http://I. Организационный момент. Ребята, встаньте, пожалуйста, поприветствуйте наших уважаемых гостей, которые будут с нами на нашем уроке. Благодарю вас. II. Актуализация знаний. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» (Слайд №1) Я буду задавать вопросы, а вы их внимательно слушайте и догадайтесь, в каких случаях надо хором говорить «Это я, это я, это все мои друзья!», а в каких случаях надо молчать. Договорились? Внимание! Начинаю! Кто ватагою весёлой Каждый день шагает в школу?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура поведения»
Тема «Культура поведения»
Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
Задачи:
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).
Оборудование: кружки двух цветов красный и зелёный, карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, встаньте, пожалуйста, поприветствуйте наших уважаемых гостей, которые будут с нами на нашем уроке. Благодарю вас.
II. Актуализация знаний.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» (Слайд №1)
Я буду задавать вопросы, а вы их внимательно слушайте и догадайтесь, в каких случаях надо хором говорить «Это я, это я, это все мои друзья!», а в каких случаях надо молчать. Договорились? Внимание! Начинаю!
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
Кто из вас, скажите вслух,
На уроке ловит мух?
Кто из вас своим трудом\\\Украшает класс и дом?
- Скажите, пожалуйста, в каких случаях вы говорили хором, а в каких молчали?
- Правильно, когда поступок хороший – это про нас; если плохой – это не про нас.
III. Сообщение темы урока.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках и самим назвать тему сегодняшнего урока. (Слайд №2)
Задание: В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему урока.
ЗЗЗКУЗЗЛЬЗТУЗРАЗЗПОЗЗВЕЗДЕЗНИЯЗЗЗ
- Правильно. Тема нашего урока «Культура поведения». (Слайд №3) Сегодня мы вспомним правила поведения в общественных местах, будем учиться быть культурными.
IV. Изучение нового материала.
- Что значит быть культурными? (Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить. Значит - вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.)
- Ребята, правила культурного поведения еще называют этикетом.
Словарная работа – этикет. (Запись в тетрадь) (Слайд №4)
- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах
Правила поведения в гостях
К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это?( волк, хомяк, белочка, поросёнок, лисёнок) (Слайд №5-8)
По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.
-Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал;
-Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой;
-Поросёнок стал разговаривать во время еды с набитым ртом;
-Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась, есть бесшумно.
- Лисёнок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой.
Каков правильный ответ? (Белочка, Лисёнок)
Давайте с вами ещё раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные дети.
Правила поведения в гостях (слайд №9)
В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно
Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом
Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно
Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки
Не клади локти на стол, не играй во время еды.
Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.
2. Правила поведения в общественном транспорте
Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (слайд №10-11)
Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит…
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!
Вопросы:
Понравился ли вам главный герой?
Какое правило нарушил Николай
Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров. (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)
Дети обязаны: (слайд №12)
входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
держаться за поручни в салоне;
покупать билеты у водителя только на остановке;
быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.
Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю.
Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.
Детям-пассажирам запрещается: (слайд №13)
отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;
открывать двери транспорта во время его движения;
высовывать голову и руки из окон.
Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество
Физминутка «Как живешь?» (слайд №14)
В.: Внимание! На месте шагом марш!
В.: Как живешь?
Д.: Вот так! (Дети показывают большой палец правой руки).
В.: Как плывешь?
Д.: Вот так! (Дети имитируют плавание).
В.: Как бежишь?
Д.: Вот так! (Дети бегут на месте).
В.: Вдаль глядишь?
Д.: Вот так! (Делают лодочкой «козырек» над бровями).
В.: Как летишь?
Д.: Вот так! (Взмахи руками).
В.: Машешь вслед?
Д.: Вот так! (Прощальные взмах руки).
В.: А шалишь?
Д.: Вот так! (Дети прыгают и кричат).
3.Ну вот наши гости попадают в библиотеку. Как нужно вести себя в библиотеке.
Прочитайте стихотворение, подумайте над правилами поведения в библиотеке.
Есть страна чудесная на свете, Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети, Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!
- А сейчас посмотрите на картинку. (слайд №15)
-Скажите, какое правило нарушил зайчонок?
- Скажите, а вырывать странички из книжки можно?
Книги нужно беречь (слайд №16)
• Нельзя книги перегибать
• Нельзя загибать книжные страницы
• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
• Нельзя писать и рисовать в книгах
• Нельзя читать книги во время еды
А как нужно вести себя в библиотеке? (слайд №17)
Войдя в библиотеку нужно поздороваться
В библиотеке вести себя тихо, не кричать
При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора
С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички
Получив книгу, нужно сказать спасибо
И самое главное вовремя возвращать книгу
- Ну, вот и подготовили наши герои домашние задания. А давайте вспомним, как нужно вести себя в школе, ещё раз напомним нашим гостям .
Собираться нужно заранее, время нужно рассчитать, чтобы не опоздать в класс. Приходить за 10 минут до начало уроков.
Посмотрим на рисунки (слайд №18), и скажем, где зверята поступают правильно, а где нет?
4. Правила поведения в школе: (слайд №19)
Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок
Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку.
Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам.
Во время урока внимательно слушать учителя.
На переменах нельзя бегать, кричать.
Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.
V. Практическая работа.
Разыгрывание реальных ситуаций
- Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня на столе карточку, на которой будет написано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?
Задания на карточках
1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».
2) Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.
- Нужно встать обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)».
3) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
- Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек).
4) За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
5) Вы чихнули. Ваши действия.
- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».
VI. Закрепление изученного материала
- Ребята, в жизни бывают такие ситуации, когда трудно одному принять решение, выбрать правильный ответ, и тогда на помощь приходят ваши учителя и воспитатели, родители или друзья. И сейчас мы будем работать в группах.
Вы должны в группах прочитать ситуацию, подумать и выбрать правильный ответ.
1 ситуация: По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом. Что он должен был сделать?
Поднять свёрток и отдать женщине.
Окликнуть женщину и сказать, что у неё упал свёрток.
Пройти мимо.
2 ситуация: Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
Предложить ему выпить чай вместе с тобой.
Предложить гостю посмотреть телевизор, а самому допить чай на кухне.
Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдёт.
Игра «Да – нет» (слайд №20)
Условия игры просты:
Если – вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Помолчите.
1.Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Все равно ты едешь стоя,
Лучше денег съэкономить.
2. Если стали вам грубить
Нужно вслед им нахамить.
3. Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «Спасибо».
4. Если вы зашли в кино
А оно идет давно
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать»!
5. Если к вам пришла подруга
Вы представьте её другу.
6. Если кто–то вдруг случайно
Вам на ногу наступил
Как бы он ни извинился
Поступок этот мы простим
.\Давайте мы поиграем в игру « Вежливо – невежливо». (слайд №21) Если вежливо, то зелёный кружок, если нет – красный кружок.Поздороваться при встрече…
Толкнуть, не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Не вставая, обратиться к учителю…
Взять билет на транспорт у кассира…
Не уступить место пожилому человеку…
VII. Нарисуй настроение. (слайд №22)
- Посмотрите на эти смайлики. Они отражают разное настроение. Возьмите фломастер и нарисуйте своё настроение, которое было у вас на уроке.
VIII. Итог урока (слайд №23)
- Молодцы! Вы все принимали активное участие на уроке. (ОЦЕНКИ) Дарю каждому из вас по маленькому солнышку, и пусть его лучики согревают вас своим теплом и дарят хорошее настроение.