kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Пришвин. "Моя Родина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин. "Моя Родина".»

Конспект урока по литературе

Тема урока: М. Пришвин. "Моя Родина".

Цель:

- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста;

- формулировать основную мысль своими словами;

- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.


Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение работать с текстом произведения;

- обогащать читательский опыт детей;

- учить применять полученные знания, при составлении плана и работе по тексту.


Метапредметные:

-познавательные:

  • формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;

  • развивать умения решать творческие задачи;

-регулятивные:

  • формировать умение учиться определять деятельность на уроке;

  • развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

- коммуникативные:

  • формировать умение слушать и понимать других;

  • умение произвольно строить контекстуальную речь;

  • работать в парах и группах;

  • стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.

- личностные:

  • пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

  • прививать бережное отношение к окружающему миру;

  • воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.


Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Ход урока:

1. Организационный момент. Просмотр видео «С чего начинается Родина»

Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте.

- Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:

* У меня сегодня хорошее настроение.

* У меня в классе много друзей.

* Я люблю читать книги.

* Я люблю смотреть телевизор.

* Я люблю помогать взрослым.

* Я люблю уроки литературного чтения.


2. Актуализация знаний, антиципация чтения, появление темы, целей урока.

-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл. Слайд №2


«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша» А.П. Чехов


- Как называется та земля, на которой мы живём?

- Что такое Родина? Назовите возникшие ассоциации.

- Назовите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество, Отчий дом, место рождения, родной край…)

- Что же стоит за этим большим и ёмким словом – Родина? Попробуем найти ответ в словаре С.И. Ожегова (на столах у детей словари)


Постановка учебной задачи

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?

-Кто назовёт тему урока?

Слайд 3

Тема урока: М. Пришвин "Моя Родина".

Слайд 4

- А поставить цели нам поможет памятка:

1. Я познакомлюсь с ... произведением

2. Выясню….. основную мысль текста.

3. Буду учиться…. учиться понимать текст, читать текст правильно, выразительно


- Давайте предположим о какой родине будет рассказ об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?


Работа с текстом до чтения:

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, а о чем оно попробуем ответить на этот вопрос вместе.

Откройте учебник на стр. 62 и прочитайте название раздела (Слово о родной Земле)

- Прочитайте название рассказа и фамилию автора?

- Как называется наша Родина? (Россия)

- Красоту нашей Родины, родную природу воспевали многие писатели:

К. Паустовский, Е. И. Чарушин, М.М. Пришвин.

- Давайте немного вспомним об этом писателе

Слайд 5

М.М. Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Будучи ребёнком он был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кощеева плена.

Из первого класса мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти. Его конечно находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А скоро рождаются и его первые книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком»


Слайд 6

Происхождение своей фамилии Михаил Михайлович Пришвин объяснял так: «…мои предки торговали прИшвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию»

Слайд 7

- Посмотрите на портрет М. Пришвина. Послушайте стихотворение о нём.

Мазаева Седа:

Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек… (М. Цуранов)


- Как вы думаете: каким человеком он был?

- Такой удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли. Только он мог написать такие строки о Родине.


Первичное восприятие текста. Знакомство с новым литературным термином.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М. Пришвина «Моя Родина».

Постановка проблемы

Ребята, наша природа полна неожиданностей. Какой сюрприз она нам приготовила…(плакат с деревом и мешочками: рассказ, миф, сказка, басня, очерк). Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке. (на доске)


Речевая разминка.

Чтение – это то же, что физическое упражнение для тела. Вы должны помнить русскую поговорку, дополните её «Кто много читает, тот…» (много знает)


Подготовимся к чтению. Выполним несколько заданий.

Дыхательная гимнастика.

Выполним упражнение «Задуй свечу».

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

Представьте, что перед вами стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.


Работа с текстом во время чтения.

- Очень хочется начать читать этот рассказ!

Чтение рассказа.


- Какие слова оказались вам незнакомы?

Чтение вслух.

1) Читает учитель 1 и 2 абзацы.

- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?

- Когда вставала мама? (рано до солнца)

- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)

- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)

- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)

Слайд 8

Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.


- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)

- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)

- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

- Привык ли он к утреннему вставанию?

- Как об этом говорит автор? Прочитайте.

Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить? Прекрасный чай.


2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.

- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой) 

- О чём думал автор? Прочитайте.

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

- Догадались почему автор вставал рано?

Вывод: Он очень любил природу.

- Как вы думаете какой совет даёт нам автор? (Вставать с солнцем)

- Как можно озаглавить эту часть? Вставать с солнцем.

- А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится?

(ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ)


3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту" до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?

- Чем вообще люди занимаются на охоте?

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

- Как вы понимаете значение слова "находка"?

- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть? Находки.


4) Чтение следующей части учащимися (до конца).

- Какое слово вам не понятно?

- Что обозначает слово "кладовАя"? Обратимся к толковому словарю…

(Кладовая – это комната где что-то хранится)

- К кому обращается автор в этой части?

- Как он к вам обращается?

- Как он называет Вас? (хозяевами)

- С чем сравнивает автор природу? (кладовАя)

- Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?

(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).

- Что нужно рыбе?

- Почему?

- Что нужно птице?

- Почему?

- Что нужно зверю?

- Почему?

- А что нужно человеку?

- Почему?

- Что значит "охранять природу"?

- Как можно озаглавить эту часть? (Обращение к молодым друзьям)


Охранять природу - значит охранять Родину.


– А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. (Природа на латинском языке – натура). Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.


-Ребята, что у нас получилось? (План)

-Какие это номера из задания ВПР по русскому языку? (6, 7, 8)


- Как вы думаете: какая главная мысль текста?

Вывод:

Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.


Работа в группах.

 

Учитель. Теперь в группах попробуйте прочитать отрывки из текста, голосом и интонацией передавая чувства автора, которые мы с вами выделили.


Обобщение

22 апреля во всём мире отмечается международный праздник – День Земли. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой.

(-Не оставлять мусор после себя.

- Не разорять птичьи гнёзда, не спугивать птиц с гнезда.

- Не ломать ветки деревьев.

- Не загрязнять водоёмы.

- Участвовать в посадке новых зелёных насаждений

- К природе нужно относиться бережно, не вредить ей).


Проверка знаний учащихся и самооценка:

Выполнение теста. Самостоятельная работа.

Тема: Пришвин М.М. Тестирование. (Раздаются каждому ребёнку)

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского К.Г.;

в) Чарушина Е.И.


Слайд 9

Проверка по эталону:

1. в

2. в

3. а

4. б

5. б


Самооценка:

- Давайте оценим себя.

Если все ответы правильны ставим "5".

Если 1 ошибка ставим - "4".

Если 2 ошибки ставим - "3".

Слайд 10

Работа в парах. Собери пословицы о Родине. Объясни их.

Человек без Родины –

чем Родина наша.

Нет на свете ничего краше,

умей за неё постоять.

Родина –мать,

во сне снится.

На чужбине родная землица

чужая-мачеха.

Родная сторона-мать,

что соловей без голоса.


Рефлексия.

- Давайте вспомним цели урока.

- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы учились читать бегло, выразительно и понимать текст.

- Мы узнали, что Пришвин называл свои произведения очерками.

- Достигли ли мы их?

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?


Все: "Охранять природу – значит охранять родину!".


Итог:

- Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Для многих из нас родина – это … (Грозный). Читайте книги о Родине и родном крае, изучайте историю, любите родину.


Домашнее задание

Читать и пересказывать


Рефлексия «Дерево успеха» (листики на дереве - урок понравился, на земле-не понравился)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М. Пришвин. "Моя Родина".

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 10.03.2022

Номер свидетельства: 601892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "М. Пришвин «Моя Родина» 2 класс Интегрированный урок: внеклассное чтение и самопознание. "
    ["seo_title"] => string(93) "m-prishvin-moia-rodina-2-klass-intieghrirovannyi-urok-vnieklassnoie-chtieniie-i-samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "140291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417932145"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок по литературному чтению. Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина». "
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-rasskaz-m-m-prishvina-moia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "149830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420319153"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО М. Пришвин "Моя Родина" "
    ["seo_title"] => string(82) "intieghrirovannyi-urok-litieraturnogho-chtieniia-muzyki-izo-m-prishvin-moia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "168215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423208505"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация урока М.Пришвин "Моя Родина""
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiiaurokamprishvinmoiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "302388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457156793"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " М.М. Пришвин " Моя Родина """
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_v_3_klasse_po_teme_m_m_prishvin_moia_ro"
    ["file_id"] => string(6) "576753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616674902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства