kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: "Охрана природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.

-Чем же именно нам дорог лес?

Почему мы с лесом дружим,

И зачем он людям нужен? (ответы детей)

-Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу  Землю.        

-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы  и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!

-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Охрана природы".»

Тема урока: Природа в опасности. Охрана природы.

Цели: 

  1. Познакомить учащихся с положительными и отрицательными сторонами человеческого влияния  на природу;

  2. Познакомить с понятием «Красная книга»;

  3. Учить правильному поведению в природе;

  4. Развивать логическое мышление, активное и целенаправленное  восприятие, грамотную речь, наблюдательность.

  5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: плакат (изображение лесной поляны), мультимедийная презентация, музыка.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в лес. В лес нас приглашает Лесовичок.

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днём        

Мы поедем в гости к лесу,

В гости к солнышку пойдем!

-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.

-Чем же именно нам дорог лес?

Почему мы с лесом дружим,

И зачем он людям нужен? (ответы детей)

-Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу  Землю.        

-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы  и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!

-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес

-Для того чтобы узнать, какие животные и птицы обитают на  нашей лесной полянке, Лесовичок приготовил загадки, которые вам нужно отгадать. Слушайте внимательно!

  1. Не мышь, не птица,

           В лесу резвится,

           На деревьях живет

           И орешки все грызет? (Белка)

  1. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны,

Днём и ночью  смотрит сны? (Медведь)

  1. Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Ёж)

  1. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…(Скворец)

  1. Днём спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её… (Лиса)

  1. У меня ходули, -

Не страшит болото:

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (Цапля)

  1. Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (Волк)

  1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа –

Целый день долбить стволы. (Дятел)

  1. Отгадайте, что за шапка,

Меха белого охапка

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору. (Заяц).

  • Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

3. Работа над новым материалом

-Но они почему-то опасаются пускать нас в своё лесное царство, и очень чем-то взволнованы. Они прислали нам письмо: «Природа в опасности!» И это тема нашего урока.

-Как вы думаете, что же случилось?

-Наверно, до нас в лесу были те, кто природу не бережет, плохо к ней относится. Но я уверена, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке, у озера.

-Я, сейчас, буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.

«Запретные знаки»

  • Нельзя сбивать ногами грибы.

Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.

  • Не разоряй муравейники.

Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.

  • Не разоряй птичьи гнезда.

Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.

  • Не убивай лесных насекомых.

Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.

  • Не рвите ландыши.

Они занесены в красную книгу.

  • Не вырывай кустарники с корнем.

  • Не оставляй после себя мусора.

Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться.

  • Не оставляй костры горящими в лесу.

Может возникнуть пожар, что нанесет непоправимый вред лесу.

  • Не забирай лесных животных домой.

-Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные, будем охранять наши леса!

-Проверим, как вы уяснили эти правила.

-Запишите правила, которые соответствуют знакам.

-Теперь вы хорошо запомнили правила вежливости в природе. Послушайте стихотворение и скажите, будете ли вы вести себя так, как герой стихотворения.

      Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешника кусты - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белки и смотреть

На это было больно.

- Почему мальчик не понравился белочке? (ломал ветви, шумел, сбивал грибы). 

-А верны ли наши мысли мы узнаем, прочитав текст («О маленьких ранах…)

-Какие же раны человек наносит природе?

-Даже самые маленькие раны природе тяжело излечить, потому что уж очень много у нее вредителей.

Игра «Выбери правило вежливости»

-Сейчас я буду вам называть правила. Если так можно делать – «ДА», если нельзя – «Нет».

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (ДА)

  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастит. (НЕТ)

  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать в лесу. (НЕТ)

  4. Старайся не шуметь, а то животные очень испугаются. (ДА)

  5. Пучеглазую лягушку, жабу и ужа, гусениц, букашек можно всех прогнать. А лучше бы их совсем не было. (НЕТ)

  6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.  (ДА)

-Продолжим путешествие. Однажды Лесовичок обходил свои лесные владения. Смотрит, из воды рыбка выскочила и говорит: « Не отпускай ты меня Лесовичок, в воду не хочу там больше жить»

- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там  - ее дом?

- Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?

-А какая еще опасность угрожает природе?

-Мы с вами говорили о маленьких ранах, а еще есть и большие раны. Прочитаем.

-Так о каких же больших ранах говориться в учебнике?

-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит и здоровью самого человека, так как он пьет воду, дышит, использует в пищу растения и животных.

-По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о таких животных.

-А где мы можем найти списки таких животных?

-Верно, в Красной книге.

- Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА природы?

  • Почти все растения и многие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Но ведь книга о природе, а обложка почему–то красная. Не зеленая как листья деревьев, не голубая, как речная вода, а красная.

  • Почему ребята, как вы думаете?

-Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. Цвет ёё обложки тревожное напоминание людям, ведь в этой книге списки редких, находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и насекомых. (показ красной книги).

-Изначально все сведения о редких и исчезающих видах растений и животных помешались в одном томе Красной книги. И страницы в ней были цветными. Но это было сделано не для украшения, а для того, чтобы нам было легче понять, какая угроза нависает над тем или иным видом живой природы. Теперь мы вспомним цвета страниц и их значение:

1. Красные страницы -на них представлены те виды животных и растений, которым грозит полное исчезновение. Этот процесс невозможно остановить без вмешательства человека. Это исчезающие виды. Это– красный волк и зубр.

2. Желтые страницы - на них животные, которые встречаются в достаточном для выживания количестве, но их численность сокращается. Это сокращающиеся виды. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж, лев.

3.Белые странички – здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это редкие виды. К ним относятся: белый медведь, снежный барс, утконос, фламинго.

4. Серые странички – на этих страницах животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Это неопределенные виды. Слоновая черепаха, императорский пингвин.

5. Зеленые странички – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Восстанавливающиеся виды. Например, бурые медведи.

6. Черные странички- на них можно увидеть изображение животных и растений, которых мы уже нигде не встретим. Это исчезнувшие виды. Странствующие голуби, Морская корова.

Об этих животных мы поговорим подробнее. Послушаем, что интересного о них вы нашли.

(Рассказы учащихся)

1. Морская корова

Примерно 250лет назад один путешественник (Георг Стеллер) обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова- малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…Прошло несколько лет и морские коровы навсегда исчезли.

2. Странствующие голуби

В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.

(Рассказы учащихся)

-Грустно смотреть на черные странички Красной книги. Особенно понимая, что в этом виноват человек. Так же, число записей в Красной книге все время растет.

Красная книга – это не только сигнал бедствия, но  и программа по спасению редких видов.

-Люди поняли, что природа в опасности и ее нужно охранять. Как вы думаете, что для этого делают люди?

-Какие же еще меры принимаются для охраны природы?

  1. Красная книга

  2. Переоборудование фабрик и заводов

  3. Посадка новых лесов

  4. Запрет на охоту животных

  5. Заповедники и национальные парки

Посмотрим на названия заповедников и парков.

Баргузинский(в Бурятии)

Куршская коса(на побережье Балтийского моря)

-А есть ли у нас в Смоленской области заповедники или национальные парки?

-У нас в Смоленской области существует национальный парк «Смоленское поозерье».

Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, сохранение видов растений и животных.

-А теперь давайте мысленно перенесемся в национальный парк «Смоленское поозерье», и посмотрим, какие животные там обитают. (Слайд-шоу)

-Каких же животных мы встретили в национальном парке?

-А что  можете сделать для охраны родной  природы вы, дети?

  1. Соблюдать правило поведения в природе

  2. Делать кормушки

  3. Кормить птиц

  4. Сажать деревья и цветы

-Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?

-Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю.

Берегите Землю!

Берегите землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях ежевики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку,  мелькающую в ниве

Берегите землю! Берегите!

(чтение учащимся)

4. Итог урока:

- Что нового вы узнали сегодня?

-Какая же опасность грозит природе?

-Какие меры принимаются для ее охраны?

 -Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что:

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защититься!

Рефлексия:

Солнышко: кто будет защитником природы, кто все понял на уроке и запомнил.

Капелька: кому было, что - то непонятно.

Знак вопроса: кто хочет еще, что - то узнать о животных и охране природы.

-Вы молодцы! Теперь Лесовичок и обитателей леса уверены, в том, что мы настоящие друзья природы, и когда-нибудь обязательно позовут нас к себе в гости вновь! Лесовичок прощается с вами и благодарит за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме: "Охрана природы".

Автор: Белолипецкая Елена Васильевна

Дата: 04.08.2021

Номер свидетельства: 585026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе "."
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia_razrabotka_po_tiemie_niedielia_ekologhii_v_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "440433"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1511457256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка на тему "Использование технологии  кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kieis-stadi-na-urokakh-razvitiia-riechi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444906007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Методическая разработка урока-интеллектуальной игры "Строим Экоград" по теме Экология и человек"
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-intielliektual-noi-ighry-stroim-ekoghrad-po-tiemie-ekologhiia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "266527"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450182993"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zashchita-niezasluzhienno-ghonimykh-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "222486"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436358472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства