Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин «Моя Родина».»
План-конспект урока
по литературному чтению
3класс
Тема
М. Пришвин «Моя Родина».
Заголовок – «входная дверь» в текст.
Тема: М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст.
Цели урока: Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально - эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.
Планируемые личностные результаты:положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты:
Воспроизводитьранее полученные знания
Осуществлятьпоиск необходимой информации в книге, статье
Создавать коллективный продукт
Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.
Оборудование: презентация, аудиозапись текста, выставка книг
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Психологический настрой
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш настрой на урок. – Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы:
Кто много читает…
Чтение – лучшее…
Будешь книги читать…
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос». Слайд1
II. Проверка домашнего задания.
Ответы детей
III. Актуализация знаний
Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
В. Степанов
- Предлагаю прочитать так: 1 – й ученик читает вперёд на 3-4 слова, 2 – й следом, остальные ребята отслеживают, кто допустил меньше ошибок.
IV. Изучение новой темы
Введение в тему.
О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)
Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …
Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.
Тема урока будет связана со словом Родиной?
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина» слайд 2
Постановка целей
Чему будете учиться, поставьте цель?
Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)
Узнаю, определю… (жанр произведения)
Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)
Выскажу … (своё отношение)
Учиться… (сотрудничать, активно работать)
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный писатель всему миру Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Слайд 3
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»-, считал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин- «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе»
Родился М.М, Пришвин в Орловской губернии. Близ города Ельца. Жилось семье трудно- мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к 30 годам твёрдо решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась « В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.
Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни не встречал.
Физкультминутка.
Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
2. Выставка книг, викторина.
-М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его книг. Их можно взять в нашей школьной и сельской библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
-Некоторые произведения мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответьте, как произведение называется.
1. . « Нарочно для Зиночки принёс я чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.»
(Лисичкин хлеб)
2. «Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал как маленький: «Всё на свете имеет конец, всё умирает. И только вечны одни»
( Дедушкины валенки)
А) Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.
( «Золотой луг»)
В) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.
( «Ребята и утята»)
- О чём произведения, о которых мы вспомнили?(О природе)
-Давайте обобщим, что мы знаем о М. Пришвине (Любил и писал о природе)
– Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.
– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»). – Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
А какие жанры произведений вы знаете? стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина.
Чтение рассказа -очерка «Моя Родина» учителем
-Это, ребята, очерк.
- Что же такое очерк? (слайд) Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены
Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. Слайд 4
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение? – Согласны ли вы, что это произведение о Родине? – О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? – Важны ли они для писателя? – Почему они важны?
3Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).
4. ФизкультминуткаТуман повис клоками в саду и во дворе. Поймать туман руками решил я на заре. Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал. Висит туман над речкой и дышит как живой, Как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове. Но поутру остались лишь капли на траве...
5. Подготовка к повторному чтению
а) Речевая подготовка: слайд 6
Ма-ло-по-ма-лу Жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир Со-кро-ви-ща-ми По-кры-ва-лось Не-о-бык-но-вен-но Кла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)
– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?б) Повторное чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. – Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? – Какие строки этой статьи самые главные? – Согласны ли вы с призывом автора? – Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу - значит охранять Родину.
Что это значит?.
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.
Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить. – Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину? – Как вы понимаете значение слова Родина? – Кто из вас где родился? – Что объединяет эти названия? (Они находятся во Владимирской области) – Значит Владимирская область – наша с вами Родина. – А вот Ахмед родился в Дагестане. Значит его Родина – Дагестан. – Наша Брянская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему? – За что же мы любим нашу Родину?
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?
Чтобы попить с мамой вкусный чай.
- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?
-Что Пришвин называет сокровищами?
- Что нужно делать с сокровищами?
-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?( Призыв)
-Как их нужно читать?
- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.
Повторное чтение учащимися
Работа с пословицей. (работа в парах)
-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина»
Если дружба велика, будет Родина крепка. Слайд 7
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой. Кто за Родину стоит горой.
- Почему вы так думаете?
(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине) – А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? : род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) слайд8 – Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц) – Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем: слайд 9
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
«Человек без Родины, что птица без крыльев»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Своя земля в горсти мила»
А теперь ответьте на вопросы
-Автор рассказа «Моя Родина» (Пришвин)
- И тогда и теперь в находках бала моя (охота)
- Мы хозяева природы и она для нас солнца ( кладовая)
-Надо охранять, открывать и показывать великие жизни (сокровища)
-Охранять природу- значит охранять (Родину)
-Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания (чай)
V. Подведение итогов урока
– С творчеством какого писателя знакомились? – Что нового узнали на уроке? – Чему учились?
Тест «Моя Родина»
Мать угостила меня.
А) чаем;
Б) кофе с молоком;
В) чаем с молоком.
2)Потом и в городе…
А) я вставал на заре;
Б)я вставал с первыми петухами;
В) я вставал рано.
3) После чаю…
А ) я уходил на охоту;
Б) я уходил на работу;
В) я уходил спать.
4) Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца.
А) с драгоценными камнями;
Б) с великими сокровищами жизни;
В) с большим богатством.
Взаимопроверка , проверка вслух.
VI. Домашнее задание
Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом слайд 10
VII. Рефлексия
– Выберите и такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и покажите его. – Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.