Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"
В проекте предоставлен урок окружающего мира для 4 класса по теме «Леса России», выполненный в рамках ФГОС. Данный урок выполнен в виде технологической карты. Урок формирует представление о лесной зоне нашей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"»
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе
по теме «Леса России»
Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск
Ι. Введение.
В проекте предоставлен урок окружающего мира для 4 класса по теме «Леса России», выполненный в рамках ФГОС. Данный урок выполнен в виде технологической карты. Урок формирует представление о лесной зоне нашей страны. В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся, учащиеся учатся (имеют возможность научиться).
Данная работа может быть интересна и полезна учителям начальных классов, работающих по УМК «Школа России».
ΙΙ. Актуальность.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать учебный процесс по освоению конкретной темы;
согласовать действия учителя и ученика.
Я выбрала эту тему, потому что это одна из интереснейших тем курса «Окружающий мир» в 4 классе, так как ярко характеризует климатические и природные особенности нашей страны, объект изучения знаком детям, нужно только попытаться построить урок оригинально в соответствии с требованиями времени. Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к достижению планируемых результатов. Выпускники научатся: « систематизировать представления о природных объектах и явлениях, как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, будут понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края» Г.С.Ковалева. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г., с.70. Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы.
ΙΙΙ. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира в 4 классе на тему: «Леса России», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить практическую направленность урока, а также активизировать самостоятельность обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока.
Определить содержание технологической карты урока по заданной структуре в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» 4 класс под редакцией А.А.Плешакова (Москва, Просвещение,2017г.)
Разработать дидактический материал для проведения урока окружающий мир по теме « Леса России».
Провести урок с использованием материала по программе.
Целевая группа проекта: учащиеся 4 класса.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: методическое обеспечение урока окружающего мира в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Предметисследования: технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме «Леса России».
ΙⅤ. Жизненный цикл и этапы реализации проекта. Сроки реализации проекта сентябрь 2019 г. - октябрь 2019гЭтапы реализациипроекта
1. Подготовительный 01.10.2019г - 16.10.2019г
2. Основной 17.10.2019г
3. Заключительный 18.10.2019г -21.10.2019г.
Ⅴ. Проектное решение.
Тема урока: Леса России
Тип урока – открытие новых знаний
Цель урока: формирование представления о лесной зоне России
Задачи урока:
образовательные: формировать представление о лесной зоне и ее географическом положении;.
определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать свое мнение;
устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги;
рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире лесных природных зон.
развивающие:формировать у учащихся навыки умственного труда, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал;
воспитательные:способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты.
Метапредметныерезультаты:
регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; осуществить взаимо и самопроверку, оценивать правильность выполнения действий; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
познавательные – умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; умения определять и формулировать познавательную цель;
умение работать с разными видами учебной информации;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные - работать в группе, определять объекты, пользуясь справочной литературой, извлекать информацию из дополнительной литературы, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога, проявлять нравственные чувства; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.
Развитие самостоятельности, в том числе в информационной деятельности, наличие мотивации работы на результат,
доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Формировать личностный целостный взгляд на мир его органичном единстве.
Предметныерезультаты:
научатся находить на карте природную зону лесов; иметь представление о природной зоне лесов, определять ее местоположение на карте природных зон, знать причины чередования природных зон с севера на юг, о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России, о приспособленности растений и животных к условиям жизни. Знать значение понятий «природная зона», «лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес».
Получат возможность научиться: рассказывать о лесах родного края. Моделировать цепи питания.
Межпредметные связи: Литературное чтение, раздел «Родная природа». Русский язык-введение в активный словарь новых понятий, раздел «Слово и его значение». Изобразительное искусство - пейзажи И.Шишкина.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративные, фронтальные, групповые, индивидуальные, метод группового решения задач, обмен информацией, практические, контроля , самоконтроля и взаимоконтроля.
Ресурсы:
- книгопечатная продукция: учебник «Окружающий мир» ,4 класс, под редакцией А.А.Плешакова, (Москва, Просвещение ,2017 год)
- Рабочая тетрадь к учебнику;4 класс (Москва. Вита-пресс)
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- дидактический материал – карта «Природные зоны России», схемы-графики, гербарий с растениями леса, атлас-определитель «От земли до неба».
Образовательные ресурсы:
http: //www.zjclub.ru/voice/index4.shims
http://djwnload8.proshkolu.ru
Место и роль темы в курсе.
На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в год. (34 уч. нед.)
Данной теме -2 часа (Леса России. Лес и человек.), осуществляется связь с предшествующим материалом «Тундра» » и последующим материалом «Зона степей».
Условные обозначения УУД:
Метапредметныепознавательные - ПУУД;
Метапредметныекоммуникативные - КУУД;
Метапредметныерегулятивные – РУУД;
Личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме «Леса России»
№
п/п
Этапы урока
и вид деятельности
Ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность
Учащихся (вид УД)
Форма
организации
УД
Содержание учебного материала
Формируемые
УУД
I
Организационный этап.
Цель:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Аудиозапись голосов птиц.
Слайд с
стихотворением С.Погореловского «Здравствуй,
лес!»
Проверяет готовность обучающих-ся к уроку
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Читают стихотворение с экрана про себя, определяют опорные слова, характерные для леса «дремучий», «шумишь листвою», «глушь»
Формулируют тему и задачу урока
Объясняют значение слова «лес», сверяют с эталоном «пространство, заросшее множеством деревьев»
Выстраива
ние алгоритма изучения темы
Фронтальная в диалоге с учителем.
Задание 1.
Чтение стихотворения.
С.Погореловского
Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Все открой – не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
-В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
-Определите, в какую природную зону отправимся?
Укажите слова, которые подсказали ответ: «дремучий», «шумишь листвою», «глушь»
Предположите, что будем изучать по этой теме?
Вывод: тема урока «Зона лесов». Запись темы в тетрадях.
Выстраивание алгоритма изучения темы по известному плану
1.Географическое положение
2.Климат
3.Растительность
4.Животный мир
РУУД
-нацеливание на успешную деятельность
-подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
ЛУУД
-выражать положительное отношение к познанию нового
КУУД
-сотрудничество с учителем
II
Актуализация опорных знаний.
Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи;
Устно отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы одноклассника.
Показывают по карте границы тундры
Выполняют индивидуальные задания
Фронтальная
(ответы на вопросы учителя)
Индивидуальная (работа по карточкам)
Задание2
-По какой природной зоне путешествовали на предыдущем уроке?
-Показать зону тундры на карте, назвать географическое положение
-Верно ли, что тундра располагается ближе к северному полюсу, чем Арктика? Обоснуй свое мнение
-Верно ли, что в тундре растут только мхи и лишайники? Обоснуй свое мнение
Задание3.Выполнить письменное задание:
1.Запиши 2-3 цепи питания.
2.Перечисли экологические проблемы тундры
3.Перечисли сходство и различие Арктики и тундры.
Вывод: дети делают вывод по качеству своих знаний о тундре
ПУУД
- осознанно строят речевое высказывание
РУУД
-контролируют учебные действия, замечают ошибки
КУУД
-формирование умения слушать и слышать
ЛУУД
-проявлять интерес к многообразию природы России
III
ΙⅤ
Постановка учебной задачи.
.Открытие нового знания.
Цель: постанов
ка совместнос классом темы, цели урока
Закрепление нового знания с проговариванием
Цель: организовать деятельность учащихся по успешному
восприя-тию, осмысле-нию и пересказыванию.
Практическая работа в тетради
Учебник (с.98-102),
карта,
презентация.
раздаточные карточки-графики
(на каждого)
,атлас–определитель «От земли до неба»,
гербарий растений лесной зоны
Задает вопросы по теме,
корректирует, дополняет ответы учеников по уточнению и конкретизации первичных знаний;
Проводит беседу по параллель с ранее изученным материалом
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Проводит инструктаж, организует выступление групп, обмен мнениями
Показывают по карте зону лесов
Отвечают на вопросы.
Заполняют графики с указанием особенностей климата
Слушают рассказ учителя, сравнивают по слайду фото хвойного и смешанного и лиственного леса
Организуется работа в группах, готовят сообщение в группе каждый рассказывает об одном растении или животном. Слушают сообщения,
делятся впечатлениями. Высказыва
ют свое мнение
Фронтальная.
Индивидуальная
Групповая (класс делится на 5 групп)
Задание №4
Работа с картой.
Ответы на вопросы со слайда:
-Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту?
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
-Какая поверхность у зоны лесов?
-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано? Знакомятся с понятиями «хвойные леса», «смешанные леса», «широколиственные леса» с помощью презентации
-Чем объясняется такое разнообразие лесов?
Задание№5 Работа с текстом
Используя текст учебникас.98
Заполнить графики средней температуры лета и зимы на различных территориях лесной зоны (у каждого ученика)
Вывод: Зона лесов - самая большая по территории, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов
Задание№6
Работа в группах
-Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам
1группа (ботаники) - о растениях тайги,
2группа (ботаники) - о - растениях смешанных лесов
3 группа (ботаники)— о характерных растениях широколиственных лесов
4 группа (зоологи) - о животных тайги
5группа (зоологи) - о животных смешанных и широколиственных лесов
Задание№7
Практическая работа в тетради
1Записать названия деревьев, растущих в разных видах лесов (сверка по эталону со слайда)
2.Составить 2 цепи питания, характерные для леса
Вывод: зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром
-соотносить поставленную цель и полученный результат
ЛУУД
-проявлять понимание своей успешности при изучении темы
ⅤΙ. Заключение
Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В нем четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности каждого из них на каждом этапе урока. Данная технологическая карта может быть использована на уроках окружающего мира в четвёртом классе.
Технологическая карта урока содержит следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, постановка учебной задачи, открытие нового знания, закрепление нового знания с проговариванием, самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой, рефлексия учебной деятельности.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны. Все задания посильные для учащихся. На уроке задания № 2, 3, 5, 6, 7,8 – направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД);
задания под № 1,2,4,7,8, 9 - направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий (РУУД);
задания №1,2,6 - направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД);
задания под №1, 2, 6, 8, 9-направлены на формирование личностных универсальных учебных действий (ЛУУД).
Учащиеся учатся планировать свои действия, ставят проблемные вопросы и находят решения путём сотрудничества с одноклассниками, диалога с учителем, учатся оценивать свои действия и результат, развивается монологическая речь – всё это обеспечивает развитие УУД.
УМК «Школа России» обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных). Материал в УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы работы (решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, моделирования).
Цель урока: формирование представления о лесной зоне России была достигнута, при тестировании на последнем этапе урока практически все ученики класса правильно ответили на вопросы и успешно выполнили практическое задание в рабочей тетради.
ⅤΙΙ. Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Москва: Просвещение, 2010.
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс ., в двух частях, часть 1, М.: «Просвещение», 2017 г.
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь, часть 1. М.: «Просвещение», 2019 г.
Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. М.: ВАКО, 2017г.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. /Сост.И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2019г.
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», М.: «Просвещение», 2012г.