Просмотр содержимого документа
«"Люблю природу русскую. Осень"»
Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Осень.»
2 класс
(конспект урока литературного чтения)
Выполнил учитель начальных классов
Волкова Ирина Александровна
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой
– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
Слышишь, прозвенел звонок? Начинается урок. Потянули руки шире. Раз, два, три, четыре. Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись. Поработаем мы дружно, Много нам освоить нужно. А для этого нужна… Тишина.
II. Фонематическая зарядка
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.
– Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу. – О каком времени года говорится в пословице?
-Как вы понимаете выражение осеннее ненастье?
Какие слова в этой пословице описывают осеннее ненастье. – Работа над чётким проговариванием; чтение скороговоркой.
III. Постановка темы и целей урока
Прочитайте слоги, составьте из них слова:
Листо ди Уро пад Дож зки Лу жи Заморо жай
– Что объединяет эти слова? Какой раздел мы изучили на уроках чтения? Мы сегодня вновь перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели описывали осень, прочитаем, любимые стихи об этом времени года. За хорошие ответы вы получите осенний листочек.
IV. Работа по теме
– В гости к нам пожаловала сама героиня Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Угадайте, какие?
1. Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья. Зажгла огней рябиновых костер. То – щедрая красавица Игриво улыбается И охраняет всех косым дождем. (Золотая Осень)
2. А это что за девица? Густым туманом стелется, Поет с ветрами песни до зари. И зябко с ней, и голодно, В душе тоска и холодно. Все засыпают, угасают дни. (Осень серая, мокрая, скучная)
Открываются иллюстрации осени на доске.
– Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях? Прочитайте предложения на ваших карточках, подчеркните те из них, которые описывают раннюю, золотую осень. На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы.
– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. Каких рисунков больше, с золотой осенью или с поздней? Почему? Но любая осень прекрасна по-своему.
V. Эмоциональная разрядка
Вы немного устали, сейчас мы отдохнем. Послушайте отрывок из произведения Чайковского «Времена года. Осень» и полюбуйтесь прекрасными осенними пейзажами, или просто закройте глаза и представьте осень.
VI. Работа по группам
Поэты и писатели изображали в своих произведениях разную осень. Давайте вспомним произведения, прочитанные нами в этом разделе и подумаем, о какой осени эти стихи.
1я группа: Вставь пропущенные слова, вспомни авторов этих строк.
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё, ... везде. (Ф. Тютчев)
Осень. Обсыпается весь наш ... сад. Листья пожелтелые по ветру летят. (А. К. Толстой)
С вечера всё спится, на дворе темно, Лист ... валится, ночью ветер злится, да стучит в окно. (А. Фет.)
Вянет и желтеет травка на лугах
Только зеленеет озимь на полях (а.Плещеев)
Выслушиваются ответы, обсуждается правильность, совместно вспоминают автора.
2я группа: Соедините название стихотворения с автором.
В. Брюсов «Сухие листья...» А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы...» М. Пришвин «Осеннее утро» С. Есенин «Закружилась листва золотая...» В. Берестов «Хитрые грибы»
Посмотрите на задание 2 группы. Какое произведение можно назвать лишним и почему? Чем рассказ отличается от стихотворения? (Рифма, запись по строчкам).
VII. Физминутка
Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растём, И тянемся к солнышку ночью и днём. А осенью листья стряхнём постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний.
Вспомните четверостишья, относящиеся к ранней осени, к поздней осени.
С. Есенин «Закружилась листва золотая», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
А. Фет «Ласточки пропали»
– Как вы думаете, можно ли однозначно ответить на вопрос – какая осень лучше? Послушайте отрывок из песни, может, он помогут вам ответить на этот вопрос.
Звучит запись песни «У природы нет плохой погоды».\
У природы нет плохой погоды, Каждая погода – благодать. То, что предназначено природой, Надо благодарно принимать…
– Как вы понимаете эти строчки из песни?
Работа по учебнику задание 3 на стр. 82.
на карточках выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Попробуйте их восстановить и определить, что это за приём:
Весь день стоит как бы ... Ф. И. Тютчев Скоро осень проснётся и ... К. Бальмонт Кисти ... вянущих рябин А. К. Толстой
VIII. Домашнее задание
– Мы вспомнили характеристики стихотворных произведений. Дома вы можете сами попробовать сочинить четверостишье об осени, используя рифмы – подсказки или самостоятельно: осень – спросим, летели – сели, шуршат – листопад, капает – заплакала. Если вам это задание покажется сложным, можете составить рассказ. Слова – помощники так же даны на карточках.
IX. Работа с выставкой книг
– Мы сегодня вспомнили очень много произведений об осени. Но так много ещё не прочитано. Посмотрите на выставку книг – в них вы можете найти замечательные стихи и рассказы об этом времени года. Если вы хотите узнать, кто такие листопаднички, обязательно прочитайте книгу В. Бианки «Лесные пришествия» Там же вы узнаете, как в народе называют сентябрь. А предсказать погоду осенью можно, прочитав книгу «Осенние приметы». Прочитав книгу Николая Сладкова «Лесные сказки», вы узнаете, как звери к зиме готовятся. Из рассказа Геннадия Скребицкого «Четыре художника» вы узнаете, почему осень сосны и ели не раскрасила. На следующих уроках вы сможете рассказать об этом.
X. Рефлексия. Оценка
– Посмотрите, сколько осенних листиков вы набрали за урок. У кого их 5, 4, 3? Кто сегодня не смог заработать листик? На следующем уроке у вас всё получится. Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения.