Цель: помочь детям задуматься о самих себе, о своих поступках, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков.
Задачи:
Обучать детей работе в группах, в парах.
Учить детей культуре поведения. Учить рассуждать, делать выводы.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.
1. Оргмомент. Дыхательная гимнастика
2. Сообщение нового мтериала
- Я давно за вами наблюдаю, мне интересно, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы ведете себя на переменах. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – не очень.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Как можно назвать это одним словом? (поведение).
Словарная работа: поведение
- Что такое поведение?
- Поведение – это образ жизни.
- Какое поведение бывает?
- Итак, назовите тему нашего урока.
- Культурное поведение на переменах
- Что такое культурное поведение на переменах?
Словарная работа: культура
- Что же такое культура?
- Культура – это высокий уровень чего – нибудь, высокое развитие, умение.
- Где должна проявляться культура поведения? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Как мы себя должны вести ?
- Рассмотрим пример поведения в школьном коридоре. Послушайте стихотворение “Перемена”.
Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
- Чему учит стихотворение? (культуре поведения)
3. Закрепление материала
- Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
- Д/У «Исключи лишнее»
Практическая работа: У каждого на столе таблица: «Культура поведения на переменах».
- Как себя надо вести в коридоре? - спокойно ходить
- тихо разговаривать
- соблюдать чистоту
- громко кричать
- кататься на перилах
Итог:
“В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!”
Д/И "Продолжи фразу"
- На перемене можно... Работа в группах.
(Дети пишут на каточках, затем закрепляют карточки на доске).
• поиграть: в настольные игры;
• помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
• сходить в библиотеку, почитать книгу;
• сходить в столовую;
• встретиться с друзьями.
- Молодцы, я вижу вы знаете чем можно заняться на перемене.
Д/И «Часы»
-А сейчас, мы посмотрим, как вы можете общаться со своими друзьями на разные темы. Предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, которая называется “Часы”.
Очень хочется узнать умеете ли вы общаться друг с другом (учащиеся рисуют макеты часов и выставляют их на доске)
Детям предлагается выбрать макеты часов и поставить цифры на часах, а теперь найдите время 11, 12, 1. Вы должны назначить две встречи на разное время. Например:
-Маша, ты свободна в 11 часов?
- Да, свободна. Давай встретимся. ( Маша ставит себе на циферблате начальную букву имени того человека, с кем назначена встреча. …Тот человек соответственно букву “М”. Итак, надо назначить ещё одну встречу. Все готовы. Когда я говорю: “Без пяти 11, вы ищите того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Тему для разговора задаю я. Всем понятно? Так же происходит и с другой встречей.
Темы: О погоде. О последнем фильме, который смотрели. Об увлечениях.
- Поднимите руки, те, кому понравилось общаться.
- Что тебе было интересно узнать? И на какую тему?
- При помощи этой игры, вы общались друг с другом. Это говорит о том, что вы можете общаться со своими друзьями на разные темы.
Решение проблемной ситуации. Работа в группах.
(Дети вытягивают карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).
- Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит “сломя голову”.
-Спасибо за решение.
4.Итог:
- Что было, если бы вы не соблюдали правила поведения на переменах?
- А тебе надо соблюдать правила поведения? Для чего?
- Какие правила поведения на перемене ты знал до сегодняшнего урока?
- Какие еще правила ты узнал сегодня?
Ребята, чем вы будете заниматься на перемене? (Спросить каждого ребёнка). Вы уходите на перемену, и мне хотелось бы, чтобы каждый занялся на перемене тем, о чём сейчас проговорил.
Желаю вам удачи, успехов.