Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Охрана природы".»
Тема: Охрана природы
Форма проведения урока: урок – конференция.
Цели урока:
1. Общеобразовательные:
а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
б) познакомить с профессией – эколог;
в) выявить основные пути загрязнения природы;
г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.
2. Развивающие:
а) расширять кругозор детей о природе;
б) развивать логическое мышление;
в) развивать познавательный интерес к предмету.
3. Воспитательные:
а) воспитывать бережное отношение к природе;
б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
4. Коррекционные:
а) знакомить с новыми терминами;
б) корректировать звукопроизношение;
г) развивать умение строить предложения грамматически правильно.
Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха»,
«Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений». Газеты: «Мир вокруг нас», « Мы - друзья природы». Карточки. Словарные слова. Магнитофон, системный блок, проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент. Все учащиеся сидят группами. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны…»
1. Речевая зарядка
Начинается урок
Он пройдет ребята, впрок.
-Постараемся понять,
Интересное узнать.
2. Введение в тему.
- Мои дорогие четвероклассники!
Серьезные проблемы сегодня будем решать,
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На какой вопрос нам предстоит найти ответ?
Давайте откроем этот конверт.
Наш 4 «А» получил электронное письмо. ( Слайд №1)
Прочитаем его.
Демонстрация презентации. (слайды №2-10)
3.Формулирование темы и целей урока учащимися.
-На кого эти жалобы?
На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.
Значит, тема урока «Охрана природы»
- Определите цели урока.
- Перечитайте вопрос из письма.
-Почему не может он охранять любить, ценить и природой дорожить?
-Не знает правил природопользования,
не думает о потомках,
не понимает, что без природы человек не может жить.
Человек не может быть всей главней. Он – часть природы.
-Значит, его надо научить беречь планету Земля.
-Обсудить важнейшие правила поведения в природе.
Определить причины загрязнения окружающей среды, учиться заботиться о природе.
- Наш урок пройдёт в виде конференции, то есть мы проведем большое совещание групп.
Прочитайте название конференции: «Мы - друзья природы. Земля - наш дом». ( слайд № 11) и девиз урока (№12).
Вы все представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа - отдел по охране определенных природных богатств. Прочитайте табличку на своём столе. По ходу спрашиваю и объясняю слова атмосфера, кислотный дождь, пресная.
-Что понимаем под понятием « воздух»? (это то, чем мы дышим, небо, смесь газов)
Вода? (жидкость, которую мы пьем, чем мы моемся, реки, моря, снег, град)
Растения? (деревья, цветы, кусты, травы)
Животные? ( звери, птицы, насекомые)
Вы должны по группам составить правила охраны природы. К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе, к планете Земля.
II Словарная работа.
Учитель читает стихотворение:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём ты, и я! (С. Крупина)
- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали бы так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Н-р, браконьеры, которые губят животных без разрешения на охоту и лов. (Дети высказывают свои мнения.) Есть специальная наука о связях в природе между человеком , животными- экология.
- Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?
- Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает. (Дети высказываются).
- От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу, они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе).
III. Работа над темой урока.
1. Задания группам.
- Помните, что в данный момент вы - экологи и будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Работа с газетой «Мир вокруг нас» ( слайд№12)
То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка. Но сначала посмотрите на изображение. Какое лицо вы видите?
— Грустное лицо. А почему оно грустное? (Ответы детей.)
— У вас оказались разные мнения, потому что много вреда наносит природе человек. Перед вами жалобы из писем в эту газету на экологическую тему.
Давайте разберем их.(Дети по одному выходят и читают жалобы и отвечают все отделы сообща.)
1 группа. Отдел воздуха
-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.
В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим! Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна.
Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
Свод правил 1 группы.
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Мы очистили с вами воздух. ( Демонстрация слайда№14)
Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.
Гимнастика для глаз.
-Проводим взглядом воображаемую птицу до двери, по диагонали экрана, до окна.
2 группа Отдел охраны воды.
Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" — Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Свод правил 2 группы.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. 3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. ( Демонстрация слайда №15)
2. Физкультминутка
- Вода такая чистая. Что конюх повел лошадей на водопой.
Зарядку проводит ученик .
Эй, лошадки, все за мной.
Поспешим на водопой.
Вот широка река,
В ней холодная вода.
Пейте, хорошая водица.
Постучим копытцем.
Эй, лошадки, все за мной.
Отправляемся домой.
3. Продолжение работы над темой.
3 группа. Отдел охраны растений
-Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?
Свод правил 3 группа. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Учитель. Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей) Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?
Поле растений мы с вами тоже очистили ( слайд № 16)
4 группа. Отдел охраны животных.
-Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.
Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?
Свод правил 4 группа. — Не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
Учитель: Запомните это правило. Очистили мы поле животных. (Демонстрация слайда №17)
А сейчас посмотрите на этих животных. (Демонстрация слайда №18)
Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всей Земле.
4. Письменная работа учащихся.
Запишите правила охраны природы по своим отделам.
(Далее дети читают свои записи.)
Мы их помещаем в газету «Мы – друзья природы». Пусть их прочтут другие.
IV. Итог урока.
А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в газете. (№19)
Человечек улыбается — ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.
Вот и ответили мы на письмо. (Слайд №20)
Какую тему мы обсуждали? Что узнали? Какие термины изучили? Что понравилось?
Узнали причины загрязнения природы и научились правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Почему нужно бережно относиться к Земле?
Природа дает человеку все необходимое для жизни: воду, воздух, пищу, жилище, одежду, обувь, полезные ископаемые.
Какой мы сделаем вывод? (№ №21)
V. Домашнее задание:
Творческое задание: Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.
Рефлексия.
Теперь по традиции нужно вынести проект решения конференции.
Зачитаем хором:
Давайте будем к этому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?....
-В знак согласия поставьте свои печати, а они в форме чашки. (слайд № 22)Посмотрите на экран. Что вы видите? У каждого из вас такая же, но своя чашка, в ней ваша доброта. Потяните за веревочку.
Чашка доброты не пустеет, потому что доброта бесконечна. Теперь уверенно скажите: «Это - я! Я люблю природу и буду ее всегда беречь!»
Если вы согласны с решением конференции, прошу поставить свои печати.