kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература 4 класс. В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок запланирован с использованием вопросов высокого и низкого порядка, которые учат учащихся не только работать с текстом, но и анализировать, фантазировать. Уащиеся развивают свою речь, учаться определять главную идею произведения.

Домашнее задание -на выбор, что дает возможность учащимся самим определить уровень своих возможностей и желания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература 4 класс. В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре".. »

30.10.13 Литература.

В.Драгунский. "Девочка на шаре".

Цели:

- активизировать деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения;

- повышать интерес к процессу чтения;

- развивать творческие способности и творческое воображение учащихся;

- умение самостоятельно ориентироваться в тексте, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.

Оборудование:

Кроссворд (в том числе у детей).

Проигрыватель. Пластинка (В. Шаинский “Цирк”).


Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке  много гостей. а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение.

 Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

  1. Актуализация знаний:

  1. Опрос:

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы запомнили из автобиографии Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972)?

2. Фронтальный опрос: - О чём вы узнали из 2 части рассказа «Девочка на шаре»?

3. Чтение толстых вопросов (д/з), по 2 части рассказа.

  1. Осн. часть урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.

зачитать значение слова эпиграф по Ожегову)

                                       Эпиграф – выражение, цитата, афоризм,

                                       поговорка, помещаемая автором перед своим

                                       произведением. Эпиграф выражает основную

                                       мысль авторского замысла.

-Эпиграфом  к  нашему уроку может послужить выражение   

                                       «Счастье, когда тебя понимают».




  1. Работа над произведением

  1. Коллективное чтение: стр. 178- 179

  2. Работа по содержанию:

- Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют: “Я увидел…”, “Я представил…”,)

- Какие звуки услышали? (стр. 130 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают: “Я услышал…”

- Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор?

- Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?

- Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)

- Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз?

- Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)

- Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)

- Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)

- Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.

3. Физминутка

1 упражнение “Крутим обруч” - девочки

2 упражнение “Отжимаем гири” - мальчики

3 упражнение “Мы - гимнасты” - все – наклоны, повороты туловища на счет 1-2-3-4

  1. упражнение “Мячики” – прыгаем

4. Ребята, я предлагаю Вам тоже устроить антракт. И во время нашего антракта я вам расскажу о некоторых цирковых профессиях.

-  Этот цирковой артист искусно выполняет  акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия.  Кто это? Эквилибрист.

- Этот артист демонстрирует искусные трюки, основанные на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения. Кто это? Фокусник.

- Этот артист  на арене цирка искусно и ловко  подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.  Кто это?  Жонглер.

- Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это?  Акроба

5. Работа с текстом: стр. 179-181

6. Работа по содержанию:

- О чем он думал после представления, когда шел домой?

- Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.

Учитель: И Денис стал ждать…

- Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).

- Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.

- Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?

- О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.

- Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой?

- В какой момент вам стало грустно?

- Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)

- Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?

- Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?

Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)

- Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?

(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)

- Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.

- Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)

- Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим)

- Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)

- Разделяете ли вы его отношение?

- Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”

- Прочитайте четвертый вопрос, стр. 181.

- А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?

- Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)

- Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

- Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?

- Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?

- «Девочка на шаре» - подходящее название для этого рассказа?

-  А другие варианты могли бы быть?

           («Цирк», «Как я ходил в цирк», «Дениска в цирке».)

-  Почему же В.Драгунский выбрал именно это название «Девочка на шаре»?

 

(«Девочка на шаре» – это то конкретно прекрасное ,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем «Девочка на шаре»,   придумать трудно.)

7. Закрепление. Проверка знаний.

-В рассказе встречается много образных выражений. Вы можете объяснить их значение?     

Накупили эскимо –  … (много купили)

Угодил одной тетеньке  в прическу  - …(попал мячом)

Не прическа, а нахлобучка - … ( взъерошенные волосы)

Смутузим по две  порции  -…(съедим по две порции)

Засветил прямо в дирижера - … (бросил мяч в дирижера)

8. - А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ?

Викторина.

1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)

2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)

3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).

4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).

5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)

6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)

7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)

Вывод:

- Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).

- Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе.

9. Тестирование:

IV. Итог урока:

- Изобразите свое настроение в конце урока, используя наши смайлики. По желанию можете продолжить предложения: «Сегодня на уроке я запомнил… Мне понравилось… Я хочу пожелать…. Я хочу похвалить….».

Выставление оценок.

  1. Д/з: (на выбор)

  1. написать письмо Дениске

  2. нарисовать иллюстрацию к рассказу

  3. составить кроссворд













 


 


 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Литература 4 класс. В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"..

Автор: Гаврилова Роза Ивановна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Литература в 4 классе Тема урока: В. Драгунский "Девочка на шаре" "
    ["seo_title"] => string(69) "litieratura-v-4-klassie-tiema-uroka-v-draghunskii-dievochka-na-sharie"
    ["file_id"] => string(6) "119965"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413560951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Список по чтению в течение учебного года в 3 классе."
    ["seo_title"] => string(54) "spisokpochtieniiuvtiechieniieuchiebnoghoghodav3klassie"
    ["file_id"] => string(6) "261918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449228427"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский "Тайное становится явным""
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym-1"
    ["file_id"] => string(6) "253432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства