Просмотр содержимого документа
«Май весну завершает, лето начинает.»
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Май весну завершает, лето начинает.
Цели: создать условия для ознакомления с изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета, уточнение состояния деревьев, времени цветения разных растений.
Планируемые результаты: научатся наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета, уточнять состояния деревьев, время цветения разных растений, описывать изученные природные явления, называть существенные признаки.
Оборудование: презентация, карточки для рефлексии, музыкальное произведение Ц.А. Кюи «Весна», проектор, компьютер.
-Какое время года вы узнали в этом фрагменте. Слушайте внимательно звуки, которые помогут вам определить время года. ( весна, звучит капель, журчат ручьи, пение птиц, шум ветерка)
-Какое настроение навевает эта музыка (радостное, чувствуется пробуждение весны)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о весне. Мы уже посвятили 2 урока весне. О каких месяцах мы говорили? (март, апрель)
Сегодня мы поговорим о последнем месяце весны. Отгадайте загадку:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это…(май)
-Какие признаки мая называются в загадке? (грохочет гром, поет соловей, цветет сад, зеленеют поля, летят пчелы)
-Свое название май получил в честь римской богини Майи. В мае 31 день. В древней Руси май называли травень, т.к. в мае все вокруг покрывается зеленой травой. В народе про май говорят: май весну завершает, лето начинает.
-Как вы это понимаете? (май последний месяц весны, он ее заканчивает, в конце мая тепло, как летом, потому он лето и начинает)
Отчего наш месяц май называют «месяц Ай!»? (Оттого, что и тепел и холоден. Днём солнышко, а ночью бывает ай какой морозец…)
2. Сообщение темы урока.
- После нашей беседы как бы вы определили тему урока? (май, последний месяц весны)
-О чем мы будем говорить на уроке? (о признаках мая, о живой и неживой природе в мае)
-Правильно.
3. Изучение нового материала
-Послушайте стихотворение С. Маршака «Май»
Распустился ландыш в май,
В самый первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
-О каких цветах рассказал автор? (ландыш, сирень)
-А какие еще растения цветут в мае? (ответы детей)
-в мае в сырых местах распускаются золотистые купальницы, голубые незабудки. В это же время можно увидеть медуницы и ландыш. Зацветает береза, распустив свои нарядные сережки. Когда зацветает черемуха, часто наступает похолодание. Когда она отцветет, набирает цвет рябина. Ее дурманящий запах привлекает многих насекомых. В майском лесу зацветают земляника, черника, малина. На поверхности лужиц, небольших водоемов появляется желто-зеленоватый налет. Это начала пылить сосна. Много есть цветущих весной растений. Анютины глазки, пастушья сумка, мокрица- весенние ли они растения? Они не прятались от зимы, а встретили ее отважно- в полном цвету. Зима их укутала снегом. И как только вновь показалось голубое небо, они очнулись и снова нас радуют своими цветами. Пригрело солнышко, освободились пригорки от снега, и вдруг появился волшебной красоты цветок. Это сон-трава, или прострел. Растение ядовито, люди и животные, пожевав корень, впадают в глубокий сон. Из-за красоты цветка сон-травы становится все меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого растения строго запрещен.
Весна –очень важное время для растений. Они пробудились от зимнего сна, спешат расти. Отгадайте загадки:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунет ветерок-
Остался стебелек (одуванчик)
Там на грядке яркий шарик
Днем зажегся, как фонарик (тюльпан)
Одно из известных растений весны- мать-и мачеха. Почему у него такое странное название? (гладкая сторона листа-мачеха, с ворсинками, мягкая – мать)
Весной в саду цветут вишня, слива, груша, айва. Позже зацветают яблони, персик.
– Почему май в народе называют «цветень»? (В мае в лесу распускаются ландыши, хохлатки, медуницы. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черёмуха, сирень. Цветут плодовые деревья – яблони, вишни, сливы.)
4. Работа по учебнику
Прочитать текст стр 81-82 и составить вопрос на карточке.
5. Работа в парах
-Дети отрабатывают вопросы в парах сменного состава.
- Опрос 2-3 учеников по составленным вопросам.
6. Продолжение работы над новым материалом.
- А как же май встречают животные?
-Разговор зверей(Слайды)
-Ребята, как же еж провел зиму?(спал)
-Как провела зиму белка?(ела запасы)
-Как лиса? (голодала, ловила мышей и кур в деревне щипала)
-А как же волк? (голодал)
-А медведь? (спал, и весну чуть не проспал)
Весной всем лесным жителям как будто хочется показать свою силу,
ловкость, умение. На утренних и вечерних зорях все поют и играют,
«кто на чем и как умеет». Звонко поют певчие дрозды, свистят иволги,
Скрипят жуки и кузнечики, жужжат шмели и пчелы, урчат и квакают лягушки.
Лесной оркестр не умолкает весь последний месяц Весны.
Звери, птицы — все обитатели леса ищут себе пары.
Тут дело без драк не обходится «Пух, шерсть и перья летят в воздух».
Скоро наступит лето, смолкнет лесной оркестр, будет не до игр,
не до песен, не до драк — будут все звери и птицы кормить,
выращивать, учить своих детей, т.к у многих животных появляются детеныши у волков, лисиц, хорьков, куниц и мелких грызунов. Второй раз у зайца родятся зайчата.
- В мае прилетают с юга почти все птицы, кроме ласточек, стрижей, козодоев. Поздно, в конце мая прилетает кукушка.
Отгадайте загадки:
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (скворец)
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения. (Жаворонок)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком (пчела)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет, тогда отстанет (муха)
Домовитая хозяйка
7. Разминка:
(когда учитель называет того кто летает, дети машу руками и кричат «Летает!», если нет, то молчат и не машут руками)
Утки летят?
Гуси летят?
Орлы летят?
Щуки летят?
Сороки летят?
Коровы летят?
Стрекозы летят?
Козы летят?
Журавли летят?
Березы летят?
Страусы летят?
8. Работа с учебником и тетрадью
Тетрадь стр 77-78 с помощь учебника стр 81
Речевая разминка в тетради стр 76+ задания на стр 76
9. Рефлексия
У детей карточки. Учитель предлагает ряд утверждений, ученики выбирают верные и закрашивают номера ответов желтым цветом.
Утверждения:
1 начался листопад
2 цветут цветы
3 птицы прилетают с юга
4 земля покрылась снегом
5 появляется трава
6 птицы улетели на юг
7 проснулись насекомые
8 созревают яблоки
9 растаял весь снег
10 у животных появляются детеныши
-Если у вас получилась вот такая бабочка, то вы усвоили сегодняшний материал на отлично и можете себе с обратной стороны поставить «5».
- А почему бабочка? (потому что бабочки просыпаются или прилетают в мае)