воспитывать у детей такие качества, как умение быть милосердным, сопереживать, желание прийти на помощь нуждающемуся;
развивать речь и мышление обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух и про себя. анализировать художественный текст; составлять характеристику главных героев; определять главные мысли;
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать, понимать и решать учебные задачи урока;
- осуществлять контроль своих действий;
- формулировать тему и цель урока.
Познавательные:
- прогнозировать содержание текста по его заголовку;
- понимать содержание прочитанного произведения;
- составлять характеристику главных героев;
- восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;
- определять главную мысль произведения;
- формулировать вывод.
Коммуникативные:
- определять авторское отношение и формулировать своё отношение к прочитанному;
- пересказывать текст по заданному плану.
Личностные:
- интерес к творчеству М. Горького;
- чувство ответственности за свои поступки.
-формирование нравственных качеств.
Презентация. М.Горький. «Воробьишко»
Ход урока:
Прослушайте загадку
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит… (воробей) Слайд 2
Сегодня мы познакомимся с произведением М.Горького «Воробьишко» (запись в тетради) Максим Горький «Воробьишко» Слайд 3
Как называют произведение, которое написал автор? … Авторское.
(Алексей Максимович Пешков) русский писатель, известный всему миру. У писателя было очень тяжелое детство. Ему пришлось с 11 лет работать как взрослому человеку. Он работал грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Учиться не пришлось. От всей тяжести жизни появился псевдоним - Максим Горький.
Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы – хотя произведений, написанных для детей, не так много.
(запись в тетради)Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие.
Горький искренне любил детей. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей«Северное сияние», первого детского издательства «Детгиз».
Произведение, которое мы будем читать сегодня, писатель сочинил для своего сына более 70-ти лет назад. Начинается произведение словами: «У воробьев совсем так же как у людей.» Правда, что воробьи живут так же как люди?
Аудиозапись или чтение хорошо читающими учащимися.
Какой жанр произведения? Это сказка или рассказ? (сказка)
Почему это произведение-сказка? (олицетворение)
- Словарная работа: Слайд 4
Наличник – накладная планка вокруг окна или двери
Пакля- грубые нити, полученные из растений
Чересчур- слишком много
Чадо - ребёнок
Чин – порядок, должность
Благополучно – удачно, успешно
Чваниться- горделиво хвастаться
Работа по тексту:
Главная мысль произведения
Определите, о чём это произведение:
- о материнской любви
-о непослушном воробушке
-о природе? …
Какое это произведение: грустное, весёлое, забавное, интересное, поучительное? …
Вот мы поработаем и поразмыслим над этими вопросами!
Герои произведения
- Кто главный герой? Воробьишка.
- Что мы о нем узнали? (он маленький, не умеет летать, его кормят родители, его зовут Пудик)
-Можете ли вы сопоставить себя с ним свою и его жизнь? -Если ли сходства?
(Да. маленькие, не умеем самостоятельно жить, нас кормят родители)
Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это. («…желторотый воробей…» - это свойство развития воробьёв, когда они вырастают, жёлтые планочки исчезают Желторотый Слайд5
, «Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда».)
- Кто ещё герои?
Воробьиха-мать и Папаша-воробей.
Какая задача стояла перед родителями Пудика? (Папаша кормил, мама защищала.)
-Прилетал папаша, приносил букашек Пудику... … Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.
-«Чадо,чадо ….», «Ветер дунет … и сбросит тебя кошке»
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он, какой по характеру?
(Он любопытный.) Докажите текстом.
- « … глядя на землю чирикал: Чересчур черна, чересчур»
- «А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет... Зачем деревья качаются Слайд6
-Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.
Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.»
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
( Он думал, что он самый лучший, самый умный. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить, а значит всё должно быть по его мнению.)
Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
– А верил ли Пудик родителям? Как он выслушивал советы? (Не верил родителям. Он думал, что его пугают.)
Работа в группах: выберите из всех характеристик те, которые подходят нашему герою. (на доске и в тетради)
активный несмышленый заботливый
непослушный послушный пугливый
хвастливый жадный мудрый
глупенький смелый трусливый
любознательный спокойный капризный
Любознательный: (все высовывался из гнезда, все разглядывал)
непослушный (Пудик не верил маме, любил объяснять все по-своему)
Хвастливый: (когда я вырасту я сделаю, чтобы все летали).
III.
- Как произошло, что он вывалился из гнезда? ( Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда ……тут как тут.)
-Какие чувства вы испытали? (напугались за жизнь Пудика)
- Чем могло это закончиться? (Смертью Пудика)
- К чему привело непослушание Пудика?
Прочитайте момент, как мама защищала Пудика. (А воробьиха …. клюнула его в затылок.)
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
- Какой праздник будет совсем скоро? (День мам)
– Исправится ли Пудик? Почему? ( Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.)
Как оправдывался Пудик, когда мама клюнула его в затылок?
-«Всему сразу не научишься»
- Определите тему сказки?Найдите в тексте слова, о чём не знал Пудик?
(…он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится…) Именно этими словами выражается главная мысль автора.
- Кому своей жизнью обязан воробьишко? (маме)
- Почему мама не испугалась? Что сделало ее сильной?
(любовь к сыну)
Может ли воробьиха победить кошку Слайд7
- Автор дважды повторяет, что мама осталась без хвоста. Это так важно, что воробьиха не сможет жить?
Слайд8
-Вы видите, на что способна родительская любовь! За это мы должны их уважать, но не только маму, а всех тех, кого мы любим, и кто любит нас.
- Задумайтесь над тем, как вы общаетесь со своими близкими.
-Действительно, мы не всегда бываем сдержанными со своими близкими, иногда позволяем себе повысить на них голос, бываем слишком резкими. У кого в жизни бывало такое. Как можно исправить? Как можем порадовать?
составим характеристику его маме. (на доске и в тетради)
храбрая любящая ленивая
умная мудрая отважная
трусливая заботливая верная
преданная хвастливая смелая
Итог урока:
- Целью нашего урока было подумать, о чём это произведение, о любви, природе или непослушании?
Автор написал эту сказку для своего сына, а полезна оказалась она и нам. Чему он хотел нас научить?
- Так что автор имел в виду, когда писал строки: «У воробьев совсем так же как у людей…» - О чем мы должны помнить всегда? «Если маме не верить, то это плохо кончится»!
Д.з. 1. Перечитайте сказку ещё раз и подумайте, чью роль вы хотели бы сыграть? Подготовьте слова роли.