kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте предоставлен урок окружающего  мира  для 4 класса  по  теме «Леса  России», выполненный в рамках ФГОС. Данный урок выполнен  в виде технологической карты. Урок формирует представление о лесной  зоне нашей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"»

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе

по теме «Леса России»

Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск

Ι. Введение.

В проекте предоставлен урок окружающего мира для 4 класса по теме «Леса России», выполненный в рамках ФГОС. Данный урок выполнен в виде технологической карты. Урок формирует представление о лесной зоне нашей страны. В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся, учащиеся учатся (имеют возможность научиться).

Данная работа может быть интересна и полезна учителям начальных классов, работающих по УМК «Школа России».

ΙΙ. Актуальность.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

  • увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать учебный процесс по освоению конкретной темы;

  • согласовать действия учителя и ученика.

Я выбрала эту тему, потому что это одна из интереснейших тем курса «Окружающий мир» в 4 классе, так как ярко характеризует климатические и природные особенности нашей страны, объект изучения знаком детям, нужно только попытаться построить урок оригинально в соответствии с требованиями времени. Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к достижению планируемых результатов. Выпускники научатся: « систематизировать представления о природных объектах и явлениях, как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, будут понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края» Г.С.Ковалева. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г., с.70. Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы.


ΙΙΙ. Цель и задачи проекта.


Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира в 4 классе на тему: «Леса России», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить практическую направленность урока, а также активизировать самостоятельность обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока.

  2. Определить содержание технологической карты урока по заданной структуре в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» 4 класс под редакцией А.А.Плешакова (Москва, Просвещение,2017г.)

  3. Разработать дидактический материал для проведения урока окружающий мир по теме « Леса России».

  4. Провести урок с использованием материала по программе.

  1. Целевая группа проекта: учащиеся 4 класса.

  2. Объект и предмет исследования.

Объект исследования: методическое обеспечение урока окружающего мира в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Предмет исследования: технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме «Леса России».

ΙⅤ. Жизненный цикл и этапы реализации проекта. Сроки реализации проекта сентябрь 2019 г. - октябрь 2019г Этапы реализации проекта

1. Подготовительный 01.10.2019г - 16.10.2019г

2. Основной 17.10.2019г

3. Заключительный 18.10.2019г - 21.10.2019г.


. Проектное решение.

Тема урока: Леса России

Тип урока – открытие новых знаний

Цель урока: формирование представления о лесной зоне России

Задачи урока:

образовательные: формировать представление о лесной зоне и ее географическом положении;.

определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать свое мнение;

устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги;

рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире лесных природных зон.

развивающие: формировать у учащихся навыки умственного труда, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал;

воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты.

Метапредметные результаты:

регулятивные умение принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; осуществить взаимо и самопроверку, оценивать правильность выполнения действий; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; умения определять и формулировать познавательную цель;

умение работать с разными видами учебной информации;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные - работать в группе, определять объекты, пользуясь справочной литературой, извлекать информацию из дополнительной литературы, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога, проявлять нравственные чувства; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

Развитие самостоятельности, в том числе в информационной деятельности, наличие мотивации работы на результат,

доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Формировать личностный целостный взгляд на мир его органичном единстве.

Предметные результаты:

научатся находить на карте природную зону лесов; иметь представление о природной зоне лесов, определять ее местоположение на карте природных зон, знать причины чередования природных зон с севера на юг, о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России, о приспособленности растений и животных к условиям жизни. Знать значение понятий «природная зона», «лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес».

Получат возможность научиться: рассказывать о лесах родного края. Моделировать цепи питания.

Межпредметные связи: Литературное чтение, раздел «Родная природа». Русский язык-введение в активный словарь новых понятий, раздел «Слово и его значение». Изобразительное искусство - пейзажи И.Шишкина.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративные, фронтальные, групповые, индивидуальные, метод группового решения задач, обмен информацией, практические, контроля , самоконтроля и взаимоконтроля.

Ресурсы:

- книгопечатная продукция: учебник «Окружающий мир» ,4 класс, под редакцией А.А.Плешакова, (Москва, Просвещение ,2017 год)

- Рабочая тетрадь к учебнику;4 класс (Москва. Вита-пресс)

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- дидактический материал – карта «Природные зоны России», схемы-графики, гербарий с растениями леса, атлас-определитель «От земли до неба».

Образовательные ресурсы:

http: //www.zjclub.ru/voice/index4.shims

http://djwnload8.proshkolu.ru


Место и роль темы в курсе.

На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в год. (34 уч. нед.)

Данной теме -2 часа (Леса России. Лес и человек.), осуществляется связь с предшествующим материалом «Тундра» » и последующим материалом «Зона степей».


Условные обозначения УУД:

Метапредметные познавательные - ПУУД;

Метапредметные коммуникативные - КУУД;

Метапредметные регулятивныеРУУД;

Личностные – ЛУУД.

Технологическая карта урока по теме «Леса России»

п/п

Этапы урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся (вид УД)

Форма

организации

УД

Содержание учебного материала

Формируемые

УУД

I

Организационный этап.

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Аудиозапись голосов птиц.

Слайд с

стихотворением С.Погореловского «Здравствуй,

лес!»

Проверяет готовность обучающих-ся к уроку



Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему


Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока



Читают стихотворение с экрана про себя, определяют опорные слова, характерные для леса «дремучий», «шумишь листвою», «глушь»

Формулируют тему и задачу урока


Объясняют значение слова «лес», сверяют с эталоном «пространство, заросшее множеством деревьев»


Выстраива

ние алгоритма изучения темы

Фронтальная в диалоге с учителем.


Задание 1.

Чтение стихотворения.

С.Погореловского

Здравствуй, лес.

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится-

Что за зверь? Какая птица?

Все открой – не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

-В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.

-Определите, в какую природную зону отправимся?

Укажите слова, которые подсказали ответ: «дремучий», «шумишь листвою», «глушь»

Предположите, что будем изучать по этой теме?

Вывод: тема урока «Зона лесов». Запись темы в тетрадях.

Выстраивание алгоритма изучения темы по известному плану

1.Географическое положение

2.Климат

3.Растительность

4.Животный мир


РУУД

-нацеливание на успешную деятельность

-подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

ЛУУД

-выражать положительное отношение к познанию нового

КУУД

-сотрудничество с учителем

II

Актуализация опорных знаний.

Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.



Карта природных зон России


Раздаточные карточки с напечатанными вопросами

Задает вопросы.




Побуждает к высказыванию своего мнения








Предлагает индивидуальные задания





Устно отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы одноклассника.

Показывают по карте границы тундры

Выполняют индивидуальные задания

Фронтальная

(ответы на вопросы учителя)

Индивидуальная (работа по карточкам)

Задание2

-По какой природной зоне путешествовали на предыдущем уроке?

-Показать зону тундры на карте, назвать географическое положение

-Верно ли, что тундра располагается ближе к северному полюсу, чем Арктика? Обоснуй свое мнение

-Верно ли, что в тундре растут только мхи и лишайники? Обоснуй свое мнение


Задание3.Выполнить письменное задание:

1.Запиши 2-3 цепи питания.

2.Перечисли экологические проблемы тундры

3.Перечисли сходство и различие Арктики и тундры.

Вывод: дети делают вывод по качеству своих знаний о тундре


ПУУД

- осознанно строят речевое высказывание

РУУД

-контролируют учебные действия, замечают ошибки

КУУД

-формирование умения слушать и слышать

ЛУУД

-проявлять интерес к многообразию природы России

III




























ΙⅤ

Постановка учебной задачи.

.Открытие нового знания.


Цель: постанов

ка совместнос классом темы, цели урока















Закрепление нового знания с проговариванием

Цель: организовать деятельность учащихся по успешному

восприя-тию, осмысле-нию и пересказыванию.





Практическая работа в тетради


Учебник (с.98-102),

карта,

презентация.

раздаточные карточки-графики

(на каждого)

,атлас–определитель «От земли до неба»,

гербарий растений лесной зоны














































Задает вопросы по теме,

корректирует, дополняет ответы учеников по уточнению и конкретизации первичных знаний;

Проводит беседу по параллель с ранее изученным материалом

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.



Проводит инструктаж, организует выступление групп, обмен мнениями




































Показывают по карте зону лесов

Отвечают на вопросы.

Заполняют графики с указанием особенностей климата

Слушают рассказ учителя, сравнивают по слайду фото хвойного и смешанного и лиственного леса

Организуется работа в группах, готовят сообщение в группе каждый рассказывает об одном растении или животном. Слушают сообщения,

делятся впечатлениями. Высказыва

ют свое мнение

Фронтальная.

Индивидуальная

Групповая (класс делится на 5 групп)












Задание №4

Работа с картой.

Ответы на вопросы со слайда:

-Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту?

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

-Какая поверхность у зоны лесов?

-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано? Знакомятся с понятиями «хвойные леса», «смешанные леса», «широколиственные леса» с помощью презентации

-Чем объясняется такое разнообразие лесов?

