kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Малые жанры фольклора: считалка, скороговорка или дразнилка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети научатся определять и различать малые фольклорные жанры (считалка, скороговорка, дразнилка)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Малые жанры фольклора: считалка, скороговорка или дразнилка»

Урок разработан в соответствие с новыми требованиями ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в 1 классе.

Автор Кузьмина Мария Алексеевна

Место работы: МАОУ СОШ №2 п.Новоорск , учитель начальных классов.

Тема: Малые жанры фольклора: считалка, скороговорка или дразнилка? (1 класс)

Цель: учить детей определять и различать малые фольклорные жанры (считалка, скороговорка, дразнилка);

Задачи:

- формировать УУД;

- актуализировать знания по пройденным разделам;

- развивать связную речь, внимание, логическое мышление;

- совершенствовать навык чтения;

- на примере поэтических произведений показать, как один малый жанр может включать в себя другой;

- воспитывать толерантность, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: умение определять и формулировать с помощью учителя цель урока, высказывать свои предположения в ходе учебной деятельности.

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать, сравнивать и делать выводы. (Познавательные УУД)

Предметные: знать малые жанры фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка), уметь отличать малые жанры друг от друга.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме: первый урок по теме «Малые жанры фольклора».

Оборудование и используемые учебные пособия:

  1. Н. А. Чуракова «Литературное чтение» учебник, 1 класс, издательство «Академкнига/Учебник», 2012.

  2. Н.А. Чуракова «Литературное чтение» рабочая тетрадь, 1 класс, издательство «Академкнига/Учебник», 2012.

Технические средства. Магнитофон для проведения физкультминутки.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Прошла перемена,

Услышан звонок,

Пора поскорее

Начать наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2. Актуализация знаний.

По Огородам мы прошли.

В пещере Эхо побывали.

В Волшебный Лес мы путь держали,

Там жанры разные нашли.

У Колокольчиков поэты

«Звучащие стихи» искали.

Мы ж с вами те стихи читали

И лучше понимать их стали.

- Вы согласны со мной? Вам интересно было путешествовать? Путешествие наше продолжается.

3. Работа по теме урока.

На месте не стоим мы никогда.

К вершинам знаний разум наш стремится.

Во всем хотим успеха мы добиться,

Нас ожидает новая глава.

- Прочитайте название новой главы, записанное на доске.

- Отгадайте кто здесь учится. А поможет вам в этом иллюстрация учебника на с. 45

1. Есть у отца мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?

2. Эта девочка дружила с самим Буратино.

Зовут ее просто ребята …

3. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите имя ее!

4. Он, конечно, самый главный

Озорник – шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе,

Неумеха и растяпа.

- Откройте учебник на с. 45 и найдите этих учеников на иллюстрации.

- Кого еще вы узнали? Что их объединяет?

- Разделите их на группы:

1. Сказочные герои.

2. Герои-иностранцы.

3. Герои авторских произведений (литературные герои)

- Прочитайте текст до иллюстрации и проверьте себя.

- Как понимаете слова «герои-иностранцы»? Вспомните автора, который создал этих героев.

- Как вы думаете, с какой целью они пришли в Лесную школу?

- Литературные герои решили испытать Машу и Мишу. Поможем им.

- Прочитайте продолжение текста до слов: «…И все?» на с. 46.

- Помогите Мише вспомнить, какие еще секреты раскрыли на Огородах Бабы-яги.

- Секреты докучных сказок…


- Секреты считалок…







- Секреты загадок…




- Секреты закличек…








- Секреты скороговорок…





- А как вы думаете, могут ли в одном произведении встретиться два жанра устного народного творчества?

- Нам предстоит это выяснить.

4. Физкультминутка

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

5. Работа по теме урока

- Расскажите, о чем спорят Миша и Маша?









- А как вы считаете?

- Прочитайте стихотворение на с. 47 до конца.

- Определите жанр. Докажите свою точку зрения.

- Докажите словами текста.

- Возьмите карандаш и разделите текст в соответствии с ритмом.

- Вы убедились, что это считалка?

- Как вы думаете, почему Миша назвал этот текст дразнилкой? Как он рассуждал?

- Какие подобные дразнилки вы знаете?

- Прочитайте на с. 47 вопрос, который задает ребятам Буратино.

- Как ответил Миша? А Маша? С кем вы согласны?









- Какое открытие помогли нам сделать литературные герои?

- Откройте рабочие тетради. Причитайте стихотворение в задании 2 на с. 30. Все ли слова понятны?

