
- Можно такое питание назвать правильным ?
Давайте сами узнаем и научим этому Карлсона
3. Изучение нового материала.
Поисково -исследовательский
Не всегда мы питаемся так, как того требует наш организм. Неправильное питание плохо влияет на здоровье. Поэтому поговорим о том, как питание связано со здоровьем.
- Ребята, откройте учебники на странице 50. Рассмотрим схему. Для чего организму нужно правильное питание?
( для повышения выносливости и активности, для хорошего самочувствия, для роста и развития, для борьбы с болезнями )
Наша пища должна быть богата всеми питательными веществами. Питательные вещества нужны для того, чтобы организм рос и правильно развивался, восполнял растраченную энергию
(ответ на первый вопрос)
Физ.минутка ЁЖИК
Вместе с пищей человек получает питательные вещества. А вот какие, мы узнаем, проведя исследование.
Сейчас мы проведём несколько наблюдений и посмотрим, из чего состоит пища.
(Продукты для исследования: сало, сливочное масло, шоколад, яблоко)
Наблюдение 1. Перед вами на салфетке продукты. Ответим на вопрос: почему некоторые продукты оставляют жирные следы? Давайте сделаем вывод: В продуктах есть жир.
Наблюдение 2. А теперь исследуем такие продукты: шоколад, яблоко. Скажите, какой вкус имеют эти продукты питания? (Сладкий). А почему? (в них содержится сахар). Это говорит о том, что в сладких продуктах присутствуют углеводы, они делают продукты сладкими.
Практический этап
Итак, мы определили, что в продуктах присутствуют питательные вещества: жиры и углеводы. А зачем они нужны нашему организму?
На странице 51 учебника в параграфе «Из чего состоит наша пища?» прочитайте 3 абзац и ответьте на вопрос: для чего нам нужны жиры и углеводы? (дают организму энергию, то есть помогают ему становиться выносливым и сильным).
Но это ещё не все питательные вещества, которые нужны организму. О следующей группе я предлагаю прочитать во 2 абзаце.
О каких питательных веществах вы прочитали ещё? (белки). Какова их роль для организма? (являются строительным материалом для нашего организма). В каких продуктах содержатся белки? (молочные продукты, рыба, мясо).
Физ.минутка. (массаж)
- А сейчас мы подробнее узнаем, что значит правильно питаться.
- Наша пища состоит из разных питательных веществ. Среди них белки, жиры и углеводы.
- Белки – это строительный материал нашего организма. Он необходим организму для роста и развития. Назовите продукты, в которых содержится белок.
(Сыр, творог, рыба, фасоль, орехи, яйца, крупа манная, гречневая, макароны, хлеб, молоко, кефир, сметана, картофель).Все эти продукты содержат белок.
Также к питательным веществам относятся жиры.Жиры необходимы организму для энергии. Они защищают организм от потери тепла. Также жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувства сытости. Перечислите продукты, содержащие в себе жиры.
( масло, маргарин, колбаса, оливки, сливки, курица, икра, сардельки )
- Это продукты, содержащие жиры.
Ещё сегодня мы говорили об углеводах.Углеводы служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. Назовите продукты, содержащие углеводы.
( сахар, конфеты, мармелад, печенье, варенье, изюм, виноград, вишня, арбуз, апельсин, груша)- Эти продукты содержат углеводы.
- Карлсон послушал нас и понял, что раз он ест много варенья, то это только на пользу. Ведь у него в организме будет очень много углеводов. Ребята, как вы думаете, Карлсон прав?
( нет )- Почему?
- Верно! Для организма нежелателен не только недостаток питательных веществ, но и его избыток. Т.е. когда его слишком много. Если человек съедает много жиров и углеводов, то он становится полным и неповоротливым. А это ухудшает работу сердца и других органов. Если питательных веществ мало, то организм плохо растёт и развивается. Поэтому главное правильно питаться. Что же такое правильное питание? Это значит, есть в меру: не переедать, долго не голодать.(ответ на второй вопрос )
- А как вы думаете, сколько раз в день нужно питаться?
( 4 раза . Завтрак, Обед, Полдник , Ужин, )
– У здорового человека – здоровый отменный … АППЕТИТ! (СЛОВАРЬ)
- Как вы думаете, чем можно улучшить аппетит?
( работать физически, много гулять, заниматься спортом ).
Физ.минутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Закрепление нового материала
– А для чего нам нужно правильно питаться?
– Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
– А какой должна быть еда? (Вкусной и полезной) Кто готовит еду в школе?
Что такое меню? (Меню – это список блюд) Давайте попробуем составить меню для Карлсона на один день.
Работа в группах:
завтрак(Б,Ж,У)+ сладость,
обед (Б,Ж,У,)+ сладость
полдник (Б,Ж,У)
ужин (Б,У)
таблица полезных и вредных продуктов
Итак, начнем с завтрака.
- Каким же должен быть завтрак? (Ответы детей.) Верно. Завтрак должен быть плотным, калорийным... Самая подходящая пища - каша. пшенная, перловая, овсяная («геркулесовая»). Каши - очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай - в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь».Многие дети не любят кашу. А вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?В кашу можно добавить ягоды, фрукты, варенье, мёд, изюм, орешки. Такая каша будет не только вкусной, но и полезной.
- Наступило время обеда.
Итак, лучше начать с овощного салата - от него в организме начинается выделение желудочного сока. Поэтому и другие блюда лучше усваиваются.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
- После сытного обеда прошло более трёх часов. Можно на полдник «заморить червячка». Что же мы можем съесть?
Молоко очень полезно для здоровья и богато питательными веществами. Помимо молока, какие молочные продукты вы знаете и употребляете в пищу?
- Всякому нужен и обед, и... (ужин). «Не ложись сытым – встанешь здоровым» говорят в народе. А вы согласны с этим высказыванием? Ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Это должна быть лёгкая пища, которую желудок усвоит очень быстро. Ему тоже нужен перерыв в работе. Какие это могут быть продукты?
- Проверим. Назовите полезные продукты, которые вы порекомендуете включить в меню Карлсону, членам своей семьи, своим друзьям.
- Какие продукты вы исключите из своего рациона питания?
(ответ на третий вопрос)
Итог
Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Ученики. Мы посвятили урок правильному питанию.
– Мы узнали о рациональном питании.
– Мы говорили о полезных продуктах, которые необходимы человеку, чтобы быть здоровым.
- Как вы думаете, ваш режим питания является полезным для здоровья или нет?
- Захотелось ли вам изменить что-то в своём питании и питании своей семьи после нашего урока?
- Какие полезные советы вы дадите своим родным, знакомым по поводу питания?
5. Рефлексия
– Молодцы! Вы справились с заданиями?
– Можно считать, что урок прошёл успешно? С пользой?
Давайте вернёмся к нашему высказыванию:«Человек живёт для того, чтобы есть» или «Человек ест для того, чтобы жить»
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. “Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”.
6. Д\з рт.с.23№24
| Полезные продукты | «Злые» продукты |
Овощи | | |
Фрукты | | |
Чипсы | | |
Майонез | | |
Рыба | | |
Пепси-кола | | |
Молоко | | |
Сок | | |
Лапша быстрого приготовления | | |
Торт | | |
Нежирное мясо | | |
Сыр | | |
Творог | | |
Чупа-чупс, конфеты | | |
Крупы | | |
Каши: пшенная, перловая, овсяная ,манная,рисовая, гречневая Сыр,яйцо,чай,компот,какао хлеб,масло. Сладости? |
Салат Борщ, суп куриный, рассольник. Картофельное пюре, рыба. Макароны, котлета. Компот, сок. Хлеб. Сладости ? |
Булочки , вафли, печенье с чаем, соком, а лучше всего с молоком. |
Запеканка из овощей, запеканка из творога , омлет, кефир, простокваша,рыба с овощами, молоко. Сладости? |
«Человек живёт для того, чтобы есть»
«Человек ест для того, чтобы жить»