Задание№5 Работа с текстом

Используя текст учебникас.98

Заполнить графики средней температуры лета и зимы на различных территориях лесной зоны (у каждого ученика)

Вывод: Зона лесов - самая большая по территории, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов

Задание№6

Работа в группах

-Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам

1группа (ботаники) - о растениях тайги,

2группа (ботаники) - о - растениях смешанных лесов

3 группа (ботаники)— о характерных растениях широколиственных лесов

4 группа (зоологи) - о животных тайги

5группа (зоологи) - о животных смешанных и широколиственных лесов





Задание№7

Практическая работа в тетради

1Записать названия деревьев, растущих в разных видах лесов (сверка по эталону со слайда)

2.Составить 2 цепи питания, характерные для леса

Вывод: зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром

ПУУД

-раскрывать значение понятий «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес»,«широколиственный лес»

РУУД

-работать по карте



КУУД

-обмениваться мнениями, работать в группе, распределять роли между членами группы,

-конструктивно взаимодействовать в группе


V

Диагностика качества освоения темы.


Цель: Организовать самостоятельно е выполнение учащимися заданий теста


















Выполняют тест по теме.

Осуществляют

самопровер

ку, предварительную оценку.





Фронтальная

Задание№8

Выполнение теста

Тест «Природная зона лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую терри­то­рию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином назы­вают:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

5) Охрана лесов — это:

а) обязанность государства;

б) забота самих обитателей леса;

в) обязанность государства и долг каждого гражданина.

Сверяют по ключу

(1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) в.)


РУУД

-выполнить задание в соответствии с целью

ПУУД

-определять особенности лесной зоны

ЛУУД

-проявлять самостоятельность в работе

-проявлять интерес к природному разнообразию лесной зоны


Домашнее задание


Учебник

Комментирует домашнее задание


Читают вывод в учебнике

(с.105)

Задают уточняющие вопросы, выбирают вариант задания

Фронтальная

-С какой природной зоной познакомились?

Дом. задание с.98-105,ответить на вопросы

Творческие задания на выбор: - подготовить вопросы для викторины

-презентацию об одном растении или животном леса

РУУД

-осуществляют поиск поставленных задач

ЛУУД

-проявлять интерес к творческим заданиям

VIΙ

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и результатов



Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что нет)

Фронтальная

Задание№9

Закончите предложения:

Мне важно знать о лесной зоне, потому что...



«Маятник настроения»-показать стрелкой направление. соответствующее твоему настроению


РУУД

-соотносить поставленную цель и полученный результат

ЛУУД

-проявлять понимание своей успешности при изучении темы


ⅤΙ. Заключение

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В нем четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности каждого из них на каждом этапе урока. Данная технологическая карта может быть использована на уроках окружающего мира в четвёртом классе.

Технологическая карта урока содержит следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, постановка учебной задачи, открытие нового знания, закрепление нового знания с проговариванием, самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой, рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока взаимосвязаны и последовательны. Все задания посильные для учащихся. На уроке задания № 2, 3, 5, 6, 7,8 – направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД);

задания под № 1,2,4,7,8, 9 - направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий (РУУД);

задания №1,2,6 - направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД);

задания под №1, 2, 6, 8, 9-направлены на формирование личностных универсальных учебных действий (ЛУУД).

Учащиеся учатся планировать свои действия, ставят проблемные вопросы и находят решения путём сотрудничества с одноклассниками, диалога с учителем, учатся оценивать свои действия и результат, развивается монологическая речь – всё это обеспечивает развитие УУД.

УМК «Школа России» обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных). Материал в УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы работы (решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, моделирования).

Цель урока: формирование представления о лесной зоне России была достигнута, при тестировании на последнем этапе урока практически все ученики класса правильно ответили на вопросы и успешно выполнили практическое задание в рабочей тетради.

ⅤΙΙ. Список литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Москва: Просвещение, 2010.

  2. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс ., в двух частях, часть 1, М.: «Просвещение», 2017 г.

  3. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь, часть 1. М.: «Просвещение», 2019 г.

  4. Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. М.: ВАКО, 2017г.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. /Сост.И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2019г.

  6. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», М.: «Просвещение», 2012г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"

Автор: Ухтинская Елена Геннадьевна

Дата: 02.07.2020

Номер свидетельства: 554409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Г де живут слоны?". 1 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-g-die-zhivut-slony-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422588315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "«Народы, населяющие  Россию» "
    ["seo_title"] => string(32) "narody-nasieliaiushchiie-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "140186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417888597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экологические проблемы природы Донского края "
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskiie-probliemy-prirody-donskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "134965"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416838798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по музыке Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-muzykie-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "188582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства