1.Мотивация к обучению (Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.) | . Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание показывать свои знания. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать | Учитель приветствует учеников. - Ребята, подумайте, о чем пойдет речь в загадке. Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ. (Буквы) -Что вам помогло отгадать загадку? -Чем отличаются буквы от звуков? - Ребята, с какими произведениями мы знакомились на прошлых уроках? - О чем размышляли? (о том кто и как может “оживить буквы”) - Чему будем продолжать учиться? - Какую цель мы ставим перед собой? (развивать свою речь, выразительно читать, учиться рассуждать, понимать друг друга) Что вы уже можете делать на уроках литературного чтения? (правильно читать, учиться понимать прочитанное) - Остались ли какие-либо тайны по теме «Жили-были буквы»? -Попробуйте предположить. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Разгадывают загадку Называют произведения Озвучивают цели, которые ставили на предыдущих уроках. Перечисляют освоенные умения. Строят предположения | Фронтальная. Словесный |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Целеполагание. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Можете ли вы назвать виды транспорта? - Как называется транспорт, который перевозит людей? - Какие правила пользования пассажирским транспортом вы знаете? - Что вы сейчас повторили? - Что-то новое узнали? - Всегда ли пассажиры соблюдают эти правила? - Какой вид транспорта существует в нашем городе? - Ребята, кто из вас ездил на автобусе? - По какому маршруту? - Кто из вас ездит на автобусе в школу? - Какой номер автобуса вы ожидаете? - Могут ли быть другие номера маршрутов? - Где вы встречали такие автобусы? | Дети отвечают на вопросы, вспоминают виды транспорта. Называют правила поведения в транспорте. Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная. Словесный |
3.Выявление места и причины затруднения. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: -формирование умения выказывать своё мнение | - Возникли ли у вас затруднения, когда говорили о правилах поведения в транспорте? - Какая связь между словами автобус, номер, пассажир? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - (размышления учащихся) - Предположите, какой маршрут будет у этого автобуса. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения, размышляют | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | - Уточним тему сегодняшнего урока. (читают название стихотворения, называют автора) - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. - Порассуждайте, о чем или о ком будет это стихотворение? 1.- Я предлагаю вам послушать стихотворение «Автобус номер двадцать шесть», в исполнении автора этого произведения (аудиозапись) - Оправдались ваши предположения? 2. Работа над выразительным чтением произведения. - О ком в этом стихотворении говорится? (О животных, которые ехали в автобусе). - Названия, каких животных вам непонятны? - Где можно найти более полные сведения о них? - ( в энциклопедиях о животных) Вниманию учащихся предлагается выставка книг, где представлены энциклопедии о животных. - А что в стихотворении вам показалось необычным? -(Животные разговаривают и ездят на автобусе, пользуются общественным транспортом). - Каким вам показалось это стихотворение? (рассуждения учащихся: весёлым, интересным, поучительным…) - Почему? Докажите. Физкультминутка 3. Работа в парах. - Найдите и прочтите строки, которыми поэт заканчивает свое стихотворение. - К кому он обращается, как вы считаете? - Почему? - О каких животных идет речь? Постановка проблемы. Открытие нового: -Чему учат эти стихи? 1) Беречь свои игрушки. Молодцы! - Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов? Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса. - Ребята, а кто-то ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть. Объявление темы, целей урока. Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником. -Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу) мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. А. Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. - Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой. - Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. А. Л.Барто слайд про Таню -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 230 Азбуки. -Давайте откроем с.230.. -Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком. -Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать? -Давайте теперь прочитайте про себя. -Читаем хором -Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении? Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия. Читает несколько учеников. -Давайте еще прочитаем стихотворение. Начинай… | Формулируют тему и задачу урока. Знакомятся с произведением С.Я.Маршака «Автобус номер двадцать шесть» (аудиозапись) Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Знакомятся с энциклопедиями. Излагают свое мнение. Рассуждают, доказывают. Выполняют упражнения. | Фронтальная. Словесный, чтение, беседа. Работа в парах. |
5.Реализация проекта выхода из затруднения. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Работа над образными сравнениями животных -Расскажите, что вы знаете об этих животных? - Какие они в жизни бывают, а какими их представил С.Маршак? ж и в о т н ы е | свинья | в жизни | в стихотворении | много ест жирная купается в грязи «хрюкает» | спорит | медведь | неуклюжий зимой спит любит мёд «рычит» | угрожает | ёж | колючий разоряет гнёзда, умеет съеживаться «фыркает» | спорит | - Разгадали ли мы замысел автора? - Что он хотел сказать нам, рассказывая о поведении животных? - К чему мы должны стремиться, чтобы не повторять поведение животных, описанное автором стихотворения? | Отвечают на вопросы и высказывают своё мнение. В ходе рассуждения заполняется таблица (на доске) Называют, какими животные бывают в жизни, и какими их представил в стихотворении автор. | Фронтальная. Словесный, практический, творческое задание. |
6.Первичное закрепление материала. Физминутка | Коммуникативные: - умение работать в коллективе. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству. Коммуникативные: -умение работать в коллективе | - Какая цель нами достигнута? (мы повторили правила поведения в транспорте, смогли сделать сравнения о том, какие животные бывают в жизни и какими их показал автор в своем произведении, разгадали замысел поэта). - Какую ещё ставили цель перед собой? (развивать свою речь, выразительно читать) - Что для этого надо сделать, чтобы и эта цель была достигнута? (читать) - Попробуем ещё раз прочитать это стихотворение? - Какое упражнение надо выполнить, чтобы звуки произносились более четко? (сделать разминку) 1. Дыхательная разминка. «Звукоподражание» Вспомните и воспроизведите: Проснулся жук: ж-ж-ж Рядом ползёт змея и шипит: ш-ш-ш Ёжик спрятался и фыркает: ф-ф-ф. - Для чего мы выполнили разминку? (чтобы выработать правильное дыхание) (в вопросительной форме) 2. Работа над выразительным чтением стихотворения С. Маршака. - Что ещё необычным показалось вам в этом стихотворении? (названия животных в алфавитном порядке) - Кто мне скажет, правильно ли буквы выстроились в ряд? (в конце стихотворения порядок неправильный). - Ребята, какие звери первыми зашли в автобус? - А как они это сделали? - Попробуйте прочесть так, чтобы было понятно. Организует выполнение гимнастики для глаз | Отвечают на вопросы, озвучивают доказательства. Называют цели работы на уроке. Выполняют дыхательную разминку. Работают над выразительным чтением. Выполняют гимнастику для глаз. | Фронтальная. Индивидуальная. Фронтальная |
7.Самостоятельная работа. | Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Познавательные : - формируем умение извлекать информацию из текста, - формируем умение выявлять сущность; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Личностные : -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Выборочное чтение слайды 1-2 - Назовите животных. - Найдите четверостишье, в котором говорится о них. - Прочитайте. | Ребята отвечают на вопросы, читают стихи. Находят необходимый материал, высказывают своё мнение. | Индивидуальная, Фронтальная. Чтение. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Коммуникативные: - умение работать в коллективе, в паре. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Творческая работа - Ребята, вспомните и скажите, как называется первый раздел в нашем учебнике? - Какие буквы нам предлагали найти, «увидеть», авторы в своих произведениях? - На что могут быть похожи буквы? - Подумайте, как вы можете оживить буквы? (размышления учащихся) - Я предлагаю вам сейчас побывать в роли «художников, дизайнеров». - Попробуйте сделать свою страницу с изображением буквы. (Выполнение работы учащимися на подготовленных листах. Возможна работа в парах) - Выйдите и покажите свою работу. - Что у нас может получиться, если мы объединим все страницы? (книга) (обращается внимание учащихся на выставку книг С. Маршака). - Почему мы смогли выполнить работу? | Отвечают на вопросы, размышляют. Работают самостоятельно и в парах. Показывают свои работы. Отвечают на вопросы. | Индивидуальная, парная, творческая. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. (Снятие усталости с глаз) | -- С каким произведением познакомились на уроке? - Кто является автором данного стихотворения? - Кто был героями стихотворения? - Всем ли героям стихотворения С. Маршака мы можем подражать? - Почему? - К чему мы должны стремиться? - Какая основную разгадку в этом стихотворении спрятал автор? (Поведение животных похоже на поведение некоторых пассажиров.) - Что хотел сказать С.Маршак всем детям? (Надо быть вежливыми всегда и везде) - Какой ещё секрет скрывался в этом стихотворении? (Алфавит) - Какова была цель нашего урока? - Какое открытие сделали для себя, чему научились? -Докажите. - Что вы сможете рассказать дома о сегодняшнем уроке? - Оцените свою работу на уроке: Я узнал (а)…. На уроке мне было …. Я затруднялся в ….
| Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
| Индивидуальная, Фронтальная. Словесный, беседа. |