kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Максим Горький "Воробьишко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока расширить знания детей о жизни и творчестве М. Горькой,

 совершенствовать  навыки беглого сознательного  чтения;

воспитывать у  детей такие качества, как умение быть милосердным, сопереживать, желание прийти на помощь нуждающемуся;

 развивать речь и мышление обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Максим Горький "Воробьишко"»


Тема: М.Горький «Воробьишко»


Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве М. Горькой,

совершенствовать навыки беглого сознательного чтения;

воспитывать у детей такие качества, как умение быть милосердным, сопереживать, желание прийти на помощь нуждающемуся;

развивать речь и мышление обучающихся.


Планируемые результаты:


Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух и про себя. анализировать художественный текст; составлять характеристику главных героев; определять главные мысли;


Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать, понимать и решать учебные задачи урока;

- осуществлять контроль своих действий;

- формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

- прогнозировать содержание текста по его заголовку;

- понимать содержание прочитанного произведения;

- составлять характеристику главных героев;

- восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;

- определять главную мысль произведения;

- формулировать вывод.

Коммуникативные:

- определять авторское отношение и формулировать своё отношение к прочитанному;

- пересказывать текст по заданному плану.

Личностные:

- интерес к творчеству М. Горького;

- чувство ответственности за свои поступки.

-формирование нравственных качеств.



Презентация. М.Горький. «Воробьишко»








Ход урока:

Прослушайте загадку

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит… (воробей) Слайд 2


Сегодня мы познакомимся с произведением М.Горького «Воробьишко» (запись в тетради) Максим Горький «Воробьишко» Слайд 3

Как называют произведение, которое написал автор? … Авторское.


(Алексей Максимович Пешков) русский писатель, известный всему миру. У писателя было очень тяжелое детство. Ему пришлось с 11 лет работать как взрослому человеку. Он работал грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Учиться не пришлось. От всей тяжести жизни появился псевдоним - Максим Горький.

Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы – хотя произведений, написанных для детей, не так много.

(запись в тетради) Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие.

Горький искренне любил детей. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», первого детского издательства «Детгиз».

Произведение, которое мы будем читать сегодня, писатель сочинил для своего сына более 70-ти лет назад. Начинается произведение словами: «У воробьев совсем так же как у людей.» Правда, что воробьи живут так же как люди?


Аудиозапись или чтение хорошо читающими учащимися.

Какой жанр произведения? Это сказка или рассказ? (сказка)

Почему это произведение-сказка? (олицетворение)


- Словарная работа: Слайд 4

Наличник – накладная планка вокруг окна или двери

Пакля- грубые нити, полученные из растений

Чересчур- слишком много

Чадо - ребёнок

Чин – порядок, должность

Благополучно – удачно, успешно

Чваниться- горделиво хвастаться



Работа по тексту:


  1. Главная мысль произведения

Определите, о чём это произведение:

- о материнской любви

-о непослушном воробушке

-о природе? …

Какое это произведение: грустное, весёлое, забавное, интересное, поучительное? …


Вот мы поработаем и поразмыслим над этими вопросами!


  1. Герои произведения

- Кто главный герой? Воробьишка.

- Что мы о нем узнали? (он маленький, не умеет летать, его кормят родители, его зовут Пудик)

-Можете ли вы сопоставить себя с ним свою и его жизнь? -Если ли сходства?

(Да. маленькие, не умеем самостоятельно жить, нас кормят родители)

Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это. («…желторотый воробей…» - это свойство развития воробьёв, когда они вырастают, жёлтые планочки исчезают Желторотый Слайд5

, «Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда».)


- Кто ещё герои?

Воробьиха-мать и Папаша-воробей.

Какая задача стояла перед родителями Пудика? (Папаша кормил, мама защищала.)


-Прилетал папаша, приносил букашек Пудику... … Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.


-«Чадо,чадо ….», «Ветер дунет … и сбросит тебя кошке»


Интересные вопросы задавал пудик? Значит он, какой по характеру?

(Он любопытный.) Докажите текстом.

- « … глядя на землю чирикал: Чересчур черна, чересчур»

- «А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет... Зачем деревья качаются Слайд6


-Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.

Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.»


– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

( Он думал, что он самый лучший, самый умный. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить, а значит всё должно быть по его мнению.)


Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.

А верил ли Пудик родителям? Как он выслушивал советы? (Не верил родителям. Он думал, что его пугают.)


Работа в группах: выберите из всех характеристик те, которые подходят нашему герою. (на доске и в тетради)



активный                   несмышленый заботливый     

непослушный              послушный пугливый

хвастливый             жадный мудрый        

глупенький смелый                  трусливый

любознательный спокойный       капризный


Любознательный: (все высовывался из гнезда, все разглядывал)

непослушный (Пудик не верил маме, любил объяснять все по-своему)

Хвастливый: (когда я вырасту я сделаю, чтобы все летали).


III.

- Как произошло, что он вывалился из гнезда? ( Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда ……тут как тут.)

-Какие чувства вы испытали? (напугались за жизнь Пудика)

- Чем могло это закончиться? (Смертью Пудика)

- К чему привело непослушание Пудика?

Прочитайте момент, как мама защищала Пудика. (А воробьиха …. клюнула его в затылок.)


Что общего между воробьихой и вашей мамой?

- Какой праздник будет совсем скоро? (День мам)


Исправится ли Пудик? Почему? ( Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.)


Как оправдывался Пудик, когда мама клюнула его в затылок?

-«Всему сразу не научишься»


- Определите тему сказки? Найдите в тексте слова, о чём не знал Пудик?

(…он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится…) Именно этими словами выражается главная мысль автора.

- Кому своей жизнью обязан воробьишко? (маме)

- Почему мама не испугалась? Что сделало ее сильной?

(любовь к сыну)

Может ли воробьиха победить кошку Слайд7

- Автор дважды повторяет, что мама осталась без хвоста. Это так важно, что воробьиха не сможет жить?

Слайд8


-Вы видите, на что способна родительская любовь! За это мы должны их уважать, но не только маму, а всех тех, кого мы любим, и кто любит нас.

- Задумайтесь над тем, как вы общаетесь со своими близкими.

-Действительно, мы не всегда бываем сдержанными со своими близкими, иногда позволяем себе повысить на них голос, бываем слишком резкими. У кого в жизни бывало такое. Как можно исправить? Как можем порадовать?


составим характеристику его маме. (на доске и в тетради)


храбрая       любящая ленивая         

умная  мудрая            отважная

трусливая       заботливая     верная

преданная  хвастливая смелая



Итог урока:

- Целью нашего урока было подумать, о чём это произведение, о любви, природе или непослушании?

Автор написал эту сказку для своего сына, а полезна оказалась она и нам. Чему он хотел нас научить? 

 - Так что автор имел в виду, когда писал строки: «У воробьев совсем так же как у людей…»
- О чем мы должны помнить всегда?
«Если маме не верить, то это плохо кончится»!



Д.з. 1. Перечитайте сказку ещё раз и подумайте, чью роль вы хотели бы сыграть? Подготовьте слова роли.

2. Прочитайте другие произведения М.Горького


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Максим Горький "Воробьишко"

Автор: Данекина Елена Александровна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Конспект урока по литературному чтению для 4 класса школы VIII вида.                              Тема:  М. Горький «Воробьишко». "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-4-klassa-shkoly-viii-vida-tiema-m-gor-kii-vorob-ishko"
    ["file_id"] => string(6) "133543"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416538336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Максим Горький Основоположник современной детской литературы"
    ["seo_title"] => string(60) "maksim_gorkii_osnovopolozhnik_sovremennoi_detskoi_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "565660"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607261327"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект по литературному чтению"
    ["seo_title"] => string(34) "konspiektpolitieraturnomuchtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "256172"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448084110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства