Слово учителя Важным показателем готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Поэтому до момента поступления ребенка в школу и в процессе обучения его письму учитель должен создавать условия для развития мелких мышц руки. В методике обучения детей письму существует много игр и упражнений по развитию моторики, остановимся на некоторых из них: 1.Лепка из глины и пластилина. 2.Рисование, раскрашивание картинок. 3.Изготовление поделок из бумаги, природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. 4.Конструирование. 5.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. 6.Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков. Перечисленные упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта. Итак, допустим мысль о том, что перед нами идеальный ученик: усидчивый, аккуратный, трудолюбивый, с хорошо развитой физиологией и нормальным психическим развитием. Но в таком случае возникает вопрос: «А какие приемы применять, чтобы ученик не утратил вышеуказанные качества?». На этот счет в методике существует достаточно много различных методических указаний, направленных на формирование у учащихся четкого и красивого почерка. В базовом учебнике, на основе которого обучаются будущие учителя начальных классов и авторами которого являются Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. и Н.Н. Светловская, указывается, что дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее составных элементов, сравнению буквы по составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв, отмечают методисты. В русском письменном алфавите можно выделить часто повторяющиеся элементы: это линия короткая в букве п и длинная в букве р, линия с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с; линия с закруглениями с двух сторон - внизу и вверху - в букве г; малая петля в буквах ц, щ. В подготовительный период дети обучаются письму элементов букв; в дальнейшем элементы выделяются при письме каждой новой буквы, что обеспечивает аналитический подход. При обучении письму также очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой букв приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем - к неправильному становлению почерка. Что же здесь имеется в виду? Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной). На каком месте должно быть пересечение петли у букв д, y? (На нижней строчке). На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы ы? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке). На какой высоте следует соединять буквы м и л? (Примерно треть высоты буквы). Какой высоты должно быть нижнее закрепление у буквы в? (Примерно треть высоты буквы). Какой высоты должна быть петля у буквы e? (Чуть больше половины высоты буквы). И так далее. Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копирование прописей многократным переписыванием буквы, слова. Другие известные методисты, в том числе и Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н., согласны с этапами обучения каллиграфии, выделенными выше, и предлагают свои приемы, которыми должен пользоваться учитель при обучении детей чистописанию. Работа в группах со спикерами. Деление на группы «Цветное сердце», (раздаточный материал в «Приложении») 1. Показ учителем процесса и объяснение способов написания букв, слогов. 2. Списывание учащимися с готового образца. 3. Копировальный способ. 4. Воображаемое письмо или обведение над образцом, письмо в воздухе. 5. Анализ формы буквы и показ ошибочного написания. 6. Тактированное письмо(письмо под счёт). Подарок учителя №1. Притча «Идеальный ноль». Один учитель математики мучился с одним из своих учеников: и не глупый вроде ученик, но почерк у него был такой неразборчивый, что невозможно было разобрать даже цифры. Однажды учитель рассказал об этом своему другу психологу. И даже показал ему тетрадку этого ученика. Психолог долго листал её и тоже удивлялся, как можно так писать. Но вдруг его лицо засияло: — Смотри, — сказал он и ткнул пальцем на одну из страниц, — какой правильный и идеальный ноль он написал! Учитель заглянул в тетрадь. Действительно, ноль был безупречный. На следующий день учитель похвалил ученика, показав в его тетради идеально написанную цифру. Ученик долго рассматривал её, слушая похвалы учителя. А через несколько недель все остальные цифры и знаки в его тетради стали ровнее, как бы следуя примеру случайно найденного в тетради безупречного нуля. Беседа. -Как вы поняли эту притчу? -Какая общечеловеческая ценность определила дальнейший успех ученика и учителя? Физминутка. Слово учителя. Работа в тетрадях по каллиграфии. Письмо букв Г,П,Т. Учитель объясняет написание букв, используя различные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма. Подарок учителя №2. Видео «Почерк новой жизни». Работа с гусиным пером. «Пушкинским пером о доброте души». Вопрос: Поднимите руку, кому было легко писать пером и кому трудно? Вывод: Процесс овладения новыми навыками всегда труден. Во все времена писать красиво - это большой труд, который требует усидчивости, аккуратности и любви к выполняемому делу. Итог занятия Какие методические приемы обучения каллиграфии вы узнали? Какая общечеловеческая ценность в большей мере помогает нам в жизни? Рефлексия. У каждой группы на столах лежат цитаты о каллиграфии. Выберите одну и прокомментируйте ваш выбор. «Каллиграфия — рукописная красота чувств» «Красота человека — в красоте его письма» «Каллиграфия — это цветок души человека» «Каллиграфия — это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа» «Каллиграфия — искусство совершенства» «Каллиграфия — искусство изображения слова» «Каллиграфия — застывшая поэзия» «Буква — это внешняя одежда Слова» По почерку принтера можно судить о том, как нервничает компьютер. Дмитрий Пашков Разборчивость — вежливость почерка. Фридрих Дюрренматт Домашнее задание. Содержание лекции. Письмо букв Г,П,Т. |