Литература 4 класс. В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"..
Литература 4 класс. В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"..
Урок запланирован с использованием вопросов высокого и низкого порядка, которые учат учащихся не только работать с текстом, но и анализировать, фантазировать. Уащиеся развивают свою речь, учаться определять главную идею произведения.
Домашнее задание -на выбор, что дает возможность учащимся самим определить уровень своих возможностей и желания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор?
- Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?
- Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)
- Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз?
- Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)
- Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)
- Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)
- Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.
3. Физминутка
1 упражнение “Крутим обруч” - девочки
2 упражнение “Отжимаем гири” - мальчики
3 упражнение “Мы - гимнасты” - все – наклоны, повороты туловища на счет 1-2-3-4
упражнение “Мячики” – прыгаем
4. Ребята, я предлагаю Вам тоже устроить антракт. И во время нашего антракта я вам расскажу о некоторых цирковых профессиях.
- Этот цирковой артист искусно выполняет акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия. Кто это? Эквилибрист.
- Этот артист демонстрирует искусные трюки, основанные на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения. Кто это? Фокусник.
- Этот артист на арене цирка искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Кто это? Жонглер.
- Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это? Акроба
5. Работа с текстом: стр. 179-181
6. Работа по содержанию:
- О чем он думал после представления, когда шел домой?
- Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.
Учитель: И Денис стал ждать…
- Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).
- Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.
- Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?
- О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.
- Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой?
- В какой момент вам стало грустно?
- Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?
(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)
- Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?
- Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?
Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)
- Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?
- Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.
- Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)
- Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим)
- Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)
- Разделяете ли вы его отношение?
- Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”
- Прочитайте четвертый вопрос, стр. 181.
- А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?
- Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)
- Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?
- Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?
- Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?
- «Девочка на шаре» - подходящее название для этого рассказа?
- А другие варианты могли бы быть?
(«Цирк», «Как я ходил в цирк», «Дениска в цирке».)
- Почему же В.Драгунский выбрал именно это название «Девочка на шаре»?
(«Девочка на шаре» – это то конкретно прекрасное ,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем «Девочка на шаре», придумать трудно.)
7. Закрепление. Проверка знаний.
-В рассказе встречается много образных выражений. Вы можете объяснить их значение?
Накупили эскимо – … (много купили)
Угодил одной тетеньке в прическу - …(попал мячом)
Не прическа, а нахлобучка - … ( взъерошенные волосы)
Смутузим по две порции -…(съедим по две порции)
Засветил прямо в дирижера - … (бросил мяч в дирижера)
8. - А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ?
Викторина.
1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)
2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)
3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).
4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).
5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)
6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)
7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)
Вывод:
- Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).
- Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе.
9. Тестирование:
IV. Итог урока:
- Изобразите свое настроение в конце урока, используя наши смайлики. По желанию можете продолжить предложения: «Сегодня на уроке я запомнил… Мне понравилось… Я хочу пожелать…. Я хочу похвалить….».