- Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:
* У меня сегодня хорошее настроение.
* У меня в классе много друзей.
* Я люблю читать книги.
* Я люблю смотреть телевизор.
* Я люблю помогать взрослым.
* Я люблю уроки литературного чтения.
2. Актуализация знаний, антиципация чтения, появление темы, целей урока.
-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл. Слайд №2
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша» А.П. Чехов
- Как называется та земля, на которой мы живём?
- Что такое Родина? Назовите возникшие ассоциации.
- Назовите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество, Отчий дом, место рождения, родной край…)
- Что же стоит за этим большим и ёмким словом – Родина? Попробуем найти ответ в словаре С.И. Ожегова (на столах у детей словари)
Постановка учебной задачи
-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?
-Кто назовёт тему урока?
Слайд 3
Тема урока: М. Пришвин "Моя Родина".
Слайд 4
- А поставить цели нам поможет памятка:
1. Я познакомлюсь с ... произведением
2. Выясню….. основную мысль текста.
3. Буду учиться…. учиться понимать текст, читать текст правильно, выразительно
- Давайте предположим о какой родине будет рассказ об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?
Работа с текстом до чтения:
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, а о чем оно попробуем ответить на этот вопрос вместе.
Откройте учебник на стр. 62 и прочитайте название раздела (Слово о родной Земле)
- Прочитайте название рассказа и фамилию автора?
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Красоту нашей Родины, родную природу воспевали многие писатели:
К. Паустовский, Е. И. Чарушин, М.М. Пришвин.
- Давайте немного вспомним об этом писателе
Слайд 5
М.М. Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Будучи ребёнком он был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кощеева плена.
Из первого класса мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти. Его конечно находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А скоро рождаются и его первые книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком»
Слайд 6
Происхождение своей фамилии Михаил Михайлович Пришвин объяснял так: «…мои предки торговали прИшвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию»
Слайд 7
- Посмотрите на портрет М. Пришвина. Послушайте стихотворение о нём.
Мазаева Седа:
Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек… (М. Цуранов)
- Как вы думаете: каким человеком он был?
- Такой удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли. Только он мог написать такие строки о Родине.
Первичное восприятие текста. Знакомство с новым литературным термином.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М. Пришвина «Моя Родина».
Постановка проблемы
Ребята, наша природа полна неожиданностей. Какой сюрприз она нам приготовила…(плакат с деревом и мешочками: рассказ, миф, сказка, басня, очерк). Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке. (на доске)
Речевая разминка.
Чтение – это то же, что физическое упражнение для тела. Вы должны помнить русскую поговорку, дополните её «Кто много читает, тот…» (много знает)
Подготовимся к чтению. Выполним несколько заданий.
Дыхательная гимнастика.
Выполним упражнение «Задуй свечу».
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
Представьте, что перед вами стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
Работа с текстом во время чтения.
- Очень хочется начать читать этот рассказ!
Чтение рассказа.
- Какие слова оказались вам незнакомы?
Чтение вслух.
1) Читает учитель 1 и 2 абзацы.
- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)
- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?
- Когда вставала мама? (рано до солнца)
- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)
- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)
- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)
Слайд 8
Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.
- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)
- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
- Привык ли он к утреннему вставанию?
- Как об этом говорит автор? Прочитайте.
Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить? Прекрасный чай.
2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.
- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой)
- О чём думал автор? Прочитайте.
- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.
- Догадались почему автор вставал рано?
Вывод: Он очень любил природу.
- Как вы думаете какой совет даёт нам автор? (Вставать с солнцем)
- Как можно озаглавить эту часть? Вставать с солнцем.
- А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится?
(ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ)
3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту" до слов ... "не встречался").
- Куда уходил Пришвин после чаю?
- Чем вообще люди занимаются на охоте?
- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)
- Как вы понимаете значение слова "находка"?
- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.
- Как можно озаглавить эту часть? Находки.
4) Чтение следующей части учащимися (до конца).
- Какое слово вам не понятно?
- Что обозначает слово "кладовАя"? Обратимся к толковому словарю…
(Кладовая – это комната где что-то хранится)
- К кому обращается автор в этой части?
- Как он к вам обращается?
- Как он называет Вас? (хозяевами)
- С чем сравнивает автор природу? (кладовАя)
- Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?
(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).
- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?
(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).
- Что нужно рыбе?
- Почему?
- Что нужно птице?
- Почему?
- Что нужно зверю?
- Почему?
- А что нужно человеку?
- Почему?
- Что значит "охранять природу"?
- Как можно озаглавить эту часть? (Обращение к молодым друзьям)
Охранять природу - значит охранять Родину.
– А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. (Природа на латинском языке – натура). Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.
-Ребята, что у нас получилось? (План)
-Какие это номера из задания ВПР по русскому языку? (6, 7, 8)
- Как вы думаете: какая главная мысль текста?
Вывод:
Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
Работа в группах.
Учитель. Теперь в группах попробуйте прочитать отрывки из текста, голосом и интонацией передавая чувства автора, которые мы с вами выделили.
Обобщение
22 апреля во всём мире отмечается международный праздник – День Земли. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой.
(-Не оставлять мусор после себя.
- Не разорять птичьи гнёзда, не спугивать птиц с гнезда.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не загрязнять водоёмы.
- Участвовать в посадке новых зелёных насаждений
- К природе нужно относиться бережно, не вредить ей).
- Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Для многих из нас родина – это … (Грозный). Читайте книги о Родине и родном крае, изучайте историю, любите родину.
Домашнее задание
Читать и пересказывать
Рефлексия «Дерево успеха» (листики на дереве - урок понравился, на земле-не понравился)