Тема: К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»
Цель: знакомство учащихся с рассказом К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
Задачи:
Учить правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, прогнозировать события, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя.
Развивать у детей речевую активность, умение грамотно читать, интерес к чтению, осознанное отношение к окружающему миру.
Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- воспринимать на слух текст в исполнении учащихся;
- осмысленно правильно читать;
- отвечать на вопросы.
Метапредметные:
- анализировать, прогнозировать содержание произведения;
- сравнивать, понимать поступки героев;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учить высказывать свое предположение;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» (2 часть); компьютер, медиапроектор, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Пусть будет день полезным
И очень интересным.
Пусть утренняя свежесть,
Вам всем подарит нежность.
Пусть Солнце светит ярко, (слайд 1)
Но вам не будет жарко.
Ему вы улыбнитесь
И за дела беритесь...
II. Речевая разминка
1. Работа с загадкой. Послушайте загадку, отгадайте ее.
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это….( ворона) (слайд 2)
-Произнесите отгадку с вопросительной интонацией.
-Произнесите отгадку с восклицательной интонацией.
- По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?
2. Работа со скороговоркой. (слайд 3)
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.
• Чтение про себя
• Чтение хором
• Чтение по рядам
• Чтение индивидуально
III. Сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадку:
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
- Воробей. (слайд 4 )
— Посмотрите, сколько воробьев к нам прилетело! (слайд 5 )
— Как вы думаете, зачем они прилетели к нам на экран? (Наверное, хотят что-то рассказать)
— Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)
— Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно)
— Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?
— Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой произведения К. Г. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:
На экране: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой» (слайд 6 )
— Верно, это произведение «Растрепанный воробей».
-Какую работу выполняем на уроках? (читаем, задаем вопросы, анализируем, сравниваем, размышляем, исследуем,…)
- Что хотим сделать сегодня?
Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать исполнять свои желания? Почему?
VI. Паустовский и его творчество (слайд 7 ).
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине у бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.
Паустовский очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий рассказ. Во всех его произведениях - любовь к родной земле, людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».
Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.
V. Работа по теме урока
— Сегодня мы начинаем читать произведение Константина Паустовского «Растрепанный воробей».(Слайд 9).
-Как вы понимаете это выражение? (Взъерошенный, нахохленный, пёрышки распушил)
-Когда птички становятся такими? ( Когда голодные или когда им холодно)
— К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Растрепанный воробей». Как вы думаете, почему? (Он – герой, спасший ситуацию).
— Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст и делить его на части – «кадры». Каждому кадру мы дадим название и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному тексту.
— Что такое диафильм? (предположения детей.) Диафильм – это такая пленка на которой размещены последовательно кадры какой – нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром находится текст. В те времена когда не было ДВД, а мультфильмы можно было смотреть только если их показывали по телевизору. Одна из любимейших детских забав.
(Прочитать вслух стр.12, 13, 14 полностью, стр. 15 до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке»)
VI. Коллективная работа по оглавлению кадров.
— Теперь мы начнем составлять слайд-фильм и давать названия каждому кадру. Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа.
— С чего начинается сказка? (Он начинается с описания стенных часов. Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось)
Как мы назовем эту часть сказки? (слайд 10).(Старые стенные часы)
— Прочитайте описание кузнеца.
— Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.) и нянюшку? (Нянюшка Петровна.)
Как мы назовем эту часть сказки? (слайд 11). (Одни дома)
— Почему эпизод грустный (Они остались дома одни, без мамы.)
—Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцевала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа сейчас в плавании на Камчатке.)
Как мы назовем эту часть сказки?(слайд 12). (Большой театр)
— С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне»)
Как мы назовем эту часть сказки? (слайд 13). (Разговор с букетом)
— Поняла ли Маша ценность этого букета? (Поняла, что букетик – это воспоминание о папе)
Как мы назовем эту часть сказки? (Слайд 14). (Воспоминание о папе)
— Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…» (последний абзац стр.14)
— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет не только Машу, но и достижение цивилизации и явление природы.)
— Прочитайте в сказке эти слова. Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)
— Кто был у окна? (Это была ворона.) Чего она ждала? (ждала, когда Петровна откроет форточку)
Как мы назовем эту часть сказки? (слайд 15). (Ворона – хитрая)
— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку?(Чтобы что-нибудь стащить).
Как мы назовем эту часть сказки? (слайд 16). (Ворона – воровка)
— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны? (Сетовали, всплескивали руками)
Как мы назовем эту часть сказки? (слайд 17). (Разбойница!)
VII. Рефлексия (слайд 18)
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким писателем мы сегодня познакомились?
— Какое произведение начали читать? О чем оно?
— Посмотрите на слайд (слайд 19) и скажите, какие книги еще написал К.Г. Паустовский, какие из его книг и рассказов вы читали?
— Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа по парте. (слайд 20) Разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте
Отлично хорошо не очень хорошо
IX. Домашнее задание (слайд 21)
— Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19) и подготовить пересказ.
- Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.
Литература.
Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. ФГОС.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.
Материалы интернет.