Методическая разработка урока по теме: "Охрана природы".
Методическая разработка урока по теме: "Охрана природы".
-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.
-Чем же именно нам дорог лес?
Почему мы с лесом дружим,
И зачем он людям нужен? (ответы детей)
-Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу Землю.
-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!
-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в лес. В лес нас приглашает Лесовичок.
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днём
Мы поедем в гости к лесу,
В гости к солнышку пойдем!
-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.
-Чем же именно нам дорог лес?
Почему мы с лесом дружим,
И зачем он людям нужен? (ответы детей)
-Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу Землю.
-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!
-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес
-Для того чтобы узнать, какие животные и птицы обитают на нашей лесной полянке, Лесовичок приготовил загадки, которые вам нужно отгадать. Слушайте внимательно!
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки все грызет? (Белка)
Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны,
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (Ёж)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…(Скворец)
Днём спит,
Ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её… (Лиса)
У меня ходули, -
Не страшит болото:
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Цапля)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы. (Дятел)
Отгадайте, что за шапка,
Меха белого охапка
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц).
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
3. Работа над новым материалом
-Но они почему-то опасаются пускать нас в своё лесное царство, и очень чем-то взволнованы. Они прислали нам письмо: «Природа в опасности!» И это тема нашего урока.
-Как вы думаете, что же случилось?
-Наверно, до нас в лесу были те, кто природу не бережет, плохо к ней относится. Но я уверена, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке, у озера.
-Я, сейчас, буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.
«Запретные знаки»
Нельзя сбивать ногами грибы.
Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.
Не разоряй муравейники.
Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.
Не разоряй птичьи гнезда.
Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.
Не убивай лесных насекомых.
Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.
Не рвите ландыши.
Они занесены в красную книгу.
Не вырывай кустарники с корнем.
Не оставляй после себя мусора.
Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться.
Не оставляй костры горящими в лесу.
Может возникнуть пожар, что нанесет непоправимый вред лесу.
Не забирай лесных животных домой.
-Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные, будем охранять наши леса!
-Проверим, как вы уяснили эти правила.
-Запишите правила, которые соответствуют знакам.
-Теперь вы хорошо запомнили правила вежливости в природе. Послушайте стихотворение и скажите, будете ли вы вести себя так, как герой стихотворения.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешника кусты - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белки и смотреть
На это было больно.
- Почему мальчик не понравился белочке? (ломал ветви, шумел, сбивал грибы).
-А верны ли наши мысли мы узнаем, прочитав текст («О маленьких ранах…)
-Какие же раны человек наносит природе?
-Даже самые маленькие раны природе тяжело излечить, потому что уж очень много у нее вредителей.
Игра «Выбери правило вежливости»
-Сейчас я буду вам называть правила. Если так можно делать – «ДА», если нельзя – «Нет».
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (ДА)
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастит. (НЕТ)
Наконец-то можно пошуметь, покричать в лесу. (НЕТ)
Старайся не шуметь, а то животные очень испугаются. (ДА)
Пучеглазую лягушку, жабу и ужа, гусениц, букашек можно всех прогнать. А лучше бы их совсем не было. (НЕТ)
Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. (ДА)
-Продолжим путешествие. Однажды Лесовичок обходил свои лесные владения. Смотрит, из воды рыбка выскочила и говорит: « Не отпускай ты меня Лесовичок, в воду не хочу там больше жить»
- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там - ее дом?
- Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?
-А какая еще опасность угрожает природе?
-Мы с вами говорили о маленьких ранах, а еще есть и большие раны. Прочитаем.
-Так о каких же больших ранах говориться в учебнике?
-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит и здоровью самого человека, так как он пьет воду, дышит, использует в пищу растения и животных.
-По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о таких животных.
-А где мы можем найти списки таких животных?
-Верно, в Красной книге.
- Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА природы?
Почти все растения и многие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Но ведь книга о природе, а обложка почему–то красная. Не зеленая как листья деревьев, не голубая, как речная вода, а красная.
Почему ребята, как вы думаете?
-Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. Цвет ёё обложки тревожное напоминание людям, ведь в этой книге списки редких, находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и насекомых. (показ красной книги).
-Изначально все сведения о редких и исчезающих видах растений и животных помешались в одном томе Красной книги. И страницы в ней были цветными. Но это было сделано не для украшения, а для того, чтобы нам было легче понять, какая угроза нависает над тем или иным видом живой природы. Теперь мы вспомним цвета страниц и их значение:
1. Красные страницы -на них представлены те виды животных и растений, которым грозит полное исчезновение. Этот процесс невозможно остановить без вмешательства человека. Это исчезающие виды. Это– красный волк и зубр.
2. Желтые страницы - на них животные, которые встречаются в достаточном для выживания количестве, но их численность сокращается. Это сокращающиеся виды. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж, лев.
3.Белые странички – здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это редкие виды. К ним относятся: белый медведь, снежный барс, утконос, фламинго.
4. Серые странички – на этих страницах животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Это неопределенные виды. Слоновая черепаха, императорский пингвин.
5. Зеленые странички – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Восстанавливающиеся виды. Например, бурые медведи.
6. Черные странички- на них можно увидеть изображение животных и растений, которых мы уже нигде не встретим. Это исчезнувшие виды. Странствующие голуби, Морская корова.
Об этих животных мы поговорим подробнее. Послушаем, что интересного о них вы нашли.
(Рассказы учащихся)
1. Морская корова
Примерно 250лет назад один путешественник (Георг Стеллер) обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова- малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…Прошло несколько лет и морские коровы навсегда исчезли.
2. Странствующие голуби
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
(Рассказы учащихся)
-Грустно смотреть на черные странички Красной книги. Особенно понимая, что в этом виноват человек. Так же, число записей в Красной книге все время растет.
Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов.
-Люди поняли, что природа в опасности и ее нужно охранять. Как вы думаете, что для этого делают люди?
-Какие же еще меры принимаются для охраны природы?
Красная книга
Переоборудование фабрик и заводов
Посадка новых лесов
Запрет на охоту животных
Заповедники и национальные парки
Посмотрим на названия заповедников и парков.
Баргузинский(в Бурятии)
Куршская коса(на побережье Балтийского моря)
-А есть ли у нас в Смоленской области заповедники или национальные парки?
-У нас в Смоленской области существует национальный парк «Смоленское поозерье».
Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, сохранение видов растений и животных.
-А теперь давайте мысленно перенесемся в национальный парк «Смоленское поозерье», и посмотрим, какие животные там обитают. (Слайд-шоу)
-Каких же животных мы встретили в национальном парке?
-А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?
Соблюдать правило поведения в природе
Делать кормушки
Кормить птиц
Сажать деревья и цветы
-Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
-Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю.
Берегите Землю!
Берегите землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях ежевики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в ниве
Берегите землю! Берегите!
(чтение учащимся)
4. Итог урока:
- Что нового вы узнали сегодня?
-Какая же опасность грозит природе?
-Какие меры принимаются для ее охраны?
-Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что:
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защититься!
Рефлексия:
Солнышко: кто будет защитником природы, кто все понял на уроке и запомнил.
Капелька: кому было, что - то непонятно.
Знак вопроса: кто хочет еще, что - то узнать о животных и охране природы.
-Вы молодцы! Теперь Лесовичок и обитателей леса уверены, в том, что мы настоящие друзья природы, и когда-нибудь обязательно позовут нас к себе в гости вновь! Лесовичок прощается с вами и благодарит за урок.