Тема: В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы»(из энциклопедии)
- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
-умение выражать эмоции.
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
Мотивация познавательной деятельности |
Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в осенний лес. Посмотрите на карту. По каким станциям пройдёт наш путь? (Поэтическая, Пословицыно, Загадкино, Грибная). Определим, кто в какой команде отправится в путь. (Октябрь, Сентябрь, Ноябрь). За каждое правильно выполненное задание команда получит приз - пазл картинки, которую вам надо будет собрать к концу урока. | Прочитывают названия «станций», определяют , в какой они группе. Дети знакомятся с содержимым конверта, в котором пазлы грибов |
Актуализация необходимых знаний |
Первое задание: какой месяц осени первый? Какой за ним следует? Послушайте фрагменты музыки великого русского композитора П.И.Чайковского Сентябрь, Октябрь. А какой месяц осени последний? (песня Осенью) И наше путешествие начинается со станции Поэтическая. Осень - знаменитый художник. И об этом мы читали в разделе "Люблю природу русскую. Осень." Второе задание: вспомнить стихотворения русских поэтов и прочитать их наизусть. (Тютчев Ф.И. - О какой поре осени говорит поэт? Как он её называет?; К.Бальмонт - Какое настроение у самого поэта?; А.Плещеев , А.Фет- Какое время года с нетерпением ждёт поэт?). Прочитайте выразительно стихотворение В.Брюсова так, чтобы был слышен шорох листьев. | Ответы детей Прослушивание музыки Проверка домашнего задания |
Организация познавательной деятельности |
А мы отправляемся к следующей станции. Получите новое задание. (раздать пословицы) Весна красна цветами, а осень -грибами. Где дубы, там и грибы. Где гриб вырос, там его и берут. Что вы прочитали? На какой станции мы побывали? Ответив на вопрос, вы узнаете тему урока: какое слово повторяется в пословицах? Определите тему урока. Как вы думаете, каковы цели урока?(читать произведения о грибах, отвечать на вопросы) Что вы знаете о грибах? Где растут грибы? Какие вы собирали грибы? Работа по учебнику На уроке мы узнаем новое о грибах. Откроем учебник на стр.77. Прочитаем текст (ученик). Грибы - это растения? А можно грибы отнести к животным? Найдите ответ в тексте. Сколько грибов на свете? На какие две группы можно разделить все грибы? – О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.) – Дети, а кто является автором этого текста? ( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.) – Кто знает, что такое энциклопедия? – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний». - В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах? - Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель) | Дети получают новое задание Из слов собирают пословицы, за выполнение задания группа получает пазл. Ответы детей Учащиеся определяют тему урока, его цели и задачи. Высказывания учащихся Дети знакомятся с текстом Высказывания учащихся Знакомство с определением энциклопедия Использование Атласа-определителя |
Посмотрим презентацию о грибах. А как мы называем плодовое тело?(гриб) Какой гриб лишний? В природе всё взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. | Просмотр презентации Беседа после просмотра |
- Было ли вам интересно? Что узнали нового? А сейчас проверим, названия каких грибов запомнили. Дома вы готовили загадки о грибах. И мы отправляемся на станцию Загадкино. Какие грибы получились из пазлов? Найдите сведения о них в Атласе -определителе. | Работа в группах (Дети загадывают друг другу загадки по одной). Из пазлов собирают рисунок гриба. Находят сведения в Атласе-определителя |
Валентин Дмитриевич Берестов - русский, советский детский писатель, в детстве тоже ходил на тихую охоту, а что произошло в лесу мы узнаем, прочитав стихотворение "Хитрые грибы". А грибы могут быть хитрыми? Прочитайте вполголоса стихотворение. лукошко - корзина Это слова, близкие по лексическому значению. Это синонимы. - Где искал грибы автор? - Что взял с собой мальчик? - Он собрал много грибов? - Стихотворение весёлое или грустное? Прочитайте стихотворение выразительно. | - Знакомство с произведением Самостоятельное знакомство с текстом Использование рисунка Высказывания детей |
Подведение итогов |
Мы прочитали два текста. Что их объединяет? (тема -грибы). – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. - Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт? – А чем тексты отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.) – Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? | Учащиеся отвечают на вопросы Сравнение двух текстов разных жанров ( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.) |
Рефлексия |
Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной. – А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения. Оцените свою работу на уроке. Какие произведения мы прочитали? Как нужно собирать грибы?(правила сбора грибов) Домашнее задание. Чтение стихотворения выразительно, нарисовать грибы, которых нет в учебнике, подписать их. | Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым. Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом . Высказывание детей. |