Литературная викторина-КВН по сказкам (2 класс)
Цели: 1. Показать красоту и многообразие народных, бытовых и волшебных сказок, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев;
2. Развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус;
3.Воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, слайды
Ход занятия
Слайды 1, 2,3, 4
Учитель:
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Слайд 3
Учитель
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.
(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)
Слайд 5
Слайд 6
Учитель: В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок:
- бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);
- волшебные;
- сказки о животных.
Слайд 7,8,9
-Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры – Стри богом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово “сказка” произошло от слова сказывать.
- Сегодня мы проведем с вами литературную викторину по сказкам. Проверим на сколько хорошо вы знаете сказки. (деление на 3 команды)
Слайд 10
Итак – в путь!
1 конкурс
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка-бурка”)
2. Раз, два, три, горшочек, вари! (Девочка, братья Гримм “Горшочек каши”)
3. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)
Слайд 11
2 конкурс
Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
2. Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).
3. Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).
4.Братец Иванушка (в козлёнка).
5. Василиса Прекрасная (в лягушку).
Слайд 12
3 конкурс
Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?
1. У Алладина.(волшебная лампа, ковер-самолет)
У Буратино (золотой ключик).
У Незнайки (волшебная палочка).
2. У Золушки (хрустальная туфелька).
У Снежной королевы (волшебное зеркало).
У Бабы-Яги (метла).
Слайд 13
4 конкурс
Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.
. Конёк-горбунок – ракета.
Золотой петушок – рупор.
Чудо-зеркало – телевизор.
Перо Жар-птицы – фонарь.
Клубок ниток – компас.
Сани, которые едут сами – аэросани.
Слайд 14
5 конкурс
Назовите друзей литературных персонажей.
1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).
2. У Малыша (Карлсон).
3. У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).
4. У Герды (Кай).
5. У Буратино ( Мальвина, Пьеро, Артемон).
Слайды 15
6 конкурс
Отгадайте загадки.
1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
2. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор … (Айболит)
3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)
Слайды 16
7 конкурс
Самый быстрый знаток сказок. Конкурс капитанов
1. Кто ехал на печи, уплетая калачи? (Емеля)
2. Что за скатерть кормит всех досыта? (Самобранка).
3. Как зовут литературного героя, который посеял деньги? (Буратино).
4. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла).
5. Что выращивали вместе лиса и муравей из казахской народной сказки (пшеницу)
6. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (игла).
7. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши? (Топор).
8.Как звали девочку которая любила похвастаться своей красотой, но не любила работать (Айога)
9. Как звали безбородого обманщика в казахской народной сказке (Алдар Косе)
Слайд18,19,20,21
8 конкурс –музыкальный
- Кому мама медведица пела колыбельную песню (Умке)
- Кто отправился искать свою маму (Мамонтёнок)
- Кто пел песню лёжа на солнышке (Львёнок и Черепаха)
- Кто пел песню, о том как хорошо быть добрым ( кот Леопольд)
Слайды 22
9 конкурс –Продолжи пословицу
Учитель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!
Подведение итогов викторины.
Награждение команд.
Слайд 23