Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Художественное слово». Занятие по теме: Сказки (1 класс)»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск
Методическая разработка
«Художественное слово»
Занятие по теме: Сказки (1 класс)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Макарова Валентина Ивановна
Саранск 2022
Кружок «Художественное слово»
Занятие по теме:Сказки (1 класс)
Ход занятия
1.Оргмомент
Навострите дети ушки.
Мы начнём издалека.
И не будем бить баклуши
На занятии художественного чтения.
- Что значит «бить баклуши»? (бездельничать, ничего не делать)
2. - Приготовим к уроку речевой аппарат (чистоговорки).
Ать-ать-ать – много будем мы читать.
Ания-ания – проверяем знания.
Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.
Гу-гу-гу – всегда другу помогу.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать. И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем наращивая темп чтения.
У ежа и ёлки иголки колки.
3. - Вот скажите мне, друзья
Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Разве видите, друзья?
Если мы в ладоши хлопнем
Или мы ногою топнем.
Догадайся, милый друг,
Значит мы услышим… (звук)
- Какие две группы звуков мы с вами знаем?
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается….
- А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием?
- Как вы думаете, для чего мы с вами изучаем звуки? (чтобы научиться читать)
Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
- Какие цели мы ставим перед собой на наших уроках? (обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения, учиться пересказывать, развивать свою речь, память.)
- Больше ста лет назад для детей написал азбуку Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. У себя в имении он открыл школу для детей, сам учил их считать, читать, воспитывал в детях доброту и смелость.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого.
4. - Прочитайте текст (на доске)
Кто страшнее?
Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
- «Ну, матушка, я двух зверей видела. Один - страшный, а другой - добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один, страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти».
- «Это петух, - сказала старая мышь.
- Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?»
- «Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть двигает, на меня глядит».
Старая мышь сказала: «Глупая ты, глупая! Ведь это сам кот».
- К какому жанру относится это произведение: сказка, рассказ или басня?
- Почему?
- Лев Николаевич назвал свою сказку «Кто страшнее?»
- Кто главный герой сказки?
- Кого встретила мышка во дворе? - Кто показался ей добрым зверем, а кто страшным? - Почему старая мышь ругала мышку?
- Какова мораль этой сказки?
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём – и снова в путь! - Чтоб спина была прямая, Поднимайтесь на носочки Словно тянетесь к цветочкам Раз – два – три – четыре – пять, Повторите-ка опять: Раз – два – три – четыре – пять. Сказка нам дает совет: Если будешь прыгать, бегать, Проживёшь ты много лет. Раз – два – три – четыре – пять, Повторите-ка опять: Раз – два – три – четыре – пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!
5. Прочитаем еще раз эту сказку.
- Обратите внимание, каким голосом нужно прочитать слова мышонка и старой мыши.
6. Подготовимся к чтению по ролям.
- Каким вы представляете мышонка (выражение лица, мимика), когда он рассказывает о петухе, каким – о кошке? (Испуганным, радостным)
- Почему?
- Каким голосом будем читать о петухе (о страшном звере); о кошке (о добром звере)?
- Найдите и прочитайте слова автора (мышки, мыши).
- Молодцы!
7. - Я вам предлагаю немножко поиграть. Давайте проверим, знаете ли вы сказки.
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Отгадайте без подсказки. Из какой ушел я сказки?
Лети, лети, лепесток.
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
- Молодцы!
8. - Понравилась ли вам сказка «Кто страшнее?»
- Кому из вас перед сном родители читают сказки? А кто сам читает?
- Что вам показалось самым интересным?
- Какое задание было трудным?
- Оцените свою работу.
9. Подведем итог.
- Чему нас учат сказки?
- Почему так говорят: «Сказка – ложь. Да в ней намек – добрым молодцам урок»? (сказка — это неправда, то, чего в жизни не бывает. Но она учит нас быть дружными, добрыми, смелыми)