kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема: «Дикие животные»
Цели: уточнить знания дётей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.
Xoд занятия
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.
2. Беседа по картинкам о диких животных
Логопед выставляет картинки животных. 
-  Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?
 а) Логопед загадывает загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, 
Хвост пушистый — краса —
А зовут ее ... (Лиса.)
- Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)
- Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)
Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)
(Лисья морда, лисьи уши и т.д.)
Образование сложных прилагательных:
- у лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)
- У лисы длинный нос.
- У лисы острые уши.
- У лисы короткие усы.
- У лисы рыжий хвост.
- У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, oнo может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие; глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстроро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.
б) Логопед загадывает загадку:
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу. (Медведь.)
- Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)
- Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.)
(Медвежья лапа и т.п.)
- Назови члёнов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата)
- Как называется жилище медведя? (Берлога.)
- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькиё глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он
 усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
в) Логопед загадывает загадку:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
- Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса - ищ:
- У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)
- Какой волк? (3лoй, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)
Дидактическая игра «Чьё это?»
- Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имёют крепкие острые когти. У волки прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте.
г) Логопед загадывает загадку:
3верька, узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой — летом. (Заяц)
- Какой заяц? (быстрый; трусливый, серый, белый, ловкий...)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, весёлый — грустный, умный -  глупый, длинный — короткий.
- У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Hоры не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.
3. Физкультминутка
4. Продолжение беседы о диких животных
а) Логопед загадывает загадку:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы звёрю жить в тепле. (белка.)
- Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)
- Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки ...)
- Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (бельчонок.)
Дидактическая игра «Чье это?»
- Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. 3убы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.
б) Логопед загадывает загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной: (Ёж)
- Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...) 
- Назовите его семью (Ёж, ежиха, ежата, ежонок.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
- Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ...ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ...ежу. Я вам рассказал (о ком?) ... о еже.
- Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности ёж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.
в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.
- Лось - очень крупное животноё. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.
5. Итог занятия
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста" »

Тема: «Дикие животные»

Цели: уточнить знания дётей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Xoд занятия

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных

Логопед выставляет картинки животных.

- Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?

а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса —

А зовут ее ... (Лиса.)

- Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

- Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)

Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.)

Образование сложных прилагательных:

- у лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

- У лисы длинный нос.

- У лисы острые уши.

- У лисы короткие усы.

- У лисы рыжий хвост.

- У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, oнo может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие; глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстроро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.

б) Логопед загадывает загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

- Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)

- Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.)

(Медвежья лапа и т.п.)

- Назови члёнов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата)

- Как называется жилище медведя? (Берлога.)

- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькиё глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он

усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку:

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

- Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса - ищ:

- У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

- Какой волк? (3лoй, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чьё это?»

- Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имёют крепкие острые когти. У волки прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку:

3верька, узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой — летом. (Заяц)

- Какой заяц? (быстрый; трусливый, серый, белый, ловкий...)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, весёлый — грустный, умный - глупый, длинный — короткий.

- У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Hоры не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных

а) Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы звёрю жить в тепле. (белка.)

- Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

- Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки ...)

- Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

- Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. 3убы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной: (Ёж)

- Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...)

- Назовите его семью (Ёж, ежиха, ежата, ежонок.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

- Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ...ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ...ежу. Я вам рассказал (о ком?) ... о еже.

- Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности ёж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

- Лось - очень крупное животноё. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Кривомлина Ольга Владимировна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства