- Прочитайте ещё раз загадки орфографически ( т.к. записано), затем орфоэпически.
IV. Актуализация темы.
1. Введение в тему.
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?
2. Сообщение целей урока.
- Верно, сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
V. Проверка домашнего задания.
-Что интересного вы узнали о жизни и творчестве этого человека?
-Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
- Произведение « Растрёпанный воробей» сказка это или рассказ? Докажите.
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?
-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?
(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" »
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Задачи урока:
образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Тогда приступим к работе, но сначала подготовим наши органы речи.
Артикуляционные упражнения:
а) «Дудочка»
б) « Часики»
в) « Качели»
г) « В цветочном магазине»
III .Речевая разминка.
-Прочитайте загадки хором и скажите, о ком в них говорится?
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это… (ворона).
- Как вы догадались, какие слова вам помогли ?
- Прочитайте следующую загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
- Как вы догадались, какие слова вам помогли ?
- Прочитайте ещё раз загадки орфографически ( т.к. записано), затем орфоэпически.
IV. Актуализация темы.
1. Введение в тему.
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?
2. Сообщение целей урока.
- Верно, сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
V. Проверка домашнего задания.
-Что интересного вы узнали о жизни и творчестве этого человека?
-Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
- Произведение « Растрёпанный воробей» сказка это или рассказ? Докажите.
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?
-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?
(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)
- Какие моменты в сказке на вас произвели большее впечатление, покажите и расскажите, что вы изобразили. ( Индивидуальный опрос. Краткий пересказ отрывков.(2 -3 ч.)
VI. Работа с текстом произведения.
1. Жужжащее чтение
-Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий.
Обратимся к тексту произведения.
-Прочитайте начало сказки и определите, кто из героев предстаёт перед нами первым? (с.12)
- Кто из героев предстаёт перед нами первым?
- С кем жила Маша?
- Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к произведению.
3. Выборочное чтение.
-Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста. Ответьте на вопросы.
- Прочитайте, как об этом пишет Паустовский? ( с. 13)
VII. Физминутка ( снятие зрительного утомления)
VIII. Работа по содержанию текста.
- Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней?
- Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работаете в парах)
- Проверяем.
-В этой сказке, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.
Физкультминутка.
Ix. Работа над образом воробья Пашки и вороны.
- Как же Пашка попал в дом к Маше? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из мультфильма, который был поставлен по мотивам сказки Паустовского.
1. Просмотр отрывка из мультфильма
- Как же Пашка попал в дом к Маше?
- Хорошо ли было Пашке у девочки?
- Как он стремился её отблагодарить? Прочитайте отрывок и добавьте недостающие слова.
2. Беседа с сопровождением выборочного текста.
Совсем по-иному вела себя другая героиня сказки-ворона. Она частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?
( Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.)
- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (выборочное чтение) с.20
3. Свободные высказывания.
- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.
-Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.
4. Работа со слайдами. Характеристика героев.
1) Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик выберите только те, которые можно отнести к Пашке.
2) Составление диафильма.
-Паустовский очень точно смог выстроить сюжетную линию. В сказке события следуют одно за другим. В представленном мною варианте что-то напутано.
-В каком порядке, основываясь на содержание сказки, вы бы расставили кадры?
- Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш диафильм?
x . Рефлексия. Итог.
- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?
- Зачем написано это произведение? Чему оно нас учит?
- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».
-Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.
- Ребята, что бы вы изменили в нашем уроке, сделали по- другому, если бы вы были учителем?
- Оцените свою работу на уроке.
- Я с вами согласна. Вы все сегодня хорошо потрудились.
xI . Домашнее задание по выбору:
- составить план и пересказать по нему текст;
- подготовить творческий пересказ, подумать, как могли развиваться события с героями дальше;
- найти и прочитать другие произведения К. Г. Паустовского.