Спозаранку – рано утром.

Назар – мужское имя.

- Прочитайте, как определили жанр этого произведения Маша и Миша.



- Подчеркните то мнение, с которым согласны вы. Можете ли прочитать этот текст быстро? Почему?

- Подчеркните сочетания букв, обозначающих звуки, которые создают трудности при произношении.

6. Подведение итогов.

На месте не стоим мы никогда.

К вершинам знаний разум наш стремится.

Все интересно нам узнать,

Мы многого хотим добиться.

- Вы согласны с тем, что мы поднялись выше на ступеньку знаний?

- О чем узнали на уроке?


Слушание стихотворного текста.






Слушание стихотворного текста, актуализация знаний по пройденным разделам «На Огородах Бабы-яги», «Пещера Эхо», «На пути в Волшебный Лес», «Клумба с Колокольчиками».





Да. Нам было интересно.













«В Лесной школе»







Буратино.








Мальвиной.



Красная Шапочка.






Незнайка









Это сказочные герои


1. Аленушка, братец Иванушка

2. Маша и Миша.

3. Красная Шапочка, Мальвина, Буратино, Мальчик с пальчик, Ученый кот, Незнайка.



- Это герои, путешествующие по книге – Маша и Миша. Их придумала Н.Г. Агаркова.

- Они пришли узнать, чему учатся в Лесной школе.




Дети самостоятельно читают текст на с. 46.






Повторы, можно рассказывать бесконечно, сюжет идет по кругу.

Есть слова, напоминающие числа; часто встречаются повторы слов; обычно считалка заканчивается словами «выходит», «выйди вон».

Предмет не называется, а перечисляются признаки и действия загаданного предмета.

Природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку; закличка состоит из двух частей: первая часть содержит ласковое обращение с повторами, вторая часть – просьбу.

В словах используются одни и те же звуки, но в разном порядке, они стоят рядом, поэтому их сложно произнести.

Дети размышляют. Кто-то ответит да, возможны и сомнения.





Дети выполняют движения по ходу стихотворения.





Ученики читают текст до стихотворения «Дора, Дора, помидора…».

- Миша считает, что можно по первой строчке определить жанр произведения, а Маша считает, что надо выслушать текст до конца.


Дети высказывают свои предположения.



Это считалка, так как есть ритм и концовка, как в считалке.

Повторы: шел, шел…; в конце слова: «и корзиночку нашел»


Да.


Дора – это женское имя и сравнивается с помидорами, а значит, дразнят.

Кто-то из детей может вспомнить дразнилки.

- Это что за текст: Архип – охрип?


- Они оба правы. Это дразнилка, поскольку второе слово является шуточным искажением имени Архип. Это скороговорка, так как стоят рядом разные звукосочетания, состоящие из одинаковых звуков.

- В произведениях один малый жанр может включать в себя другой.

- Пошел спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзинку Назар.




- Они решили, что это скороговорка. В тексте использованы одни и те же звуки, но в разном порядке. Мы с ними согласны.

Дети подчеркивают нужное мнение. Читают текст.


Дети подчеркивают ЗАР – АРЗ











Да, мы согласны.



Мы узнали, что в одном произведении может присутствовать два фольклорных жанра.

Регулятивные.

Эмоционально положительный настрой.





Предметные. Идентификация разделов учебника и малых жанров фольклора.








Коммуникативные. Взаимодействие с учителем на протяжении всего урока (в связи с диалогическим построением урока)









Регулятивные. Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.




























Предметные. Актуализация знаний по теме урока (разделение сказочных героев по названным группам).












Предметные. Идентификация малых жанров фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка).










Личностные. Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.


Метапредметные.

Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с различными заданиями.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков дразнилки.

Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Регулятивные. Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.











Коммуникативные.

Видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.







Познавательные. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.








Метапредметные

Познавательные. Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с различными заданиями.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков считалки.









Познавательные. Установление причинно-следственных связей между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки.












Познавательные. Установление причинно-следственных связей между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это считалка.




Коммуникативные. Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и скороговоркой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Малые жанры фольклора: считалка, скороговорка или дразнилка

Автор: Кузьмина Мария Алексеевна

Дата: 02.08.2017

Номер свидетельства: 424780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". "
    ["seo_title"] => string(54) "malyie-zhanry-fol-klora-zaghadki-poslovitsy-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "197815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428319304"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Тема: В стране Фольклора "
    ["seo_title"] => string(25) "tiema-v-stranie-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "193795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427697848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства