2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать умение самостоятельно читать книги;
3. Воспитывать стремление делать добро; вызывать в детях добрые чувства, учить любить всё живое, видеть преимущество добра над злом;
Этапы урока | Содержание урока | Формы работы | Слайды |
Орг. момент | (Психолого-педагогический настрой на работу) - Из глубокого колодца (руки «о») Солнце медленно встаёт (руки поднимаем над головой) Свет его на нас прольётся (руки вытянутые перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнётся (руки параллельно вниз) - С наступлением нового дня. Улыбнитесь друг другу, мне, а я вам. Пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. - Сели девочки, сели мальчики. | | |
Основная часть Речевая разминка | а) Сдуть пёрышко с ладошки: сначала плавно, затем отрывисто и со всей силы. б) Доскажи строчку, проговаривая чётко все звуки: Су-су-су – В лесу видел я лису. Са-са-са – вот бежит лиса. Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы. Со-со-со – лиса катит колесо. Се-се-се – рыбу отдадим лисе. в) Скороговорка. «Слишком много ножек у сороконожек». - Отрабатываем темп и громкость чтения (произнести сначала медленно, проговаривая все звуки, затем шёпотом, потом громко с ускорением). | Фронтал. работа | |
Проверка домашнего задания | (Чтение наизусть стихотворения по группам по два четверостишия). - Почему мальчик отказался от щенка. Что можно сказать о таком ребёнке? | Групповая работа | |
Актуализация знаний. Введение в тему | - Какой раздел мы с вами изучаем? («Люблю всё живое») - О чём хотят сказать авторы произведений, которые мы прочитали? Чему учат их стихи и рассказы? - А теперь внимательно послушайте и Отгадайте загадки (читают дети, в подсказку голоса животных) На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Хвост пушистою дугой, - Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле. | Фронтал. работа Индивид. работа | |
Мотивация. Выставка книг Сообщение темы урока | - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Произведение, которое мы прочитаем, написал очень знаменитый и известный писатель Лев Николаевич Толстой. - Посмотрите на портрет Льва Толстого. У него открытое, умное лицо. Это мудрый человек. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Я вам сегодня принесла детские книги. Посмотрите. (Читаю названия книг на выставке) Л.Н. Толстой жил в своём доме в Ясной поляне Тульской губернии. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. А в соседней деревне он устроил школу для крестьянских детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Так как детям было тяжело учиться, он писал небольшие произведения. И сегодня с одним из таких произведений мы познакомимся. - Откройте учебники на странице 22. - Прочитайте подзаголовок к нашему уроку – «Мои любимые писатели». Как вы думаете, почему имя Льва Толстого внесено в этот раздел? - Тема нашего урока звучит так: «Обходиться добром со всяким». - Подумайте, о чём будет произведение с такой темой? Значит, надо обязательно прочитать. | | |
Первичное восприятие сказки | - Ребята, а сегодня это произведение не я вам буду читать, а Лера. Она нам покажет образец правильного чтения. - Сели ровно и приготовились слушать. | | |
Физминутка | | | |
Анализ первичного восприятия | Работа над содержанием. Выборочное чтение. - О чём это произведение? - Как можно его озаглавить? (Волк и белка. Злой волк и весёлая белка.) - Что делала белка в лесу? (Прыгала, скакала) - Какой был волк? (Сонный) - Что хотел сделать волк? (Съесть белку) - Значит, какой был волк? (Голодный) - Что стала делать белка? Найдите в тексте и прочитайте. (Просить) - Что хотел волк узнать у белки? (Почему ей весело, а ему скучно, почему она играет и прыгает?) - Почему волку всегда скучно? Прочитайте. (Злость сердце жжёт) - Как вы понимаете это выражение? Бывает так на самом деле? В каком значении автор употребил это выражение? (В переносном) - В каком предложении заключена главная мысль произведения? Прочитайте. (Последнее предложение) | Фронт. работа | |
Работа с иллюстрацией к сказке | - Рассмотрите рисунок и скажите, к какому эпизоду он подходит. - Давайте составим характеристики персонажам. Волк: злой, весёлая, голодный, сытая, сердитый, ласковый голос, хриплый голос. Белка: - Волк – большой, а белка – маленькая, но сильнее волка. Почему? (У волка сердце злое, а у белки – доброе, «большое») - Что означает выражение «большое сердце»? - Почему волк не съел белку? (Из любопытства. Ему надоела такая жизнь. Его жалко. Хочется ему помочь) - Как вы думаете, зачем Л.Н. Толстой написал это роизведение? Чему мы можем научиться у этого произведения? (Обходиться добром со всяким) | Фронтал. работа | |
Подготовительная работа к чтению. Выразительное чтение | - С какой интонацией надо читать слова Волка? Слова белки? (Волк – сонный, злой; белка – весёлая, жизнерадостная) - Сейчас вы подготовите чтение по ролям в парах. Один возьмёт роль волка, а другой – роль белки. На подготовку – 1 минуту. Обратите внимание, что слова героев заключены в кавычки. - Индивидуально подготовятся Ксения и Алёша. (Чтение двух пар) Вывод: Чему учит это произведение? Что хотел сказать нам автор этим произведением? - Какая пословица более точно отразит тему произведения? • Жадность всякому горю начало. • Добро творить – себя веселить. • Кто ленивый, тот и сонливый. | Работа в парах Индивид. работа | |
Гимнастика для глаз | | | |
Проверка индивидуальной подготовки. Чтение сказки «Варя и чиж» | - Послушайте дополнительный материал о животных. (Чтение детей с индивидуальной подготовкой) - Что можете ещё добавить о белке и волке? - Прочитаем ещё одно произведения Л.Н. Толстого на странице 23. - Пока мы будем работать над этим произведением в паре – Вадим и Вика – расшифруют пословицу. Чтение произведения про чижа (Настя). - Как можно озаглавить это произведение? - У кого был чиж? - Где жил чиж? - Что Варя сказала Чижу? - Что ответил чиж? -Почему он не хотел жить в неволе? (Его дом в природе, он хочет летать и быть свободным) Вывод: Надо хорошо подумать, прежде чем завести дома какого-либо животного. А будет ли ему хорошо и уютно у вас дома? Чтение произведения по ролям (2 раза) - Сейчас мы послушаем пословицу, которую расшифровали ребята и попробуем объяснить её смысл. «Пташке ветка дороже золотой клетки» | Работа в паре. | |
Обобщение урока. Подведение итогов. | - Какие произведения мы с вами прочитали? - Эти произведения включены в русскую азбуку Л. Н. Толстого, по которой маленькие дети учились читать. - Что объединяет эти два произведения? О чём хотел сказать автор прочитанными произведениями? Можно ли это сказать сейчас современным детям? - Какой раздел мы с вами изучаем? (Любить всё живое) - Как вы понимаете это выражение? - Кто автор произведений, с которыми мы сегодня знакомились? - Что Лев Николаевич Толстой сделал хорошего для детей? - Почему имя Л.Н. Толстого является любимым для многих людей? | | |
Рефлексия. Самооценка. Дом.задание | (знак согласия – поднятая рука, несогласия – опущенная рука) - Если вы считаете, что вы хорошо читали, то поднимите руку. - Вы были активны на уроке, вы помогали учителю? - Дома вы научитесь хорошо читать эти произведения, целыми словами или поленитесь? - Скажите, чьё чтение вам понравилось больше? На какое чтение надо ориентироваться? Стр.22-23 выразительное чтение по ролям, дополнительный материал о чиже. | | |
Задания для индивидуальной подготовки.
1. Я гуляла по дорожкам парка. Как вдруг с дерева скатилась белка.
Я решила угостить зверька. Осторожно вытащила из сумки сладкий пирог, отломила кусочек и бросила белке.
Белка схватила его передними лапками и принялась поедать. Я подбросила ей еще кусок, побольше. Вскоре к белке по кусочкам «улетела» половина пирога.
Я протянула ей всё, что осталось. Белочка сорвалась с места и резко выдернула из моей руки остаток пирога. Так я и осталась без пирога, но узнала новое о поведении белок.
Первое, что сделает волк, наполнив желудок, - свернётся клубочком и хорошенько вздремнёт. Проснувшись, с удовольствием порезвится. Если ему захочется поиграть,
он начнёт прыгать из стороны в сторону, совсем как собака.
Малыши-волчата очень любят шалить. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек – своих прошлогодних детей. У волков нянька называется переярок.
- Пташке ветка дороже золотой клетки.