Цель: Через имеющие знания о числах и цифрах дать представление об образовании числа 3.
Обучающие задачи:
- Упражнять в счете от 1 до 10.
- Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.
- Учить сравнивать предметы по величине, размеру, цвету.
- Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно - осязательным способом.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Просмотр содержимого документа
«математика Число и цифра 3»
Цель: Через имеющие знания о числах и цифрах дать представление об образовании числа 3.
Обучающие задачи:
- Упражнять в счете от 1 до 10.
- Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.
- Учить сравнивать предметы по величине, размеру, цвету.
- Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно - осязательным способом.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методические приемы:
- Игровой.
- Наглядный.
- Словесный.
Демонстрационный материал: Картинки 3 медведей; числовой ряд от 0 до 10; печатная и письменная цифра 3; картинки с тремя предметами; 3 малинки; карточки для физ – минутки; карта медведей; карточка с примерами;
Раздаточный материал: счётные палочки; карточки с цифрой 3; карточки с заданием; личико медвежонка для самооценки.
Ход занятия.
Самоопределение к деятельности: ( 2 - 3 мин)
- Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Дети, сегодня нас с вами приглашают в гости наши старые друзья. Кто? Вы сможете это узнать, отгадав загадку: "Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там 3 стула и 3 кружки, З кровати, 3 подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?" (3 медведя).
Но, для начала нам нужно выполнить задания, которые они нам предложили:
2) Актуализация опорных знаний ( 3 - 4 мин. )
- Первое задание от Михайло Потапыча.
- А) мыслительная минутка: « Сколько?».
- Сколько туфелек потеряла Золушка? ( 1 )
- Сколько хвостиков у 2 - х котиков? ( 2)
- Сколько углов у квадрата? ( 4).
- Сколько пальцев на руке? ( 5).
- Второе задание от Настасьи Петровны
- Б). Устный счёт:
- счёт в пределах 10 ( прямой и обратный).
- счёт в разброс ( от 6 до 10; от 3 до 8; от 10 до 8)
- Какое число, при счёте стоит до 2? (1)
- Какое число, при счёте стоит после 1? (2)
Молодцы, вы выполнили все задания, тогда отправимся в гости.
3) Постановка проблемы ( 7 - 9 мин. )
- а) Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживают ровно …. (3)
- Догадались, с какой цифрой мы, сегодня познакомимся? ( цифра 3)
- Каких предметов было в этой сказке по 3? (3 стула, 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки. ).
- б) Выход из затруднения.
( получение числа 3)
На наборном полотне 2 медведя.
- Сколько всего медведей? ( 2) Покажите это количество на счётных палочках. своих
- А вот, спешит и маленький медвежонок, он заигрался в мяч.
- Сколько стало медведей? ( 3). ( 2 медведя, да ещё один – это 3, 2+1=3)
- Медведи любят кушать малину. Разделите медведям их малину. ( один ребёнок расставляет 2 ягодки под медведями).
- Всем, ли медведям хватило ягод? ( нет одному не хватило).
- сколько медведей , остались без ягод? ( один медведь остался без ягоды).
- что можно сказать, о количестве медведей и ягод? ( медведей больше, чем ягод).
- На сколько медведей, больше ягод? ( на 1)
- Какое число больше 2, или 3? ( число 3 больше, числа 2 на 1)
- Как сделать поровну? ( добавляем 1 малинку 3=3)
4 Физ. минутка от Медвежонка: ( 3 мин. )
3 медведя шли домой, (дети шагают на месте, вперевалочку)
Папа был большой - большой (поднять руки над головой, потянуться вверх)
Мама с ним пониже ростом ( руки на уровне груди)
А сынок - малютка просто ( присесть)
Очень маленький он был ( присев, качаться по - медвежьи )
С погремушками ходил ( встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь ( имитировать игру с погремушками )
5) Знакомство с цифрой 3 ( 8 - 10 мин).
- А) Медведи ходят в лес по одной тропинке. Дорожка ведём вверх, плавно закругляется в низ. В лесу много деревьев и медведям приходится их обходить. Дорожка ведёт вниз, плавно закругляется.
- Мне, эта тропинка напоминает цифру. Вы не догадываетесь, какую? ( цифру 3).
- Б) Показ цифры 3 и картинки с количеством 3.
- в) Где ещё встречается, цифра 3 в нашей жизни в сказках? ( 3 поросёнке, 3 брата, в номере телефона, номер дома, сигнал светофора и. и. д. ).
- г) На что похожа цифра 3?
Три - это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
И т.д.
- д) Из каких элементов, состоит письменная цифра 3? (двух полуовалов)
- е) – Письмо в воздухе.
Начинаем писать правее и чуть ниже середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх, плавно закругляя в верхнем правом углу и не доводя до середины клетки, плавно закругляем.
- Давайте научим маленького медвежонка, красиво писать цифру 3. ( дети пишут письменную цифру. На листочке, по образцу и выполняют задание на карточках). Тетерь поменяйтесь листочками и если вам понравилось, как написана цифра, поставьте на листочке точку ( работа в паре).
Ж) - А теперь нам нужно вставить цифру 3, в числовой ряд ( ребёнок вписывает цифру 3, в числовой ряд).
- З) – Состав числа 3.
- Сколько стульчиков в доме у мишек? Какого они цвета? (зелёные и красные ). Сколько зелёных стульчиков? (2). Сколько красных стульчиков? (1). Как мы нашли число 3? (2+ 1=3)
Это выражение записывается так: 2+1=3
- А если мы к 1 красному стульчику прибавим 2 зелёных стульчика, сумма изменится? (нет).
Давайте проверим: 1+2=3
Это выражение записывается так: 1+2=З
Из каких двух чисел состоит число 3?
3 – это 2 и 1. 3 – это 1 и 2
Работа со счётными палочками.
И). Медвежонок любит строить из палочек. Давайте вместе, построим любую фигуру используя только 3 палочки.
Итог:
- Где мы с вами сегодня были?
- Вам понравилось в гостях у медведей?
- Чем мыс вами занимались?
Что было трудно?
С какой новой цифрой вы познакомились?
Уходя из гостей, что мы с вами должны сказать? (поблагодарить и cказать: “До свидания”)
Рефлексия.
Если вам занятие понравилось, то дорисуйте личико. Маленькому медвежонку (весёлого или грустного).
- мне понравилось, как вы работали. Все сегодня за занятия получают кружок на свою яблоньку.