Литература в 4 классе Тема урока: В. Драгунский "Девочка на шаре"
Литература в 4 классе Тема урока: В. Драгунский "Девочка на шаре"
Тема: В.Драгунский "Девочка на шаре"
Цели:Образовательная: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;
Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умению ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;
Воспитательная: способность нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.
Оборудование: работы детей рисунок - портер девочки эквилибристки, толковые словари Ожегова и Даля.
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Сегодня на уроке много гостей. А гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
2. Сообщение темы урока.
(Презентация В. Драгунский. "Девочка на шаре". Слайд №1)
- Продолжим работу над произведением В.Драгунского "Девочка на шаре".
На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.
3. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные )
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный. (Есть сюжет и художественный вымысел)
-Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
-А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)
- Кто главный герой рассказа "Девочка на шаре"? (Денис Кораблев)
- Почему в рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?
Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.
(Слайд№2)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литература в 4 классе Тема урока: В. Драгунский "Девочка на шаре" »
Литературное чтение
Тема: В.Драгунский "Девочка на шаре"
Цели:Образовательная: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;
Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умению ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;
Воспитательная: способность нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.
Оборудование: работы детей рисунок - портер девочки эквилибристки, толковые словари Ожегова и Даля.
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Сегодня на уроке много гостей. А гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
2. Сообщение темы урока.
(Презентация В. Драгунский. "Девочка на шаре". Слайд №1)
- Продолжим работу над произведением В.Драгунского "Девочка на шаре".
На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.
3. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные )
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный. (Есть сюжет и художественный вымысел)
-Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
-А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)
- Кто главный герой рассказа "Девочка на шаре"? (Денис Кораблев)
- Почему в рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?
Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.
(Слайд№2)
Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: "Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости:"
Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как "Девочка на шаре".
4. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были еще раз прочитать ещё раз внимательно перечитать рассказ и приготовить рисунок - портрет девочки эквилибристки. Чтобы рисунки получились более точными ,нужно было внимательно прочитать отрывок с описанием девочки.
-Откроем страницу учебника, найдем в рассказе и зачитаем отрывок - описания девочки на шаре.(зачитывают отрывок)
5. Работа с текстом
А сейчас давайте понаблюдаем какие изменения происходили с главным героем в течение рассказа.
Обратимся к началу рассказа, найдем отрывок о том, как воспринимал цирк Дениска в самый первый раз, когда был совсем маленький?
(А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они так нарочно делают , для смеху ,ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице:)
Каким видим Дениса?
(радостным, счастливым)
На что Денис обращал внимание, находясь в цирке?
(на оркестр, на дирижера)
Почему Денис мало, что запомнил из посещения циркового представления?
(был маленьким, глупым)
Давайте проследим, что же изменилось с возрастом у Дениса в восприятии цирка? Найдите и зачитайте отрывок, рассказывающий о том, как Денис во второй раз, уже вместе с классом пришел в цирк.
(И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят разные картины, и кругом светло и в середине лежит красный ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели.)
Что же Денису сейчас больше всего понравилось в цирке?
(выступление артиста - жонглера)
Как Денис называет это выступление?
(потеха)
Что значит началась потеха в понимании Дениса?
(стало весело)
Вам было весело, когда читали?
6. Работа с образными выражениями.
Автор использует в своем рассказ образные выражения, которые и делают его смешным.
В рассказе их встречается много. Вы можете объяснить их значение?
Накупили эскимо - : (много купили)
Угодил одной тетеньке в прическу - :(попал мячом)
Не прическа, а нахлобучка - : (взъерошенные волосы)
Смутузим по две порции -:(съедим по две порции)
Засветил прямо в дирижера - : (бросил мяч в дирижера)
- Перечитаем еще раз отрывок о выступлении жонглера? Подумайте, как его нужно прочитать, чтобы передать состояния веселья, потехи? Медленно, спокойным голосом, или читать нужно с ускорением, меняя громкость?
Вызаметили, на сколько чувствительным стал Денис? На что онобращает свое внимание в цирке на этот раз?(запах, стены, картины, Свет, красивый ковер, на потолок, блестящие качели)
Что же больше всего поразило Дениса в цирковом представлении на этот раз? (выступление девочки)
Что в ней было такого особенного? Чем она так поразила Дениса? (своей красотой)
С кем сравнивает Денис девочку?(с Дюймовочкой)
Только ли красотой девочки был сражен Денис? А выступление ему понравилось??
Обратимся еще раз к тексту.
Какая музыка сопровождала выступление девочки?
(Зачитайте строчки.)
Давайте сейчас послушаем музыку, которая сопровождала выступление девочки?
(слушание музыки)
Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске? Он же любил все веселое? (было ощущение сказки)?
Как вы думаете, если бы артист жонглер выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису?
(возможно понравился, но меньше, т.к. Денис был потрясен выступлением девочки, ее красотой)
Антракт.
После выступления девочки объявили антракт, и все побежали в буфет. Мы тоже сделаем антракт и немножко отдохнем.
- Сейчас представим, что мы - цирковые артисты. Продемонстрируем свое выступление под веселую музыку. А для этого давайте вспомним, какие цирковые профессии мы знаем.?
Этот цирковой артист искусно выполняет акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия. Кто это? Эквилибрист.
Этот артист на арене цирка искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Кто это? Жонглер.
Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это? Акробат.
После антракта дальнейшие выступления были интересны Денису?
О чем это говорит?
С кем Денис в следующий раз пошёл в цирк?
Почему Денису захотелось пойти следующий раз в цирк именно с папой?
(Видимо папа для Дениса был лучшим другом. Ему захотелось, чтобы и папа увидел эту девочку)
Можно ли сказать, что папа понимает Дениску? Откуда это видно?
(Поддержал Дениса, разделил его боль - зачитать.)
8. А сейчас вернемся к названию рассказу "Девочка на шаре" - подходящее название для этого рассказа?
- А другие варианты могли бы быть?
("Цирк", "Как я ходил в цирк", "Дениска в цирке".)
- Почему же В.Драгунский выбрал именно это название "Девочка на шаре"?
("Девочка на шаре" - это то конкретно прекрасное ,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем "Девочка на шаре", придумать трудно.)
9. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.