Конспект урока по литературному чтению для 4 класса школы VIII вида. Тема: М. Горький «Воробьишко».
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса школы VIII вида. Тема: М. Горький «Воробьишко».
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие гостей.
2.Речевая разминка. (слайд 1)
Давайте подготовим наш речевой аппарат к активной деятельности.
ща, ща, ща — дайте мне борща.
-оч-оч-оч можешь мне помочь.
Эч-эч-эч грамотная речь.
Чу-чу-чу пятёрку получу.
Что от вас требуется чтобы получить пятёрку? ( внимательно слушать, читать, Грамотно отвечать, помогать друг-другу).
3. Работа с пословицей. (слайд 2)
Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Сам с воробья, а сердце с кошку». Как вы думаете о чём или о ком эта пословица? В конце урока мы еще раз вернемся к ней и проанализируем ваши ответы.
3. Проверка домашнего задания. (слайд 3)
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки? Что запомнили о М.Горьком из моего рассказа на прошлом уроке? (У Горького было тяжёлое детство. Рано умерла мама. Поэтому он рано пошёл работать. Был грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Настоящая фамилия и имя Алёша Пешков.) Слайд 3 (портрет Горького)
4.Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим работу с произведением « Воробьишко» поучимся рассуждать, доказывать свое мнение и подумаем, почему М. Горький написал для нас это произведение. (Слайд 4)
На прошлом уроке вам предлагалось узнать какие-нибудь факты о жизни воробьев. Кто это сделал? Что вы узнали о воробьях ? (слайд 4)
Эта птица самая известная, из тех, которые обитают около жилища человека. Питаются они семенами растений. Самец воробья отличается от самки ярким оперением. У него есть большое черное пятно, которое охватывает подбородок. Они образуют одну пару на всю жизнь. У молодых воробышков вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками».
5.Словарная работа (Слайд 5)
Желторотый - о птенцах: с желтизной около клюва.
Наличник –накладная планка вокруг двери или окна.
Пакля – грубые нити, полученные из растений.
Чересчур –слишком.
Чадо- ребенок.
Растопырил крылья - неуклюже раздвинул в стороны.
Дыбом перья - торчком, поднявши вверх.
Благополучно - удачно, успешно.
6. Работа с планом. (слайд6 -7)
Давайте вспомним события, которые происходили в сказке, поможет нам в этом план, но его последовательность нужно восстановить.
1. Жизнь маленького Пудика.
2. Заботливые родители и своенравный Пудик.
3. Пел – пел и выпал из гнезда.
4. Мать бросается сыну на помощь.
5. Всё благополучно, но воробьиха осталась без хвоста.
7. Работа с текстом.
- кто главный герой рассказа, как его звали?
- как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
- к какому жанру относится это произведение? Почему?
Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.
– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.
Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.
– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.
Д.Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо” .А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались. Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
Д.Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?
Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
Посмотрите на доску. Что вы там видите? Давайте с помощью них составим характеристику Пудику. (с8-9)
маленький несмышленый
непослушный послушный
хвастливый отважный
мудрый глупенький
смелый трусливый
заботливый храбрый
8.Физминутка .(слайд10).
Встал воробышек на лапки, Приготовился к зарядке. Крылышки свои расправил, пёрышки свои поправил. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно. Наклонился, приподнялся, звонко – звонко засмеялся.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности. (слайд.11)
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке! Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте просмотрим фрагмент из мультфильма, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Что почувствовал Пудик?, докажите это! (слайд.12)
Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на иллюстрацию.(слайд 13) Подберите строчки из текста к ней.
А теперь давайте посмотрим концовку мультфильма. Сравните концовку текста и мультфильма.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика. Тут мама подлетела – без хвоста...
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
– А для чего хвост?
Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.
– А хвост у мамы отрастет?
Д. Наверное, как это без хвоста.
– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.
Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.
– Кто чему научился в рассказе?
Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.
– Исправится ли Пудик? Почему?
Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.
9. Вывод
Кому своей жизнью обязан Воробьишко? Почему мама не испугалась?
Вы видите, на что способна материнская любовь. Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь. Вспомните пословицу, о которой мы говорили в начале урока. О ком она? (слайд 14)
Целью нашего урока было подумать зачем автор написал эту сказку для нас. Чему он хотел нас научить?
- Что автор имел в виду ,когда писал строки: У воробьев совсем так же как у людей.
- О чем мы должны помнить всегда?
(Если маме не верить, то это плохо кончится) (слайд 15)
10. Д/З: рассуждения на тему « Что случится, если не слушаться родителей…»
11. Оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 4 класса школы VIII вида. Тема: М. Горький «Воробьишко». »
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса школы VIII вида.
Тема: М. Горький «Воробьишко».
Составила: учитель Кущева Елена Викторовна.
Цель: развивать навыки и умения в точном выражении мысли, в объяснении и доказательстве текста.
Задачи: - учить выявлять причинно- следственные связи,
- корректировать мышление, память,
- воспитывать интерес к живой природе.
Оборудование: компьютерные средства, набор прилагательных на карточках, картинка Воробьишко, текст, план, Толковый словарь.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие гостей.
2.Речевая разминка. (слайд 1)
Давайте подготовим наш речевой аппарат к активной деятельности.
ща, ща, ща — дайте мне борща.
-оч-оч-оч можешь мне помочь.
Эч-эч-эч грамотная речь.
Чу-чу-чу пятёрку получу.
Что от вас требуется чтобы получить пятёрку? ( внимательно слушать, читать, Грамотно отвечать, помогать друг-другу).
3. Работа с пословицей. (слайд 2)
Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Сам с воробья, а сердце с кошку». Как вы думаете о чём или о ком эта пословица? В конце урока мы еще раз вернемся к ней и проанализируем ваши ответы.
3. Проверка домашнего задания. (слайд 3)
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки? Что запомнили о М.Горьком из моего рассказа на прошлом уроке? (У Горького было тяжёлое детство. Рано умерла мама. Поэтому он рано пошёл работать. Был грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Настоящая фамилия и имя Алёша Пешков.) Слайд 3 (портрет Горького)
4.Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим работу с произведением « Воробьишко» поучимся рассуждать, доказывать свое мнение и подумаем, почему М. Горький написал для нас это произведение. (Слайд 4)
На прошлом уроке вам предлагалось узнать какие-нибудь факты о жизни воробьев. Кто это сделал? Что вы узнали о воробьях ? (слайд 4)
Эта птица самая известная, из тех, которые обитают около жилища человека. Питаются они семенами растений. Самец воробья отличается от самки ярким оперением. У него есть большое черное пятно, которое охватывает подбородок. Они образуют одну пару на всю жизнь. У молодых воробышков вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками».
5.Словарная работа (Слайд 5)
Желторотый - о птенцах: с желтизной около клюва.
Наличник –накладная планка вокруг двери или окна.
Пакля – грубые нити, полученные из растений.
Чересчур –слишком.
Чадо- ребенок.
Растопырил крылья - неуклюже раздвинул в стороны.
Дыбом перья - торчком, поднявши вверх.
Благополучно - удачно, успешно.
6. Работа с планом. (слайд6 -7)
Давайте вспомним события, которые происходили в сказке, поможет нам в этом план, но его последовательность нужно восстановить.
1. Жизнь маленького Пудика.
2. Заботливые родители и своенравный Пудик.
3. Пел – пел и выпал из гнезда.
4. Мать бросается сыну на помощь.
5. Всё благополучно, но воробьиха осталась без хвоста.
7. Работа с текстом.
- кто главный герой рассказа, как его звали?
- как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
- к какому жанру относится это произведение? Почему?
Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.
– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.
Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.
– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.
Д.Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо” .А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались. Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
Д.Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?
Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
Посмотрите на доску. Что вы там видите? Давайте с помощью них составим характеристику Пудику. (с8-9)
маленький несмышленый
непослушный послушный
хвастливый отважный
мудрый глупенький
смелый трусливый
заботливый храбрый
8.Физминутка .(слайд10).
Встал воробышек на лапки, Приготовился к зарядке. Крылышки свои расправил, пёрышки свои поправил. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно. Наклонился, приподнялся, звонко – звонко засмеялся.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности. (слайд.11)
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке! Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте просмотрим фрагмент из мультфильма, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Что почувствовал Пудик?, докажите это! (слайд.12)
Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на иллюстрацию.(слайд 13) Подберите строчки из текста к ней.
А теперь давайте посмотрим концовку мультфильма. Сравните концовку текста и мультфильма.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика. Тут мама подлетела – без хвоста...
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
– А для чего хвост?
Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.
– А хвост у мамы отрастет?
Д. Наверное, как это без хвоста.
– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.
Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.
– Кто чему научился в рассказе?
Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.
– Исправится ли Пудик? Почему?
Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.
9. Вывод
Кому своей жизнью обязан Воробьишко? Почему мама не испугалась? Вы видите, на что способна материнская любовь. Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь. Вспомните пословицу, о которой мы говорили в начале урока. О ком она? (слайд 14)
Целью нашего урока было подумать зачем автор написал эту сказку для нас. Чему он хотел нас научить?
- Что автор имел в виду ,когда писал строки: У воробьев совсем так же как у людей. - О чем мы должны помнить всегда? (Если маме не верить, то это плохо кончится) (слайд 15)
10. Д/З: рассуждения на тему « Что случится, если не слушаться родителей…»