kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Куликовская битва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 4 классе по теме "Куликовская битва"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Куликовская битва»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением английского языка «Гармония»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан












Урок окружающего мира в 4 в классе



«Куликовская битва»






Учитель начальных классов

Васильева Лилия Михайловна
















Кумертау

2020

Цели: 
- познакомить учащихся с одним из важных событий, происходивших в истории русского народа - Куликовской битвой. Выяснить значение Куликовской битвы в истории Древней Руси;

- сформировать представления о подвигах защитников Руси;

-сформировать представления о князе Дмитрии Донском, о его роли в истории России;

- учить анализировать исторические события, делать выводы, давать свою оценку событиям, определять их последовательность; устанавливать причинно-следственные связи; учить работать с разными источниками информации;
 - воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну.

Формируемые УУД:

Личностные УУД

– интерес к познанию окружающего мира;

– осознание своей гражданской позиции: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, за свой народ и историю;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД

– выбирать речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

–использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, для данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


Оборудование: презентация по теме урока, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран.


Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Куликовская битва»



-Улыбнитесь друг другу. Повернитесь, поприветствуйте, улыбнитесь гостям.

-Садитесь. Поприветствуйте соседа по лицу (кулачки), соседа по плечу (подать руки).

Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки.

Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.




- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.


Тест на знание изученного материала (карточки белого цвета)

- Ребята, на столах карточки белого цвета. Номер 1 раздаёт их. Вы работаете с соседом по плечу. На выполнение этого задания вам отводится 4 минуты. Время пошло.

(включаю таймер).

По окончании – сигнал привлечения внимания, поднятая рука вверх: «Клаааасс». Дети: «Дааа…»



1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды

а) Москва, Владимир, Ярославль;     б) Тверь, Киев, Переславль; 

в) Рязань, Козельск, Смоленск.

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?

а) дверь, калитка;     б) сумка;         в) кошель.

3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

а) Киев;           б) Владимир;            в) Москва.

4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

а) южные;             б) юго-западные;            в) северо-восточные.

5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

а) стала больше, чем была;   б) стала меньше, чем была;   в) не менялась.

6. В каком веке возник Троицкий монастырь?

а) в XII веке;     б) в XIV веке;     в) в XIX веке.

7. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

а) охотники, лучники, бортники;  

б) камнерезы, кузнецы, кожевники;

в) бронники, лучники, щитники, кольчужники. !!! СПРОСИТЬ в соврем.мире – вместо кольчуги???

8. Как называлось место торговли возле Кремля?

а) базар;            б) рынок;               в) торжище.

9. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

а) соболью шубу;     б) Золотой перстень;  в) шапку Мономаха

   

-Ребята, проверим правильные варианты ответов

- Обменяйтесь с соседом по плечу. На экране вы видите оценивание теста.

- Проверим правильность выполнения.

(дети зачитывают вопрос и правильный ответ)

- Поставьте оценку. Вы молодцы!!!

2 задание

-Ребята, на доске следующее задание. Вам необходимо соотнести фотографии с историческими личностями, датами, и событиями. Давайте рассмотрим их по порядку.

1. Памятник Кириллу и Мефодию

2. Александр Невский

3. Калита

4. Шапка Мономаха



- На ваших столах лежат конверты, №1 достаньте их содержимое разрезанная тема урока «Куликовская битва».

- Сформулируйте тему нашего урока.


Прикрепляю название темы урока на доску


У меня на доске есть вопросы, выберите из них подходящие к нашему уроку. Прочтите их и уберите лишние, те, что нам не пригодятся на сегодняшнем уроке


На экране.


-Почему произошло это сражение?

-С кем была эта битва?

-Где живут белые медведи?

-Где была битва?

-Как называется столица нашей Родины?

-В каком году произошло сражение?

- Как правильно питаться?

- Как происходит смена дня и ночи?

-Кто стал победителем на поле Куликовом?


(позже вылетает надпись ЗАДАЧИ) на слайде.


На этом уроке мы ответим на вопросы истории, связанные с этим событием:


– Сегодня на уроке мы окажемся на Куликовом поле, где увидим сражение войска князя Дмитрия Донского за Землю Русскую.

Сегодня мы узнаем, как впервые, спустя 140 лет господства Орды, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар.

Это произошло при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.


Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно. Орда в это время ослабела и распалась на части. Между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода хан Мамай. (картинка)


Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему дани.


Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.


-Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

- Летом 1380 года князю Дмитрию Ивановичу стало известно, что на Русь идёт огромное войско, во главе с ханом Мамаем.

- Ребята, как вы думаете, при каком условии Русь могла дать отпор монголо-татарам?

(все русские княжества должны объединить свои силы.)

- Правильно. Поэтому он разослал по всей Русской земле скорых гонцов с призывом собирать все силы, для отпора врагу.


Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением к Сергию Радонежскому, основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

В помощь князю Сергий дал двух богатырей: Ослабю и Пересвета.

В начале сентября русское войско вышло к Дону, к Куликовому полю. Выбор места был неслучаен. Поле располагалось между рекой Дон и ее притоком Непрявдой.

-Почему так называлось это поле? ( По названию птиц, которые там водились)



СДАЙД карта

- Князь Дмитрий Иванович переправил войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Ива­нович приказал сжечь

мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?

(чтобы его воины знали, что назад им пути нет).

на экране

-Отсюда и пошёл фразеологизм «Сжигать все мосты» что означает «решительно порвать с прошлым, делать невозможным возврат». Этот фразеологизм мы используем в современной речи.


- Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения, на Куликово поле.

- Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства.

Работа с соседом «по плечу».

- Ученики под номерами 1 и 3 открывают учебники и с соседом по плечу прослеживают передвижение русских и ордынских войск.

(Работа с картой по учебнику с. 73)

-Итак, 8 сентября 1380 года (на доску табличку) начало Куликовской битвы.

- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей.

–Ребята, что такое поединок?

(на экране слово «Поединок» - Бой один на один между двумя противниками;

- не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд Бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог.)


-Давайте рассмотрим знаменитую картину, посвященную этому поединку.

(описание Сона).

-Спасибо.

- И сразу началась жестокая битва. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Когда ордынские войска начали теснить русских ратников, из леса внезапно вылетела и ударила по врагу русская конница. Неприятель обратился в бегство.

- Мамай, стоя на высоком холме, наблюдал над разгромом своих войск.

- Весть о победе русских войск разнеслась по Руси и др странам.

- Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Почему? ТАБЛИЧКА

- Ребята, сделаем вывод, какое значение имела Куликовская битва?

( возросло значение Москвы и его князя в глазах русских людей. Победа на Куликовом поле дала людям веру в то, что зависимость Руси от Орды не будет вечной).


Работа по тексту учебника


-Ребята 1 группы открывают учебник на с. 70

- Ребята 2 группы открывают учебник на с. 72

Ученики под № 1 раздают красные карточки.

Работаем в команде.

- Чтение с пометками, находим ответы на вопросы. Время пошло.

-Класс – дааа…!

(дети зачитывают вопросы, адресуя их др ученикам своей группы).

- Ребята, назовите мне тему нашего урока?

Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

-Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

– Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

- Где произошла битва?

- Как прозвали князя Дмитрия Ивановича?

- Сделаем вывод, какое значение имела Куликовская битва?



РЕФЛЕКСИЯ

«Рефлексивная мишень»

-Ребята,оцените свою работу на уроке по 4 направлениям, ориентируясь на шкалу, где в центре 5. Нарисуйте свое попадание.

















Описание картины.

Знаменитая картина Михаила Ивановича Авилова. Создана она в 1943 году. Художник изобразил легендарный бой, который произошел между богатырем Пересветом и воином татарского войска Челубеем. Этот поединок положил начало сражению на Куликовом поле. Как ни печально, но оба воина погибли. Но принято считать, что победил все же Пересвет. Его конь довез хозяина до войска. Челубея же попросту выбили из седла.

Художник создает максимально простую композицию. В центре полотна два коня, которые взвились на дыбы. На них сидят сражающиеся. Слева мы видим Пересвета. А справа – Челубея. Герои изображены максимально крупно. Все остальное становится лишь фоном, так как основные фигуры подавляют собой другие детали. Кони действительно страшные. Их гривы вьются по ветру, зубы оскалены, морды пугают свирепостью.

Выделяется щит воина, он пестрый. Мы видим, что Пересвет проткнул его свои копьем. Кольчуга и шлем богатыря ярко блестят на солнце. Художник смог передать динамику этой битвы. Его полотно максимально осязаемо. Кажется, еще мгновение, и мы услышим шум ветра, ржание коней и треск ломающихся копий.

Живописец – настоящий мастер, умело пользующийся красками. Его полотно поражает буйством и богатством цветов. Именно оттенками Авилов смог передать настроение русского и вражеского войска.

Слева преобладает серый тон. Он говорит о том, что солдаты замерли в тревожном ожидании, но при этом они выдержанны и спокойны. Справа мы видим пестрые цвета. .Мы чувствуем, что татаро-монголы беспокоятся и не уверенны в том, чем закончится этот грандиозный поединок.

Картина Авилова была создана в годы Великой отечественной войны. Неслучайно он берет именно этот исторический сюжет. Важно было поддержать дух русских воинов и провести яркие параллели с Куликовским сражением.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Куликовская битва

Автор: Васильева Лилия Мувараковна

Дата: 16.11.2022

Номер свидетельства: 617473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»"
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapoistoriirossiiv6klassienatiemumoskvatsientrborbysordynskimvladychiestvomkulikovskaiabitva"
    ["file_id"] => string(6) "319207"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460775785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока по истории: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-istorii-moskva-tsientr-bor-by-s-ordynskim-vladychiestvom-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "130426"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415897912"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Зачетная работа по истории 10 класс по теме "Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(67) "zachietnaia-rabota-po-istorii-10-klass-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "192577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427472990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок по теме "Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "198952"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428492373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства